Распад СССР и образование СНГ. Оценки августовских событий.
В оценке августа 1991 г. до сих пор нет единых взглядов. Сторона, вышедшая в конфликте победителем (радикальные реформаторы), назвала их путчем, или государственным переворотом реакционных сил в правительстве Горбачева с попыткой отстранения от власти президента.
Альтернативная точка зрения характеризуется оценкой случившегося как последней запоздалой попытки государственников Кремля предотвратить распад СССР.
СССР накануне августовских событий.
Начало 90-х гг. было отмечено ростом проявлений сепаратизма со стороны республик, входящих в состав СССР. В 1990 г. ряд республик (в первую очередь прибалтийских) в одностороннем порядке заявили о самоопределении и создании независимых национальных государств. Неудача экономических реформ, неспособность центра вывести страну из кризиса побудили политические элиты республик искать собственные пути выхода из тупика. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрание в них своих президентов. Республики старались избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.
12 июня 1990 г. российские депутаты также принимают Декларацию о государственной суверенитете Российской Федерации, отдав в ведение органам власти РСФСР все вопросы государственной и общественной жизни. В данной ситуации Горбачев и его ближайшее окружение были вынуждены пойти на уступки лидерам союзных республик в целях сохранения Союза в какой-либо форме. 23 апреля в Ново-Огареве был достигнут предварительный договор президента СССР с представителями девяти республик о подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств. В нем шла речь о новой концепции Союза. Согласно этому документу, республики получали гораздо больше прав, чем это было ранее, центр из управляющего превратился в координирующий. В результате многие союзные структуры: министерства и ведомства – претерпели бы серьезные изменения. Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как указанное соглашения фактически лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. В начале августа 1991 г. начинается подготовка к введению в стране чрезвычайного положения в целях восстановления полной роли центральной власти и КПСС.
Ход событий.
«Путч» начался 19 августа. В первый же лень были опубликованы важнейшие документы новой власти. Вице-президент СССР Г.Янаев объявил о вступлении в должность президента. Что же касается М.С.Горбачева, то он был «заблокирован» на своей крымской даче в Форосе. Создавался новый орган власти – ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) в СССР, в который вошла группа высокопоставленных чиновников: министр обороны Д.Язов, председатель КГБ В.Крючков, премьер-министр В.Павлов и другие. Постановлением ГКЧП в ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения, приостановилась деятельность партий, оппозиционных КПСС, вводилась цензура. В столицу страны были введены войска. В дальнейшем ГКЧП не удалось склонить чашу весов на свою сторону. Они не смогли предоставить четких доказательств болезни Горбачева. Десятки тысяч людей вышли на улицы столицы, часть войск перешла на сторону президента России Б.Н.Ельцина. Руководители республик СССР выступили за непризнание ГКЧП. Сам Ельцин объявил «путчистов» государственными преступниками и уже 21 августа руководство ГКЧП было арестовано.
Причины поражения ГКЧП.
Попытка ГКЧП сохранить союзное государство потерпела сокрушительный провал в силу целого ряда причин. Одна из них – двусмысленность позиции, занятой президентом СССР. Как подчеркивают сторонники одной из последних версий, никакого заговора против Горбачева не было, его изоляция в Крыму носила условный характер. Более того, сами путчисты действовали с полублагословения президента, отсюда неподготовленность, неуверенность в действиях. В дальнейшем Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.
Введя в Москву войска, члены ГКЧП не собирались их использовать иначе как средство психологического давления, демонстрации силы. Они не предприняли штурма «Белого дома», не арестовывали Ельцина и других российских руководителей, не позаботились об установлении реального контроля над СМИ.
Противники ГКЧП, главным образом российское правительство во главе с Ельциным, напротив, вступили с ним в жесткую схватку, преимущественно, на информационном поле. В результате им удалось преломить общественное мнение (в особенности жителей Москвы) на свою сторону. Это и предопределило победу демократов.
Последствия поражения ГКЧП.
Некоторые политологи в настоящее время считают, что неудачная попытка «дворцового переворота», предпринятого верхушкой союзного руководства, фактически обернулась для страны подлинным государственным переворотом, приведшим к радикальным изменениям общественно-политический системы, последующей ликвидации СССР. Власть президента Горбачева, лишившегося практически всех государственных структур, оказалась чисто условной. 23 августа от Горбачева потребовали подписать указ о роспуске КПСС, он был вынужден распустить союзный совет министров, съезд народных депутатов СССР, отказаться от должности генерального секретаря. ЦК КПСС объявил о самороспуске.
Все попытки президента СССР сохранить союзное государство, возобновить работу по подписанию нового союзного договора оказались безуспешными. Особую роль в ликвидации Союза сыграли политические элиты России и Украины. Факты свидетельствую, что ни у российского, ни у украинского руководства не было желания подписывать союзный договор ни в одном из предлагаемых вариантов. Граждане Украины на референдуме 1 декабря высказались большинством голосов за независимость республики; президент Л.Кравчук, опираясь на результаты народного волеизъявления, заявил о неприсоединении Украины к новому союзному договору. Что же касается российского президента, то он считал, что без Украины Союз невозможен. С этим соглашался и М.С.Горбачев, однако, он уповал на возможность втягивания Украины в договорный процесс посредством любых уступок, компромиссных решений.
