Международный юридический институт 1 страница
А.В. Смирнов, С.Н. Сухов, А.А. Ходусов,
М.Г. Решняк, О.Ю. Шадрин
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
ЧАСТЬ I
Теоретико-правовые основы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью
Москва
Одобрено решением Учебно-методического совета Международного юридического института от «__»__________2012г.
Рецензенты:
Иванцов С.В. – доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России.
Цховребова И.А. – кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России.
А.В. Смирнов, С.Н. Сухов, А.А. Ходусов, М.Г. Решняк, О.Ю. Шадрин. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: учебное пособие. В 2 ч. Ч. I: Теоретико-правовые основы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. – М.: изд-во МЮИ, 2012. – с.
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом на актуальную тему, посвященную международному сотрудничеству в борьбе с преступностью.
В пособии рассматриваются понятие, виды и основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью, дается понятие, особенности и приводятся отличительные черты преступлений международного характера. На основе анализа норм международного и национального законодательства показано современное состояние в области сотрудничества государств в правоохранительной сфере по борьбе с терроризмом, захватом заложников, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, коррупцией, рабством и торговлей людьми, подделкой денежных знаков, морским пиратством, угоном воздушных судов, распространением порнографии, нелегальной миграции и иными актуальными для международного сообщества преступлениями. Рассмотрены особенности функционирования ряда международных организаций, деятельность которых направлена на борьбу с преступлениями международного характера.
Пособие предназначено для студентов (слушателей) вузов, изучающих правовые вопросы международного сотрудничества государств по вопросам борьбы с преступлениями международного характера, научных работников, а так же сотрудников правоохранительных органов.
© А.В. Смирнов, С.Н. Сухов, А.А. Ходусов, М.Г. Решняк, О.Ю. Шадрин,2012
© Международный юридический институт, 2012
Содержание:
Введение …………………………………………………………………. | |
Глава 1. Общие теоретико-правовые вопросы международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью…………… | |
§ 1. Понятие, система, формы и принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью…………………………………... | |
§ 2. Этапы становления и развития международного сотрудничества. | |
§ 3. Понятие и виды преступлений международного характера, основные отличительные черты от международных преступлений и правонарушений………………………………………………………….. | |
§ 4. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений международного характера……………………………... | |
§ 5. Основы правовой помощи по уголовным делам………………….. | |
Глава 2. Правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью………………………………………………... | |
§ 1. Право международных договоров, предмет регулирования данной области права. Понятие международного договора (соглашения)……………………………………………………………… | |
§ 2. Действие международного договора во времени и в пространстве… | |
§ 3. Заключение, пролонгация и ратификация международных договоров………………………………………………………………. | |
§ 4. Соотношение международного договора и Конституции РФ…... |
Введение
В последнее десятилетие XX века и начале XXI века беспрецедентно возросла международная активность преступности, опасность которой усугубляется размыванием границ государств и продолжающимся процессом усиления их прозрачности, расширения и взаимопроникновения экономических рынков, которые ранее были закрыты или жестко контролировались государствами. Это создает условия для возникновения новых, ранее неизвестных, форм международной преступности, усугубления ее профессионализации. В результате изменений в структуре торговли, финансов и информации создается такое положение, когда преступность уже не связана национальными границами.
Преступления международного характера в качестве характерной черты современного состояния и тенденции развития отмечается многими юристами - учеными и практиками. Они становятся всё более транснациональными, а во многих случаях приобретают глобальный характер.
Следует констатировать широкое распространение преступлений именно международного характера, которые посягают на внутригосударственный правопорядок и главным критерием отнесения к которым становится их выход за пределы национальных границ, в связи с чем Организация Объединенных Наций определила их как «правонарушения, охватывающие в аспектах, связанных с планированием, совершением и/или прямыми или косвенными последствиями, более чем одну страну».
