Гарантии осуществления и защита прав и свобод
Классификация по времени
Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах – праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом и ряд других. Эти права выражали так называемую «негативную» свободу: эти права обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни государства.
Второе поколение прав человекасформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня и повышение культурного статуса, для реализации, которых требуется организационная и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав (конец 19 начало
20 вв.).
В период после второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Эти права основаны на солидарности, так называемые «права солидарности» – право на развитие, право на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества (океаны, глубоководное дно, Антарктика, космос, атмосфера, т.е. те пространства и ресурсы, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства).
Права третьего поколения – это коллективные права, а не какие-либо «новые» права индивида. Конечно, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.
Права и свободы человека можно классифицировать по следующим критериям:
1. По содержанию прав и свобод:
· гражданские и политические права;
· экономические, социальные и культурные права;
· коллективные права.
Гражданские права– это права, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества: право на жизнь, свободу, недискриминации и равенства, недопущение пыток и т.д. Этими правами обладают как граждане государства, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Политические права связаны с участием граждан в управлении государством и в общественной жизни. Политические права представлены избирательным кодексом: право принимать участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т.д.
Экономические права непосредственно связаны с гражданскими правами и включают право владеть имуществом, право на справедливое вознаграждение за труд и другие права.
Социальные права должны обеспечивать человеку достойный и достаточный уровень жизни, а также социальную защищенность: право на социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, на отдых и т.д.
Культурные права и свободы человека призваны гарантировать духовное развитие человека – право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного творчества и другие права.
2. По субъектам:
· общие права и свободы, которые имеют универсальный характер, принадлежат всем категориям лиц;
· права, принадлежащие отдельным социальным группам (женщины, дети, беженцы, инвалиды, пожилые люди и др.).
Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, так как все остальные права утрачивают смысл и значение. Это фундаментальное право следует рассматривать в двух аспектах:
Характерной особенностью прав человека является наличие основных принципов. Основные принципы, на которых должно основываться отношение к правам человека, можно определить как обобщение норм, которые отражают характерные черты, а также главное содержание прав человека и обладают высшей юридической силой.
Центральное положение в области прав человека занимает принцип уважения прав человека. В этом принципе воплощено главное содержание прав человека. С указанным принципом неразрывно связан принцип демократии, который является важным общим принципом, присущим как современному международному праву, так и внутреннему праву государств.
Другими принципами прав человека являются принцип универсальности и недискриминации. В силу первого – общепризнанные нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всех лиц под их юрисдикцией. В силу второго – неправомерна дискриминация лиц, по каким бы то ни было признакам: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений и др. (ст.2 Всеобщей декларации прав человека 1948 года).
И еще одним немаловажным принципом прав человека является – принцип права наций на самоопределение – «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право...» (Декларация о принципах международного права 1970г.).
Объектом изучения науки и дисциплины прав человека являются права человека во всех их многообразных аспектах, в частности как возможность свободного развития человека в обществе и государстве, как неотъемлемое свойство его личности, как мера возможного поведения, обеспеченная правовыми и другими социальными нормами, как средство достижения наиболее существенных личных, материальных и духовных благ и развития способностей и талантов. Объектом изучения права прав человека являются также внутригосударственные и международно-правовые нормы, закрепляющие права человека и устанавливающие механизмы их реализации.
Методы познания прав человека. Любая дисциплина имеет определенный метод, т.е. способ или совокупность способов познания изучаемых явлений. Различают универсальный метод, присущий всем отраслям знаний и учебным дисциплинам, и частные методы. В основе универсального метода лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления. Комплексный характер предмета науки о правах человека предопределяет особую значимость диалектического подхода в процессе его познания. Вне диалектического подхода невозможно познание закономерностей истории прав человека. "Именно благодаря познанию общих закономерностей история прав человека представляется как единый, целостный процесс, в котором особая роль принадлежит практике, раскрывающей источники развития прав человека, его активности и прав, их нормативного выражения и степень реальностей" <1>.
Гуманистический подход к проблеме прав человека, стремление рассматривать человека как "меру всех вещей", отказ от тоталитарного мышления, представляющего человека как винтик государственной машины, - таковы методологические основы права прав человека.
К числу основных частных методов познания прав человека относят системный, исторический, сравнительный, социологический, логический и другие методы.
Системный метод. Поскольку права личности выражают многомерную природу человека, являются атрибутивным свойством и выполняют многообразные функции, они носят комплексный характер. Система прав человека характеризуется как единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем личных прав и свобод, политических, экономических, социальных и культурных прав <1>. Поэтому для ее исследования необходимо использовать системный метод всестороннего, целостного изучения человека. Системный метод расширяет границы познания и проблематику прав человека. Он предполагает учет всей совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование и реализацию прав и основных свобод человека
Исторический метод. Достижение истины невозможно без учета исторического подхода к предмету познания. Пренебрежение им неизбежно ведет к искажениям истины. При одноцветном отношении к прошлому трудно разобраться в действительной истории прав человека, обнаружить тенденции, а следовательно, и найти оптимальные продолжения <1>. Права человека в системе права прав человека рассматриваются и изучаются в их историческом развитии, с учетом сложного процесса их реализации, закономерностей становления и эволюции.
Сравнительный метод предполагает сопоставление понятий, явлений и процессов и выявление сходства или различий между ними. Можно сравнивать, к примеру, законодательство о правах человека, механизмы защиты прав человека в разных странах.
Социологический метод состоит в исследовании прав человека на основе изучения фактических данных. Существенное значение для изучения прав человека имеет применение таких средств исследования, как конкретно-социологический анализ, социальный эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, опрос населения, математические методы обработки материала и т.д.
Логический метод включает средства и способы логического изучения прав человека, он основан на формах мышления и законах формальной логики. Его использование при изучении прав человека позволяет избежать противоречий в законодательстве о правах человека.
Перечисленные и описанные выше методы являются наиболее распространенными в теории и практике прав человека, хотя и не ограничиваются только ими.
Система курса права прав человека. Право прав человека состоит из трех органически взаимосвязанных частей.
Первая часть включает историю зарождения и эволюции идей о правах человека, философские, теоретические основания прав человека, изучение сущности, современной структуры прав человека, правовые основы взаимоотношения человека и государства, человека и гражданского общества.
Вторая включает национальные (внутригосударственные) механизмы и средства защиты прав человека, т.е. рассмотрение основных национальных учреждений по защите прав человека, в том числе деятельность судебных органов, уполномоченных по правам человека, других органов юстиции в Российской Федерации.
Третья часть включает основные международные акты и механизмы международной защиты прав человека. Наряду с внутринациональной правовой системой в современных международных отношениях сформировались и действуют международные инструменты и механизмы защиты прав человека, важнейшим среди которых является международное публичное право. В рамках этой системы права сложился большой массив норм в виде конвенций, деклараций международных органов, соглашений государств в области прав человека. Важнейшими среди них являются Всеобщая декларация прав человека (1948), Международные пакты о правах
Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.
Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация — тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.
Гарантии осуществления и защита прав и свобод
Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:
§ естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
§ возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).
Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.
Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.
Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.
Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.
Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его оϲʙᴏения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Ранее уже отмечалось, что права человека — высшая ценность и как таковая она будет критерием "человеческого измерения" противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой н нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание прирожденного характера прав и ϲʙᴏбод, принадлежащих человеку, оϲʙᴏбождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать ϲʙᴏи права от каких бы то ни было посягательств.