Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Существует большое количество определений политической партии, однако проблемой многих из них является то, что они не охватывают всех разновидностей партий. Например, если вслед за Дж. Сартори определять партию как политическую группу, участвующую в выборах, то как тогда называть партии, которые не участвуют в выборах — революционные или тоталитарные? Поэтому наиболее верным представляется определение, указывающее на универсальную черту всех партий — стремление прийти к власти. Таким образом, партия — это политическая группа, основной целью которой является получение и удержание политической власти.

Партии можно классифицировать по различным основаниям. С точки зрения идеологии партии часто делят на левые и правые, но, как мы указывали в одной из предыдущих глав, такое деление недостаточно точно. Более подходящей классификацией является отнесение партий к конкретным идеологиям — либеральные партии, коммунистические партии и т. д. (см. главу Политическое сознание и политическая идеология). Следует учитывать, что не всегда самоназвание партии отражает её реальную идеологию — например, ЛДПР является скорее консервативной, чем либеральной партией, так как выступает за сильное централизованное государство.

Другое основание для классификации партий — их отношение к существующей политической системе, согласно которому они могут быть правящими, системной оппозицией и несистемной оппозицией. Правящая партия — та, которая оказывает решающее влияние на текущий политический курс. Возможна коалиция из нескольких одновременно правящих партий. Системная оппозиция не может менять текущий политический курс, выступает против него, но при этом признает легитимной власть правящей партии и надеется сменить её в рамках существующей системы. Несистемная оппозиция отказывается признавать власть правящей партии и призывает к тотальному переустройству текущей системы. Революционные партии, такие как большевики в царской России, являются примером несистемной оппозиции.

Партии также различаются по типу своей внутренней организации. Один из классиков партологии (дисциплины в политической науке, изучающей партии), М. Дюверже, разделил их на кадровые и массовые. Кадровые партии являются более старыми, к ним относятся виги и тори в Великобритании, республиканцы и демократы в США и некоторые другие партии. Название «кадровые» указывает на то, что такие партии состоят преимущественно из профессиональных политиков и обслуживающего избирательные кампании персонала — численность членов этих партий невелика. У них зачастую нет системы формального членства в партии, партийных взносов и жесткой дисциплины. Они не придерживаются четко зафиксированной идеологии, например, сейчас демократы в США более либеральны, а республиканцы более консервативны, но сто лет назад ситуация была обратной.

Массовые партии, как следует из их названия, ориентированы на привлечение в свои ряды широких слоев населения. Первые такие партии появились в конце XIX века и были тесно связаны с профсоюзами. Массовые партии основываются на четкой идеологии — социал-демократии, коммунизме, фашизме. Они имеют пронизывающую общество сеть отделений, вербующих сторонников. Для них характерны сбор членских взносов и партийная дисциплина. Первая половина XX века была эпохой господства массовых партий. В одних странах они пришли к власти путем выборов, как лейбористы в Великобритании, в других — после революций, как большевики. Основой тоталитарных режимов всегда являются массовые партии, но партии такого типа могут действовать и в демократической системе.

Во второй половине XX века, в связи с изменениями в обществе и политике начали появляться и распространяться и иные типы партий. К кадровым (небольшим по численности, без четкой идеологии) и массовым (большим по численности, с четкой идеологией) добавились программные (с четкой идеологией, но небольшие) и клиентелистские (лишенные однозначной идеологии, но большие по численности).

Партии в одной стране неизбежно взаимодействуют между собой и совокупность таких взаимодействий называется партийной системой. Исходя из численности партий, возможны следующие варианты партийных систем:

Беспартийная — в стране отсутствуют (чаще всего запрещены) любые легальные партии. Примерами являются абсолютные монархии.

Однопартийная — существует только одна значимая партия, другие отсутствуют или имеют слишком малую поддержку. Хотя такая система типична для тоталитарных и авторитарных режимов, в демократических странах тоже возможны случаи, когда подавляющее большинство поддерживает одну партию.

Двухпартийная — за власть конкурируют две партии, остальные имеют слишком маленькую поддержку. Подобные системы исторически сложились в Великобритании и США.