Но встретившиеся в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии – Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич – решили проблему иначе: 8 декабря они заявили о роспуске Советского Союза и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР М.С.Горбачев был вынужден сложить свои полномочия, добровольно уйти в отставку.
Причины распада СССР.
Почему распался СССР? Стоит отметить, что предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования, как СССР, имелись задолго до начала 90-х гг., но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки. Экономический кризис, как результат данной политики, способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли решения искать самостоятельные пути выхода из кризиса. Кроме того, немаловажной предпосылкой распада явилось отсутствие у горбачевского руководства продуманной национальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам.
Империю можно было удержать только деспотическим режимом. Однако институты тоталитарного государства – партийный аппарат, КГБ, МВД, армия – были парализованы в ходе вызванной гласностью тотальной критики, а затем и вовсе исчезли вместе с государством, которое должны были защищать. Решения XIX партконференции фактически поставили крест на КПСС и СССР.
Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика Запада, как подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции СССР, краху его социально-политической системы.
СССР и Запад: международные отношения.
«Холодная война».
Предпосылки начала «холодной войны».
В результате Великой Отечественной и второй мировой войн произошел ряд кардинальных изменений в расстановке сил на мировой арене. Потерпели поражение и на время утратили роль великих держав Германия и Япония, значительно ослабли позиции Англии и Франции. В то же время неизмеримо вырос удельный вес США: на долю этой страны к концу войны приходилось 46% мирового промышленного производства. Укрепилось международное положение СССР. Он не только вышел из внешнеполитической изоляции, но стал признанной всеми международными субъектами великой державой. Официальным подтверждением этого статуса Советского Союза явилось его участие в формировании Организации Объединенных Наций (1945 г.). В Совете Безопасности ООН СССР стал одним из пяти постоянных членов наряду с США, Англией, Францией и Китаем.
Победа принесла небывалый рост международного авторитета советского государства, что способствовало усилению левых сил, прежде всего коммунистов, во многих странах Запада. Крупнейшие капиталистические державы были вынуждены признать интересы СССР в Восточной Европе.
Однако каждый из союзников по-своему представлял себе итоги войны. После ее окончания произошло расхождение состояния Советского Союза и остальных участников антигитлеровской коалиции на почве борьбы за геополитическое превосходство, главным образом, за сферы влияния на европейском континенте.
В итоге, на смену второй мировой пришла «холодная война». Сам термин «холодная война» был введен в оборот Госсекретарем США Д.Ф.Даллесом. Суть данного понятия заключается в политической, экономической, идеологической конфронтации двух систем, балансирование на грани вооруженного столкновения. Вопрос о том, кто начал «холодную войну» до сих пор остается открытым. Хорошо известен тот факт, что уже в ходе войны с Германией в Англии и в некоторых кругах США разрабатывались планы будущей войны с Россией. Атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки (август 1945 г.) была не столько военной операцией, сколько политическим актом, имевшим целью оказать давление на СССР.
Территориальный экспансионизм сталинского руководства и его действия, направленные на быстрое вовлечение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в орбиту исключительного влияния ССР не мог не вызвать опасений правящих элит США, Великобритании и других стран.
Фултонская речь Черчилля. План Маршалла и создание Коминформа.
Начало холодной войны принято датировать речью экс-премьера Великобритании У.Черчилля, произнесенной 5 марта 1946 г. в городе Фултон в присутствии и с одобрения президента США Г.Трумэна. В этой речи содержался призыв к усилению давления на Советский Союз с целью достижения как внешнеполитических уступок со стороны советского руководства, так и изменений во внутриполитическом развитии страны. В следующем году, 12 марта 1947 г., президентской администрацией США была провозглашена доктрина Трумэна, предусматривавшая оказание американской военной помощи тем странам, над которыми нависла «коммунистическая угроза». Эта доктрина стала идеологическим обоснованием холодной войны.
Отношения между СССР и Западом постепенно начинают приобретать характер острого политического и военного противостояния. В качества ключевых событий в этом процессе следует выделить отказ СССР от плана Маршалла, гражданскую войну в Греции и создание Информационного бюро Коммунистических и рабочих партий – Коминформа. 5 июня 1947 г. глава Госдепартамента США Д.Маршалл заявил, что для укрепления режимов европейских демократий необходимо предоставить им срочную финансовую и экономическую помощь. Советский Союз расценил этот план как концепцию экономического закабаления Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в его реализации. План Маршалла приняли 16 западных стран. Политическим условием предоставления помощи стало выведение коммунистов из состава правительств. К 1948 г. представителей коммунистических партий не осталось ни в одном правительстве Западной Европы. С образованием осенью 1947 г. Коминформа (призванного координировать действия партий коммунистической направленности для принятия совместных постановлений) Европа оказалась окончательно разделенной: с одной стороны СССР и его союзники, а с другой – США со своими партнерами.
