Публичная власть как общеправовая категория.

Гос. власть –это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Через целую систему своих органов и учреждений гос-во осущ-ет непосредственное руководство общ-ом, закрепляет и реализует опред.режим полит.власти, защищает неприкосновенность своих границ. Назначение - обеспечить охрану и соответствующее праву фукн-ие общ-ва и ее членов. Особое место в механизме всегда занимали органы, осущ-ие принудительные, карательные ф-ии: армия, полиция, тюрьмы и т.д. (аппарат подавления). Аппарат управления – органы законодат., исполинит. и иные органы, с помощью которых осуществляется управление. Особенность публ.власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, из которых комплектуются органы управления и принуждения.

Свойства:

1. распространяется на все общество, 2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции), 3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, колгда это нужно для достижения законных целей), 4. осуществляется специальными лицами (чиновники, политики), 5. устанавливает систему налогов, 6. организует население по территориальному признаку, 7. характеризуется легетимностью и легальностью.

Методы гос. власти: гос-я власть осущ-ся с пом-ю:

1. принятие прав-х решений нормативного индивид. хар-ра, опир-ся на принуд. силу гос-ва.

2. путем использования рекомендаций, советов, пожеланий, исходящих от орг. гос. власти, но не явл-ся прав. орг-ом.

3. путем признания свободы действий подвластных субъектов при условии соблюдения иных прав-х норм.

4. путем возложения обязательств на опред-ю сторону в том числе обязательств по вознагражд-ю а опред сторону.

Легитимность и легальность власти понятия не совпадающие.

Легальность – означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой.

Легетимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.

Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение – легальна, в то же время она может быть нелегетимной, не приниматься народом.

О степени легетимности гос. Власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей, по социальной напряженности, по силе проявления гражданского неповиновения, по результатам выборов, по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или оппозиции существующему режиму.

Формы и методы осущ гос. власти

- монархические (единоличные, наследственные)

- республиканские (коллегиальные, выборные)

Явл полит, со­держит элемент классовости.

Особенность: субъект и объект не совпадают, властвующий и подвластные разделены.

Реализуется через гос упр-е. Это есть выражение воли и силы, мощи гос, воплощенное в гос орг-х и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, за­щищает его граждан от внут и внеш посяга­тельств путем исп разл методов, в том числе гос принуждения и воен силы.

По констит: власть принадл народу - через выборные органы.

Структура власти - это разделение властей на законодательную исполнительную и судебную.

Термин «разделение» властей обозначает принцип организации и механизм реализации государственной власти. Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве.

Законодательная власть – осуществляется парламентом и гос. Думой, это деятельность по принятию, изменению и отмене НПА в соответствии с действительными соц.-эк. интересами.

Наши рекомендации