Лоуренс Оливье, Вивьен Ли – звезды английского кино.
Билет 16.
1. Парламентская реформа 1867 года (Вторая парламентская реформа Великобритании)- википедия
Парламентская реформа 1867 г. (или вторая парламентская реформа) предоставляла право голоса владельцам или съемщикам отдельных домов либо квартир, либо комнат, если арендная плата составляла не меньше 10 ф.ст. в год. Примерно в таких условиях и жила в то время высокооплачиваемая категория рабочих. Об остальных реформистские вожди не желали думать.
В результате реформы количество избирателей в городах возросло на 825 тыс. человек — мелких буржуа, ремесленников и квалифицированных фабричных рабочих. В графствах количество избирателей возросло всего на 270 тыс. человек. Всего же в 1868 г. в Англии было зарегистрировано 2456 тыс. избирателей при населении в 30 млн. человек. И все же реформа 1867 г. при всей ее ограниченности была важным завоеванием рабочего класса, значительным шагом на пути к установлению буржуазно-демократического строя.
Парламентские выборы 1868 г. принесли крупный успех либеральной партии, во главе которой стоял избранный незадолго перед тем ее официальным лидером Гладстон. Хотя в партии к этому времени оставалось немало старых вигских семейств, в целом это была уже новая партия, непосредственно выражающая интересы промышленной буржуазии. На ее скамьях сидели теперь фабриканты Бирмингема и Манчестера, деятели Лиги борьбы против хлебных законов, фритредеры и радикалы типа Брайта. Символом изменения характера партии было вхождение Брайта в кабинет Гладстона (1868—1874), который предоставил ему портфель министра торговли. Массовой опорой партии была мелкая буржуазия и верхушка рабочего класса.
Подавляющее большинство лидеров тред-юнионов примыкали к либералам по мировоззрению, а также — через радикальное крыло партии — по личным связям. Но для того чтобы оказывать давление на либеральную партию (а при случае — и на консерваторов), лидерам потребовалась организация более авторитетная, чем Лондонский совет тред-юнионов. На протяжении 60-х годов периодически собирались конференции представителей тред-юнионов из различных районов страны, но только с 1868 г. они стали регулярными (ежегодными). Созданная таким образом организация получила название Британского Конгресса тред-юнионов (БКТ); на протяжении последующих лет к ней присоединились почти все крупные и множество мелких тред-юнионов. Во время конгресса 1869 г. было решено создать высший орган профсоюзного движения, действующий между конгрессами, —- Парламентский комитет Конгресса тред-юнионов. Как видно из названия, главные функции этого органа заключались в давлении на парламент с целью проведения законов, улучшающих положение рабочего класса.
Вот тут-то либеральной партии и предстояло окончательно решить, какой тактики придерживаться по отношению к тред-юнионам. С одной стороны, фабриканты, чьи интересы выражала партия, хотели сокрушить тред-юнионы, восстановить свой произвол на предприятии. Но, с другой стороны, тред-юнионы, с их тенденцией к соглашательству и оппортунизму, сами становились надежным барьером против революционного направления.
Политические вожди либеральной буржуазии предпочли «английский» путь компромисса и уступок. Гладстон попытался примирить требования тред-юнионов и пожелания буржуазии. В 1871 г. он провел в парламенте два закона. Один из них предоставлял тред-юнионам права юридических лиц, чем поставил их в равное правовое положение с организациями буржуазии. Второй закон наносил серьезный удар по давно завоеванному рабочим классом праву на стачку. Формально стачки не запрещались, но стачечникам запрещалось выставлять пикеты для борьбы со штрейкбрехерами. Буржуазные суды на основании нового закона присуждали к штрафам и к тюремному заключению участников пикетов и даже просто рабочих, выражавших презрение к штрейкбрехерам. Введение этого закона не замедлило сказаться на ходе выборов 1874 г., когда либералы, потеряв голоса части тред-юнионистов, потерпели поражение. Консервативный кабинет Дизраэли (1874—1880) в 1875 г. провел закон, легализовавший «мирное пикетирование». Право на стачку — одно из важнейших завоеваний рабочего класса было, таким образом, подтверждено законом.
Либеральная партия не могла, конечно, примириться с тем, что симпатии тред-юнионов начали склоняться в сторону консерваторов. Стремясь укрепить свои связи с тред-юнионистской верхушкой, она пошла навстречу ее пожеланиям и во время выборов 1874 г. оказала поддержку «рабочим» кандидатам, двое из которых — Томас Берт и Александр Макдональд — были избраны. Это были типичные представители классического тред-юнионизма, чиновники хорошо организованных союзов углекопов, либералы по мировоззрению, естественно примкнувшие в парламенте к либеральной фракции. С этого времени группа тред-юнионистских вождей в парламенте, полностью зависимых от руководства либеральной партии, стала расти и к концу века составляла уже больше десятка депутатов. Эти рабочие-либералы (lib—lab, как их называли) проводили в парламенте и вне его не пролетарскую классовую политику, а ту политику подчинения рабочего класса буржуазии, которую Ленин называл «либеральной рабочей политикой».