«Двух-с-половиной» партийная система наблюдается в случае, когда помимо двух влиятельных партий имеется небольшая третья, которая своей поддержкой может решить исход их конкуренции. Примером может служить ФРГ.

Многопартийная система состоит из трех и более значимых партий. Возможна умеренная многопартийность (3-5 партий) и крайняя многопартийность (более 5 партий)

Партийная система, согласно открытым М. Дюверже закономерностям, связана с избирательной системой. Если избирательная система мажоритарная, то побеждать сможет только одна партия, а значит, сформируется двухпартийная система с конкуренцией двух сильнейших партий. Если же избирательная система пропорциональная, то даже у небольших партий будет шанс получить несколько мест в парламенте, и потому система будет многопартийной. Эти закономерности, надо отметить, не учитывают случай появления сильных региональных партий, создающих многопартийность даже при мажоритарной системе.

Группы давления являются чуть ли не противоположностью партиям – малочисленны, преследуют локальные частные интересы, как правило, имеющие финансовую подоплёку, по достижении цели часто распадаются. Группы давления претендуют на политическое влияние, как и партии; поэтому сильны их позиции там, где слабы партии (в том числе при президентской системе), сильно влияние отдельных регионов или корпораций. Группы давления могут быть внутрисистемными и внесистемными. Действия групп давления в отношении правящей элиты, подталкивающие к принятию нужного решения, называются лоббизмом. Большинство исследований показали, что лоббизм ограничивает экономическую политику правительства и усиливает социальное неравенство.

Политические движения являются организованными представителями частей общества, неудовлетворённых состоянием общества в целом или какой-либо отдельной сферы; они выступают за изменения социального устройства и адресуют свои требования политической системе. Их действия носят идеологический характер, но преподносятся идеологии, оппонирующие политической системе. Как примеры можно назвать пацифистов, радикальное крыло "зелёных", анархистов, неонацистов, правозащитников и т.д. Ярким примером последних лет служит движение антиглобалистов, в котором соединились представители сразу нескольких социальных движений. Причинами распространения политических движений являются социальная дифференциация (в том числе субкультурация) и демократизация. Наиболее сильным влияние политических движений будет в либеральном обществе. Поскольку каждое действие рождает противодействие, то в противовес политическим движениям, выступающим за перемены, возникают и консервативные политические движения, которые пытаются свести на нет деятельность первых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусов А.Б. Дискретная модель лоббистской коммуникации // Полис, 2006, № 4.

2. Васильев Л. В. Становление политических партий и партии «нового типа» // Общественные науки и современность. – 2010. - №2.

3. Галкин А.Б. Партийная система на Западе и в России. Проблемы и перспективы. М., 2002.

4. Гельман В.Я. О становлении российской партийной системы и практиках политических коалиций // Полис, 1997, № 2.

5. Гельман В.Я. Перспективы доминирующей партии в России // Pro et Contra, 2006, № 4.

6. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения. Есть ли потребность в новых разграничениях // МЭиМО, 1997, № 1.

7. Дюверже М. Политические партии. М., 2007. – 540с.

8. Елизаров В.П. Группы интересов, партии и партийная политика. СПб., 2007. – 55с.

9. Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис, 2007, № 1, с. 120-132.

10. Кукина Н.В. Современные политические партии. Ярославль, 2006. – 123с.

11. Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. М., 2006. – 162с.

12. Политические партии России: история и современность. М., 2000. – 631с.

13. Смольников А.Н. Какие общественные и политические организации нужны России. М., 2006. – 84с.

14. Холодковский К.Г. Противостояние левые-правые: анахронизм или смена координат // Полис, 2006, № 6.

15. Холодковский К.Г. Социально-психологическая дифференциация российского населения и процесс формирования партий // Полис, 2001, № 5.

16. Чуланов Ю.Г. Власть и политическая оппозиция в современной России. СПб., 1999.

17. Чуланов Ю.Г. Россия в политическом измерении. СПб., 2002.

18. Яргомская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России // Полис, 1999, № 4.

Наши рекомендации