Необходимость повышения эффективности международного сотрудничества и принятие мер борьбы с преступлениями международного характера как на внутригосударственном, так и на международном уровнях, необходимость получения данных знаний студентами юридического профиля делает актуальной настоящее учебное пособие.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
§1. Понятие, система, формы и принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью
В настоящее время, в правовой доктрине сложился ряд терминов, обозначающих область международного права, которая регулирует международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Нередко можно встретить такие термины как «международное уголовное право», «международное сотрудничество в области борьбы с преступностью». Однако указанные термины не совсем точно и полно отражают предмет правового регулирования сотрудничества государств в правоохранительной сфере. В настоящее время наиболее распространенным стал термин «международное уголовное право». Так, например, И. П. Блищенко международное уголовное право определил как отрасль, включающую принципы и нормы, созданные с целью охраны международного правопорядка от преступных посягательств со стороны субъектов международного права путем установления уголовной ответственности виновных физических лиц и ответственности государства за совершение международных преступлений и преступлений международного характера[1]. По нашему мнению, такое широкое определение предмета отрасли, распространение его на деятельность как физических лиц, так и субъектов международного права - государств и международных межправительственных организаций, их ответственность является неоправданным. Нельзя объединять эти уровни правового регулирования, хотя нельзя отрицать, что преступная деятельность государств проявляется в преступной деятельности конкретных физических лиц. Ответственность физических лиц наступает в соответствии с международными обязательствами государств, выраженными или в международных договорах в области борьбы с преступностью, или в учредительных договорах международных уголовных судов или трибуналов.
По мнению И.И. Карпеца, международное уголовное право есть система норм, складывающихся в результате сотрудничества между суверенными государствами или между международными государственными органами или организациями, имеющая целью защиту мира, безопасности народов, международного правопорядка как от наиболее тяжких международных преступлений, направленных против мира и человечества, так и от других преступлений международного характера, предусмотренных в международных соглашениях, конвенциях и иных правовых актах межгосударственного характера, наказуемых согласно специальным актам (уставам, конвенциям) либо соглашениям, заключенным между государствами в соответствии с нормами национального уголовного права[2].
Более лаконично высказался И.Н. Лебединец, который под международным уголовным правом понимает систему принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами[3].
Существует и точка зрения отдельных ученых как в нашей стране, так и за рубежом, согласно которой международное уголовное право - это некоторая комплексная область, включающая в себя нормы как международного, так и национального права. Однако это, видимо, связано с приверженностью этих ученых к монистической концепции соотношения международного и внутригосударственного права.
Нередко можно встретить точку зрения, что данную область международного права необходимо обозначать как сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Однако это обозначение предмета международно-правового регулирования очень узкое.
По нашему мнению, наиболее полно и четко предметная сторона сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью отражена в работе Ю.С. Ромашева, который использует для этого такое понятие как «международное правоохранительное право».
К примеру, Ю.С. Ромашев приводит следующее определение «Международное правоохранительное право – это отрасль международного права, содержащая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между государствами, иными субъектами международного права в области борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, совершаемыми физическими лицами».[4]
Наиболее широкой областью, охватываемой международным правоохранительным правом, является борьба с преступностью. В целом эта борьба предусматривает осуществление комплекса специальных мер экономического, политического, правового, оперативного, организационного, технического и иного характера, направленных на: устранение, ослабление или нейтрализацию условий и факторов, способствующих совершению преступлений; их предупреждение, выявление и пресечение, регистрацию и раскрытие (розыск преступников) и расследование преступлений; осуществление уголовного правосудия, исправление лиц, их совершивших, ликвидацию отрицательных последствий преступлений и другие цели.
В зависимости от пространственного размаха, круга участников, вовлеченных в борьбу с преступностью, она осуществляется на международном - всеобщем[5], региональном (субрегиональном), двустороннем - и внутригосударственном уровнях. Такая борьба действительно стала международной.
Можно с уверенностью утверждать, что в мире сложилась система международной борьбы с преступностью, хотя пока еще недостаточно эффективная, но находящаяся в постоянном развитии. При этом основной целью этой борьбы является защита жизненно важных интересов государств и их граждан от угроз различных видов преступлений, преступности в целом.
К частным целям, т. е. к целям второго порядка, можно отнести такие цели, как ослабление влияния, а если возможно, и ликвидацию причин и условий, способствующих возникновению, действию данных угроз, их нейтрализацию и ликвидацию последствий.
