Самостоятельность судов и независимость судей
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..1
1. Самостоятельность судов и независимость судей………………………….3
2. Обеспечение права на судебную защиту…………………………………….6
3. Состязательность и равноправие сторон……………………….…………...9
4. Обеспечение разумного срока судопроизводства и исполнения актов правосудия………………………………………………………….....................11
5. Презумпция невиновности………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………..…21
Введение
В нынешний век нестабильности и двойных стандартов, когда, казалось бы, самые священные постулаты в экономике, политике, дипломатии, праве грубо деформируются и отбрасываются. Когда лживость, меркантилизм и грубая сила людей, государств и корпораций прикрыты громкими заявлениями о всеобщем благе, особое значение приобретают наработанные десятилетиями и всемирно признанные за основу стержни, принципы, соблюдение которых является обязательным и не подлежит двойному толкованию. Эти своего рода "заповеди" существуют в каждой сфере общественной жизни, и их основное назначение - это контроль за тем, чтобы с течением времени понятия о справедливости, честности, чести и т.д. в профессиональной сфере не размывались и не деформировались слишком сильно, а также не подменялись личными выгодами. Они должны оставаться максимально однозначными и ясными. По крайней мере, настолько, насколько это позволяет субъективный характер данных понятий.
Соблюдение принципов профессиональной организации и деятельности имеет огромную важность для правовой системы. Право создано для регулирования общественных отношений. От решений, принятых в сфере права, зачастую зависит жизнь и судьба людей. Прямым и одним из самых важных механизмов воплощения права в жизнь, является судебная власть. Именно на неё ложится основная нагрузка по использованию и применению правовых норм в повседневной жизни. Через суды всех уровней в Российской Федерации проходят десятки тысяч людей ежедневно и участвуют в разрешении вопросов широчайшего диапазона: от бытовых споров из-за разногласий по поводу совместного использования лестничной клетки до тяжких уголовных обвинений с перспективой пожизненного заключения. Абсолютно естественным и особенно важным в таких условиях, напрямую затрагивающих судьбы людей, является применение, как в судоустройстве, так и в судопроизводстве единых и однозначных, проверенных временем принципов, что необходимо для максимальной эффективности и полезности судебных разбирательств, а также для ограждения граждан РФ от произвола и беззакония, как вне стен государственных органов, так и внутри них.
Принципы - это основополагающие правила, в соответствии с которыми существует и в рамках которых работает судебная власть. В целом признаётся и выделяется порядка полутора десятка принципов организации и деятельности судебной власти, но я подробно остановлюсь на пяти из них: самостоятельность судов и независимость судей; обеспечение права на судебную защиту; состязательность и равноправие сторон; обеспечение разумного срока судопроизводства и исполнения актов правосудия; презумпция невиновности.
Самостоятельность судов и независимость судей
Появление данного принципа обусловлено историческим опытом множества стран, в которых в то или иное время пришло ясное осознание необходимости обеспечения максимально объективной деятельности судов. Даже в большинстве современных демократических государств суды стали независимыми не так давно. Наследственные правители, диктаторы, влиятельные бизнесмены и чиновники всегда были заинтересованы в благополучном для себя исходе формально независимого судебного процесса и считали своим долгом помочь судье принять решение, соответствующее их интересам. Это решение обеспечивалось различными видами взяток, посулов или угроз.
Когда в мире проявилась тенденция к переходу (или, по крайней мере, провозглашение этого перехода) большинства стран мира к демократической форме правления, стала понятна необходимость обеспечения основного принципа демократического государства – принципа разделения властей. А для соблюдения этого принципа необходимо, конечно же, обеспечить независимость судебной власти, чему и обязано появление этого, уже судебного, принципа.
В Российской Федерации самостоятельность судов и независимость судей провозглашены в ст. 120 Конституции, где написано:
«1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.»
Таким образом, в конституции Российской Федерации, не только в общем провозглашена независимость судебной власти, но и прямо указано на несвязность судей решениями других государственных органов при принятии решений.
Также данный принцип закреплён в ряде федеральных законов РФ, таких как Закон о судебной системе, Закон о статусе судей, Закон о судах общей юрисдикции, Закон о Конституционном Суде, Закон о мировых судьях и т.д.
Для реальной защиты судей от порочного или агрессивного воздействия в РФ существует система гарантий независимости судей. Фундамент закладывался ещё в первые годы существования новой России. Так, например, в соответствии с Законом о статусе судей, принятом ещё 26 июня 1992г., независимость судей должна обеспечиваться:
1. Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
2. Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу[1].
В этом же законе говорится об особой защите государства, которая распространяется на судью ,его семью и имущество[2].
К числу законов, более детально регламентирующих средства и способы защиты судей от пагубного влияния, относится ФЗ «о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в котором написано, что независимость судей гарантируется такими средствами как:
- выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
- переселение на другое место жительства;
- временное помещение в безопасное место;
- замена документов, изменение внешности.
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
- перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы1
Важным дополнением, также призванным обеспечить широкую огласку ходу судебного разбирательства, и, таким образом, защитить самих судей от угроз, также отвести их от ошибочных решений, является обязательное требование к ним публиковать сведения о конкретных лицах, обращавшихся к ним с конкретными «внепроцессуальными вопросами». Это инструмент общественной превенции, ведь предполагается, что общество, наблюдая за деятельностью того или иного судьи, представляет из себя влиятельный инструмент благотворного воздействия на судей.2