Региональный и университетский уровни. Зав кафедрой профессор, док
Зав кафедрой профессор, док. ист. наук Л.И. Шерстова
Цели и задачи учебной дисциплины
Рабочая программа курса “Политология” составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в ТПУ. Она предназначена для студентов Института дистанционного образования всех специальностей.
Требования к знаниям и умениям студентов по учебной дисциплине политология (ГСЭ. 05)
Федеральный уровень
Студент должен:
· иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, политических системах и политических режимах в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;
· знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксеологические и инструментальные компоненты политического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
· знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности.
Региональный и университетский уровни
Студент должен:
· иметь представление о методологических подходах политической науки, программах компаративных исследований, новейших информационных технологиях;
· знать теоретические модели, объясняющие факты и явления политической жизни, различать нормативный и эмпирико-аналитический подход в их объяснении;
· понимать объективную необходимость и функциональное назначение политической власти, политических институтов, государства, политических партий;
· иметь представление о конституционных основах российского государства, полномочиях исполнительной, законодательной, судебной власти; структурах власти и субъектов федерации, муниципальных органов и учреждений;
· знать основные характеристики тоталитарного, авторитарного, демократического политических режимов;
· иметь представление о гражданском обществе и правовом государстве, демократических институтах и ценностях;
· уметь анализировать партийные программы, избирательные лозунги, давать адекватную оценку политическому популизму, экстремизму и другим девиантным формам политического поведения;
· уметь быть толерантным, научиться признавать право каждого на политический и идеологический выбор;
· уметь аргументированно отстаивать свои политические идеалы и ценности, понимать необходимость овладения демократической политической культурой;
· понимать взаимосвязь научно-технического и социально-политического прогресса, уметь оценивать недостатки технокрактических подходов к решению политических проблем.
1.2. Цели и задачи преподавания дисциплины «Политология»
В период социально-экономической и политической модернизации общества изучение курса “Политологии” в рамках общей проблемы гуманитаризации и гуманизации высшего образования имеет следующие цели:
· формирование у студентов систематических научных представлений о политической сфере общества, понимание важности общественной роли гражданина в политическом процессе;
· содействие политической социализации молодежи, овладению ею гражданской демократической политической культурой;
· воспитание свободной личности, законопослушного гражданина, толерантного, демократически ориентированного индивида;
· содействие усвоению студентами знаний личных прав и свобод, умения их отстаивать и реализовывать.
В ходе изложения и изучения политологии предполагается решение следующих задач:
· помочь студентам овладеть понятийным аппаратом политологии;
· познакомить их с основными концепциями и методологическими подходами, лежащими в основе исследований политики;
· выработать навыки анализа современной социально-политической обстановки, умения адекватно ориентироваться в ней;
· сформировать устойчивое политическое поведение.
Достижение поставленных целей и задач обеспечивается последовательным изложением теоретических проблем курса, решением практических задач, усвоением понятий и методико-политического анализа; самостоятельной познавательной деятельностью студентов, текущим и итоговым контролем за знаниями, умениями и навыками студентов.
Основные методы и приемы преподавания и усвоения политологии включают в себя:
· проблемное изложение теоретического лекционного материала;
· дискуссионное изложение вопросов семинаров;
· индивидуальные и групповые консультации;
· оперативный контроль и самоконтроль знаний;
· коллоквиумы и собеседования по темам, вынесенным на самостоятельное изучение;
· контрольную работу по терминам и понятиям;
· написание и защита рефератов, аннотаций;
· выполнение индивидуальных заданий;
· изучение первоисточников, произведений классиков политической мысли; статей и публикаций в научных журналах;
· итоговый контроль в форме зачета.
2. cодержание теоретического раздела дисциплины
Введение. Предмет, цели и задачи курса. Мир политики
Место политической науки в системе современного знания, становление и развитие политологии, ее основные категории, соотношение политологии, политической философии, политической социологии, политической психологии. Объект и предмет политологии. Её законы, категории, принципы. Основные этапы развития политической науки. История политической мысли. Политика как основной предмет политологии. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политики. Политические отношения. Теоретическое и эмпирическое в изучении политики. Методы исследования политической действительности. Основные парадигмы и школы политологии. Прагматическое значение политологии. Политология в системе профессиональной подготовки инженера.
Ключевые понятия темы:политология, политика, политические отношения, субъекты и объекты политики, интерес политический, воспитание политическое, аполитизм.
2.2. Теории политической власти и политических систем
Сущность, источники и основные формы проявления власти. Политическая власть, многомерность, структура, функции и уровни политической власти, типы проявления власти. Основания и ресурсы как важнейшие факторы, определяющие содержание и механизмы власти. Социальные и профессиональные группы как центры притяжения власти. Плутократия, бюрократия, демократия, теократия, автократия, партократия, технократия. Соотношение политической и государственной власти. М. Вебер о легитимности политической власти. Взаимосвязь легитимности и эффективности политической власти. Разделение властей как обязательный признак демократического государства.
Понятия: политическая система, структурные элементы политической системы, политические отношения, политические институты, политико-правовые нормы, политические идеи, концепции. Модели политических систем. Модель Д. Истона, модель Г. Алмонда. Критерии классификации политических систем. Функции политической системы. Эффективность политической систем. Политические системы Запада. Проблемы формирования политической системы современной России.
Ключевые понятия темы: политическая система, политические институты, лоббистские группы, власть, господство, легитимность, харизма, теория разделения властей, судебная власть, законодательная власть, исполнительная власть, парламент.