Указанные цели предопределяют ту роль, которую играет система международной борьбы с преступностью в функционировании систем обеспечения безопасности государств. Кроме того, данные цели являются составляющими целей систем более высокого уровня, лежащих в сфере обеспечения международной безопасности и поддержания международного правопорядка. Это свидетельствует о том, что система международной борьбы с преступностью может рассматриваться как неотъемлемый компонент таких глобальных систем.
Участниками борьбы с преступностью на международной арене являются разнообразные действующие лица. Однако главная роль среди них отводится государствам. Их взаимодействие между собой предусматривает прежде всего сотрудничество, основанное на стремлении государств бороться с угрожающими их безопасности преступными деяниями. При этом можно выделить межгосударственный, межправительственный и межведомственный уровни такого международного сотрудничества. Так, главы государств определяют в области борьбы с преступностью основные направления внутренней и внешней политики своих стран, представляют их в международных отношениях, в том числе при заключении межгосударственных договоров. Правительства и их главы осуществляют меры по реализации внешней политики в данной области, заключают международные межправительственные, а в ряде случаев и межгосударственные договоры. В то же время основная нагрузка в международной борьбе с преступностью возлагается на уполномоченные государствами органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит более или менее широкая в данном вопросе сфера (далее - компетентные органы). Нередко таким органам в соответствии с национальным законодательством предоставлено право участвовать в международном сотрудничестве, заключать международные договоры межведомственного характера. Следует отметить, что международное межведомственное сотрудничество играет все более важную роль в борьбе с преступностью. Развитие такого сотрудничества определяется объективными потребностями этой борьбы, той особой ролью, которую компетентные органы играют в реализации международных обязательств своих государств.
Непосредственное содержание международного сотрудничества в области борьбы с преступностью определяется характером совершаемых преступлений, состоянием взаимоотношений между иностранными партнерами.
Такое сотрудничество может иметь следующие формы:
- заключения международных договоров (конвенций),
- разработки иных в данной области международных документов;
- принятия национальных нормативных правовых актов, направленных на реализацию международных обязательств государств;
- взаимного обмена информацией;
- совместного осуществления мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников;
- оказания взаимной помощи в области уголовного правосудия;
- обмена опытом, законодательными и нормативными актами;
- обмена на взаимной основе специальными техническими и иными средствами;
- оказания содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
- проведения совместных научных исследований, обмена результатами самостоятельных исследований и другие взаимоприемлемые формы.
Наряду с государствами в борьбе с преступностью важное место занимают международные межправительственные организации (ООН, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, СНГ, ШОС и др.). Они решают самые разнообразные задачи: от разработки проектов международных договоров до осуществления конкретных мер. Отдельные международные межправительственные организации специально созданы для решения задач борьбы с преступностью (Интерпол, Европол).
Их дополняют специальные международные органы, не являющиеся международными организациями, создаваемые для борьбы с конкретными преступлениями, а также иные объединения - новые или уже действующие, например «Группа восьми» (англ. Group of eight, G8), Большая восьмёрка - международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократических стран мира: США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия и Россия. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. «Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. К примеру, в 2009 году встреча G8 проходила в г. Аквила и была посвящена глобальному мировому экономическому кризису 2008-2009г. (где впервые был представлен пробный образец «Тестовый экземпляр наднациональной валюты», а в 2011 году в городе Довиль (Франция). Основное внимание на саммите уделялось ядерному кризису в Японии, протестам в арабских странах и глобальным экономическим вопросам. Встречу возглавлял президент Франции Николя Саркози.
Совершенствуется система международной уголовной юстиции. До настоящего времени для преследования лиц, совершивших особо опасные преступления, которые представляют угрозу для всего мирового сообщества, создавались временные международные уголовные суды (трибуналы) - ad hoc[6]. Ныне действует Международный уголовный суд, призванный на постоянной основе осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших такого рода преступления.
Все чаще созываются международные конференции, на которых обсуждаются проблемные вопросы борьбы с преступностью, разрабатываются и принимаются проекты международных договоров, конвенций, другие международные документы в правоохранительной сфере.