В 1872 г. было введено тайное голосование, что соответствовало требованиям демократических сил еще с XVIII в. Буржуазно-демократический характер носили и административные реформы правительства Гладстона, направленные против господства аристократии в армии и государственном аппарате. Старинная практика покупки чинов в армии была отменена, и офицерские должности перестали быть пристанищем для младших сыновей знатных семейств. Для занятия должностей на государственной службе был установлен публичный экзамен.
Лоуренс Оливье, Вивьен Ли – звезды английского кино.
Вивьен Ли, леди Оливье (англ. Vivien Leigh; урождённая Вивиан Мэри Хартли (англ. Vivian Mary Hartley); 5 ноября 1913 — 7 июля 1967) — английская актриса, обладательница двух премий «Оскар» за роли американских красавиц: Скарлетт О’Хара в «Унесённых ветром» (1939) и Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание“» (1951). Эту роль она также играла в лондонском театре «Вест Энд». Одарённая актриса часто работала в сотрудничестве со своим мужем, Лоренсом Оливье, который был режиссёром нескольких фильмов с её участием. На протяжении своей тридцатилетней карьеры она играла разнообразные роли: от героинь комедий Ноэла Коуарда и Бернарда Шоу до классических шекспировских характеров: таких, как Офелия, Клеопатра, Джульетта и леди Макбет.
Иногда Ли казалось, что из-за необыкновенной красоты её не воспринимают серьёзно как актрису[источник не указан 54 дня], но главным препятствием на пути к ролям было её плохое здоровье. Находясь под влиянием маниакальной депрессии на протяжении большей части взрослой жизни, Вивьен Ли приобрела репутацию актрисы, с которой трудно работать, поэтому в её карьере часто наблюдались периоды упадка. В дальнейшем периодические приступы туберкулёза ослабили здоровье актрисы. Такой диагноз был впервые поставлен ей в середине сороковых годов. Вивьен и Оливье развелись в 1960 году, и впоследствии Ли лишь изредка снималась в кино и играла в театре до своей смерти от туберкулёза.
Vivian Mary Hartley. Вивьен Ли (настоящее имя - Вивиан Мэри Хартли) родилась в семье преуспевающего английского бизнесмена в индийском местечке Дарджилинг, недалеко от Калькутты. В шесть лет Вивьен отправили в Англию в школу при монастыре Святого Сердца в Рохэмптоне, где она училась до 1927 года. В 1932 году она поступила в Королевскую академию драматического искусства в Лондоне, вышла замуж за Ли Холмана и родила дочь Сюзанну.
Можно вспоминать тысячи мельчайших подробностей, как то: Вивиен всегда стеснялась своих рук (считала кисти слишком большими) и часто в академии прятала их, скрестив руки и обхватив ими бока, а позже любила украшать пальцы перстнями и кольцами, что по ее мению скрывало реальный размер ладони... "Руки прачки" - так называла их Вивьен.
Вивьен Ли страстно любила разгадывать кроссворды и даже после ее смерти в комнате нашли несколько. Ненавидела слово "милая", как абсолютно бесцветное качество не говорящее о человеке ничего.
В 1935 году Вивьен Ли дебютирует маленькой ролью в кино; в 1936 году подписывает контракт с продюсером Александром Корда, и примерно в то же время на съемках фильма "Пламя над Англией" начинается её роман со знаменитым английским актёром (в будущем сэром) Лоуренсом Оливье.
1938 год в кино-индустрии известен всемирно! Был экранизирован роман "Унесенные ветром". Вивьен Ли главная героиня фильма - Скарлетт О'Хара. Уверенная в себе, влюбленная в эту роль, она считала, что никто так не понимает Скарлетт, как она. Никто так ее не сыграет. И ревностно относилась к часто меняющимся режиссерам и их мнениям. Она обещала Маргерет Митчелл воплотить Скарлетт О'Хара такой, какой та была в представлении писательницы. Многие находили в актрисе и ее героине общие черты. И Вивьен, безусловно, это чуствововала. Она любила свою роль, она существовала в ней искренне. За эту роль она получила "Оскара" как лучшая актриса (а после этой статуэткой подпирала дверь, чтоб та не захлопывалась).
В 1940 году счастливая, окрыленная Вивьен вышла замуж за Оливье; она так давно этого желала! Она так отчаянно его хотела... Их брак длился 20 лет. Они были сложной парой. Но не боялись идти к друг другу, через два развода ( с его и с ее стороны ), через два ярких амбициозных характера. Еще за долго до начала каких-либо отношений с Лоуренсом Оливье, увидев его однажды на сцене, Вивьен объявила подруге сидящей рядом: "Я буду его женой!" И уговорила на то не только мужчину, популярного, известного актера, но и саму судьбу. Их карьера стремительно летела вверх. Но вдруг, словно воздушный шар, лопнула и оглушила обоих.
Вивьен так и не смогла родить Ларри ребенка (выкидыш на съемках фильма "Цезарь и Клеопатра"), а он так и не смог простить ей оглушительного успеха в фильме "Унесенные ветром". Более того, здоровье Вивьен Ли было подорвано продолжительной болезнью. А Лоуренс Оливье, уже получивший звание сэра от королевы Англии и собственный театр в свое бессомнения талантливое распоряжение, неумолимо отдалялся. Уже любились другие, более молодые, здоровые и покладистые женщины...