Однако государства и их компетентные органы объединяют свои усилия в борьбе и с иными менее тяжкими, чем преступления, правонарушениями. На национальном уровне они, как правило, квалифицируются как административные правонарушения[7]. Например, это относится к противодействию отдельным деяниям, совершаемым физическими лицами и запрещенным Конвенцией о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (случаи преднамеренного ими хранения, приобретения или культивирования любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления и др.) или Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (применительно к несанкционированному вещанию из открытого моря) и многими другими международными договорами. Борьба с такими правонарушениями осуществляется, как правило, в комплексе мер, предпринимаемых в отношении преступлений и преступности в целом. Они не охватывают уголовно-правовые меры, но могут включать административно-правовые, воспитательные, медицинские и иные меры, осуществляемые на национальном уровне в соответствии с законодательством государств.
В то же время нормы правоохранительного права основываются на основных принципах международного права, сформулированных в Уставе ООН, в ряде других международно-правовых документов. К их числу принято относить принципы суверенного равенства государств, невмешательства, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и неприкосновенности государств, равноправия и самоопределения народов, добросовестного выполнения взятых на себя международных обязательств, сотрудничества государств, всеобщего уважения прав человека, нерушимости государственных границ. Перечисленные принципы являются фундаментом международного правопорядка и сотрудничества государств в правоохранительной сфере.
Важную роль в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями играют обычные нормы международного права, являющиеся его общепризнанными нормами. Многие из них, например нормы о борьбе с пиратством, издавна являются таковыми, другие только начинают складываться, находятся в стадии формирования.
Следует обратить внимание на то, что сейчас можно выделить значительное число принципов, отражающих лишь практику государств и иных субъектов международного права в правоохранительной сфере, их сотрудничества на международной арене. Эти принципы еще не получили всеобщего признания в качестве правовых норм. В то же время многие из них уже нашли отражение в законодательстве государств, в заключаемых ими международных договорах.
Наибольшее число норм международного правоохранительного права содержится в международных договорах. Они охватывают все уровни международного сотрудничества - универсальный (глобальный), региональный, субрегиональный и двусторонний уровни.
В рамках универсальных международных договоров многие представляющие угрозу жизненно важным интересам мирового сообщества общественно опасные деяния закрепляются как преступления, менее опасные — как простые правонарушения. В такого рода договорах обычно предусматривается общий механизм международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а именно вопросы юрисдикции государств в отношении совершаемых правонарушений, конкретные меры по борьбе с ними, вопросы выдачи, оказания правовой помощи, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении преследования лиц, которые совершили или подозреваются в совершении правонарушений, и другие актуальные вопросы международного сотрудничества.
В свою очередь, на реализацию положений указанного уровня договоров направлены региональные и двусторонние договоры. Они учитывают специфические особенности международного сотрудничества конкретных государств, составляют его реальное наполнение. Так, например, двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам включают в себя такие мероприятия, как получение показаний и заявлений, предоставление документов, материалов и других предметов, вручение документов, установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов, исполнение запросов о проведении обысков и выемок, передача содержащихся под стражей лиц для дачи показаний, установление местонахождения и арест имущества в целях его конфискации, возмещение ущерба и взимание штрафов и др.
Международное право в области борьбы с преступлениями и иными правонарушениями не ограничивается взаимодействием государств и их компетентных органов на международной арене. Обязательства государств содержат и правила поведения, которые призваны упорядочить путем имплементации внутригосударственные отношения в правоохранительной сфере. Такие обязательства непосредственно затрагивают деятельность судов, органов прокуратуры, исполнительной власти в сфере юстиции, органов внутренних дел и обеспечения безопасности, адвокатуры и других органов, компетенция которых лежит в той или иной мере в области борьбы с указанными правонарушениями или оказания содействия правоохранительной деятельности. Положения, содержащиеся в международных договорах и иных международных документах, создают ориентиры (стандарты) для деятельности данных органов. В последнее время стало появляться все большее число международных правовых норм, содержащих стандарты в вопросах поддержания правопорядка, применения оружия и силы в правоохранительных целях, осуществления уголовного судопроизводства, обращения с заключенными.