Лоуренс Оливье, всемирно известный актер, режиссер, театральный деятель прожил долгую жизнь. О Вивьен Ли он старался не вспоминать... Но об этом наш последний абзац.
За роль Бланш Дюбуа в фильме Элиа Казана "Трамвай "Желание" Вивьен Ли в 1951 году получила второго "Оскара".
Среди других работ актрисы любимый фильм Уинстона Черчилля "Леди Гамильтон" (1941), "Цезарь и Клеопатра" (1946), "Мост Ватерлоо" (1940), "Анна Каренина" (1948). Последним её фильмом стала картина Стэнли Крамера "Корабль глупцов".
В пятницу 7-го июля 1967 года Вивьен была обнаружена лежащей на полу, в спальне, лицом вниз. Вероятно, актриса встала с постели и... захлебнулась собственными легкими. Блистательная и прекрасная Вивьен Ли страдала и теряла силы из-за физического заболевания, но её годами подвергали электрошоку, пичкали подтачивающими здоровье психиатрическими препаратами. Врачи тщетно пытались помочь актрисе выздороветь, но медицина, к сожалению, еще не была столь сильна в борьбе с туберкулезом. Вивьен Ли постепенно лишилась психического здоровья, семьи, карьеры и, в конце концов, самой жизни. Прах актрисы развеян над озером у её поместья в Тикерэйдже 8-го октября того же года.
Последние годы
В мае 1967 году у Ли начались новые приступы туберкулёза. 7 июля того же года, во время очередного приступа, Вивьен Ли скончалась. Она была кремирована, а её прах развеян над озером близ небольшой деревни, в которой она жила в графстве Восточный Сассекс.
Лоуренс Керр Оливье, барон Оливье (англ. Laurence Kerr Olivier, Baron Olivier [ˈlɒrəns ɵˈlɪvi.eɪ], 22 мая 1907 — 11 июля 1989) — британский актёр театра и кино, режиссёр, продюсер. Один из крупнейших актёров XX века, игравших шекспировский репертуар. Выступал также в спектаклях по античной драматургии, в постановках современных американских и британских пьес.
Лоуренс Оливье родился 22 мая 1907 года в Доркинге, графство Суррей (Англия) в семье сельского священника. Начал выступать в театрах лондонского Вест-энда, играл более 60 лет. Был женат трижды: на Джилл Эсмонд (1930—1940), Вивьен Ли (1940—1960) и Джоан Плаурайт (с 1961 до смерти).
Карьера: первый фильм - 1930 год, последний фильм - 2007 год.
Родился в Доркинге (Англия). Сын сельского священника, он в 17 лет бросает занятия в Оксфордеи поступает в Школу дикции и драмы Элси Фогерти. Ко времени дебюта в фильме "Слишком много мошенников" (Too Many Crooks, 1930), успел сыграть множество ролей в различных театрах. В 30-е годы становится одним из наиболее известных "молодых любовников" своего времени. Сыграв в кино по обе стороны Атлантики более десятка ролей, добился крупного успеха в фильме "Грозовой перевал" (Wuthering Heights, 1939) У. Уайлера.
В этой роли ему удалось передать контрастное соединение жесткости, порывистости, резкости, желания повелевать с чрезвычайной внутренней ранимостью и определенной тонкостью. Обыгрывание этого контраста, в большой мере присущего английскому национальному характеру, стало в дальнейшем одной из главных актерских красок Оливье. В 40-е годы актерским и режиссерским триумфом Оливье стала экранизация шекспировского "Генриха V" (Henry V, 1944), органично сочетающая театральные и кинематографические приемы. В дальнейшем он неоднократно обращался к киноверсиям Шекспира, таким как "Гамлет" (Hamlet, 1948); "Ричард III" (Richard III, 1956); "Отелло" (Othello, 1966), и каждый раз это было событием. Ключевым в современном репертуаре стало для него исполнение роли конферансье из мюзик-холла в фильме по пьесе Д. Осброна "Комедиант" (The конферансье, 1959). Крах человека, неспособного на личностное "самостоянье", стал в исполнении Оливье метафорой социального краха целого поколения "промотавшихся отцов".
В 60-е и последующие годы многие его персонажи несут в себе уже не драматизм взаимодействияличностного начала с социальным лицедейством, а разоблачение лицедейства как такового. Роли стали более одноплановыми: либо целиком "отрицательные", либо "положительные". Нацистский преступник в "Марафонце" (Marathon Man, 1976) и тут же охотник за бывшими нацистами в "Мальчиках из Бразилии" (The Boys From Brazil, 1978).
Один из наиболее признанных английских актеров, первый руководитель основанного в 1963 Национального театра, Оливье в 1947 был возведен в рыцарское достоинство, а в 1970 получил пожизненное пэрство. В 1982 вышла в свет его автобиография "Исповедь актера" ("Confessions of an Actor"). Умер Лоуренс Оливье в своем доме в Стейнинге (Западный Суссекс) 11 июля 1989.