В правоохранительной сфере возрастает роль резолюций международных организаций, в частности ООН и ее специализированных учреждений. Как известно, эти резолюции, за отдельными исключениями, не обладают юридически обязательной силой. В то же время они оказывают существенное влияние на развитие законодательства государств, на формирование норм международного права. В положениях резолюций все чаще находят отражение конкретные рекомендации по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Следует отметить, что нормы международного правоохранительного права, в том числе и та часть, которая регулирует сотрудничество государств по борьбе с преступлениями международного характера, не являются обособленными и независимыми. Они тесно связаны с нормами других отраслей и самостоятельных институтов международного права, например таких, как международное морское, воздушное, ядерное, экономическое. Также имеет место тесная связь международного правоохранительного права с международным правом прав человека. Стало общепринятым, что любые меры, осуществляемые с правоохранительными целями, не должны нарушать права человека и его основные свободы.
Рассмотрим более подробно принципы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Принципы и нормы международного права, на наш взгляд составляют основу всей системы международного правопорядка. На этот счет правовое обеспечение государств в борьбе с преступлениями международного характера в настоящее время возможно лишь путем создания единого правового режима для государств.
Нарушение установленных стандартов поведения государств представляет угрозу международному сообществу. К таким принципам следует относить принципы: суверенного равенства государств; добросовестного выполнения международных обязательств; мирного разрешения международных споров; неприменение силы и угрозы силой; невмешательства во внутренние и внешние дела; сотрудничества государств; равноправия и самоопределения народов; добросовестного выполнения государствами обязательств и т.д.
Проанализировать указанные принципы.
Принцип суверенного равенства государств. Из Декларации о принципах международного права 1970 г. видно, что все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.
Понятие суверенного равенства включает элементы, которые выражены в том, что государства юридически равны, пользуются правами, присущими полному суверенитету, государство обязано уважать правосубъектность других государств, территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны, государство имеет право свободно выбирать и развивать свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Указанный принцип применяется в области сотрудничества государств в борьбе с преступностью в той же степени, что и в других областях.
Принцип мирного разрешения международных споров действует в области борьбы с преступлениями международного характера в той же степени, как и в других сферах международного сотрудничества. Указанный принцип устанавливает конкретное правило, где государства обязаны разрешать споры только мирным путем, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Государства могут выбрать любое мирное средство для разрешения спора.
Пути решения спорных вопросов указываются обычно в тексте договоров. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года,[8] в ст.32 предусматривается:
«1. В случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Сторонами относительно толкования или применения настоящей Конвенции Стороны консультируются между собой с целью урегулирования спора путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, обращения к региональным органам, судебного разбирательства или другими мирными средствами по их выбору.
2. Любой такой спор, который не может быть урегулирован в порядке, предписываемом п.1 настоящей статьи, по просьбе любого из государств, являющихся сторонами в споре, передается в Международный Суд для принятия решения.
3. Если какая-либо региональная организация экономической интеграции, упомянутая в ст.26, является одной из Сторон в споре, который не может быть урегулирован в порядке, предписываемом п.1 настоящей статьи, то через любое государство-член Организации Объединенных Наций может обратиться в Совет Безопасности, с тем чтобы он запросил консультативное заключение Международного Суда в соответствии со ст.65 Статута Суда, мнение которого считается решающим.
4. Каждое государство при подписании или ратификации, принятии или одобрении настоящей Конвенции или при присоединении к ней или каждая региональная организация экономической интеграции при подписании или сдаче на хранение акта официального подтверждения или присоединении могут сделать заявление о том, что они не считают себя связанными положениями п.2 и 3 настоящей статьи. Другие Стороны не связаны положениями п. 2 и 3 в отношении любой Стороны, сделавшей такое заявление.
5. Любая Сторона, сделавшая такое заявление в соответствии с п.4 настоящей статьи, может в любое время снять это заявление путем уведомления Генерального секретаря».
Как видно из положений ст.32 Конвенции, государствам предлагается в случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Сторонами относительно толкования или применения настоящей Конвенции прибегать с целью урегулирования спора путем переговоров, процедурам, расследования, посредничества, примирения, арбитража, обращения к региональным органам, судебным разбирательствам, а при невозможности - передавать в Международный Суд ООН. Это означает, что практически в случае возникновения спора, касающегося толкования или применения Конвенции, государства имеют возможность выбрать любое мирное средство его разрешения.
Таким образом, международные споры должны разрешаться на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров.
Практика государств свидетельствует, что до настоящего времени споров о толковании и применении договоров по борьбе с преступлениями международного характера не было.