Начало противостояния. Берлинский кризис.
В первые годы противостояние определялось острыми дипломатическими выпадами, ожесточенными пропагандистскими компаниями, резкими дебатами на сессиях ООН.
Международная обстановка второй половины 40-х гг. осложнялась искусственно создаваемыми кризисами. Среди них наиболее значительным был берлинский кризис, разразившийся после проведения в июне 1948 г. в Западной Германии сепаратной денежной реформы. Реакция советской стороны была резкой и незамедлительной: по наставлению руководства СССР прерывалось транспортное сообщения между Берлином и западными оккупационными зонами. По существу это была блокада западных секторов Берлина. С целью ее прорыва Запад организовал «воздушный мост» - доставку грузов с помощью военно-транспортной авиации, - действовавшей до мая 1949 г.
Психологическая атмосфера вокруг берлинского кризиса способствовала организации западного альянса, направленного против СССР. Экономический союз, рожденный в рамках плана Маршалла, быстро превратился в военный и политический. 4 апреля 1949 г. США и Канала подписали вместе с 10 западноевропейскими странами Североатлантический пакт – НАТО. В том же году ТАСС сообщило, что у Советского Союза имеется атомная бомба. Это означало ликвидацию американской монополии на ядерные виды оружия. Соперничество СССР и США перешло в новую фазу, атрибутом которой стала гонка вооружений.
В противовес блоку западных государств происходит формирование экономического и военно-политического союза социалистических стран. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) – орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы, в 1955 г. – Варшавский военно-политический договор (ОВД). Консолидация сложившихся блоков привела к биполяризации мира. «Холодная война» расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Она усилила милитаризм в политике и мышлении.
Характер соперничества. Региональные конфликты.
Развитие международных отношений в годы холодной войны определялось, главным образом, состязанием между двумя сверхдержавами – СССР и США. Их соперничество носило военно-политический характер, но при этом и та, и другая сторона стремилась избежать открытого военного конфликта, вследствие своей неуверенности в его возможном исходе. Данное положение сыграло решающую роль в определении циклического характера послевоенной мировой политики. Холодная война была чередой обострений и разрядок международной жизни.
Первый крупный конфликт возник в июне 1950 г. в ходе кровопролитной войны на корейском полуострове. В 1948 г. на территории Кореи было создано два государства: на севере – в советской зоне оккупации – Корейская народно-Демократическая Республика (КНДР) и на юге, контролируемом американской администрацией, - Республика Корея. Отношения между двумя корейскими государствами складывались весьма напряженно. Каждое из них стремилось воссоединить страну под своей властью. В вооруженный конфликт прямо или косвенно было вовлечено 20 государств. Только в июле 1953 г. в Корее было подписано, наконец, перемирие. Однако война закончилась на тех же рубежах, на которых и начиналась. Корея, как и Германия, осталась расколотой.
В эти же годы сформировались и очаги региональной напряженности. Возникли арабо-израильский, индо-пакистанский и индокитайский конфликты, через которые также пролегли линии глобального соперничества сверхдержав.
1953 год стал переломным в развитии международных отношений. Этому способствовала смена руководителей в обоих государствах. В 1954 г. было подписано Женевское соглашение по Индокитаю. В 1955 г. удалось договориться о выводе американских и советский войск из Австрии в обмен на ее строгий нейтралитет. Впервые после Потсдамской конференции, в 1955 г. в Женеве состоялась встреча руководителей Англии, США, СССР и Франции. В том же году СССР и ФРГ установили дипломатические отношения. Наконец, в 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства Н.С.Хрущева в США.
Вместе с тем, в то же время произошли события, которые сделали неизбежным новое обострение соперничества СССР и США. Начиная с 50-х гг., советское руководство стало активно поддерживать освободительное движение в так называемых странах «третьего мира». В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А.Насеру, когда тот, после национализации Суэцкого канала, подвергся нападению Англии, Франции и Израиля. В 1957 г. СССР успешно испытал межконтинентальную баллистическую ракету и вывел на орбиту Земли искусственный спутник. Данное событие впервые создавало геополитическую возможность ядерной атаки СССР территории США.
Возникновение нового витка напряженности произошло в связи с проблемой Западного Берлина. С 1958 г. Н.С.Хрущев стал добиваться изменения его статуса. Встреча советского лидера с новым президентом США Д.Кеннеди, состоявшаяся в апреле 1961 г. в Вене, явилась очевидным провалом советского внешнеполитического курса. В августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавского Договора в Берлине была возведена полоса укреплений, полностью изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР.
Апогей «холодной войны». Карибский кризис.
Самым острым оказался карибский кризис 1962 г., вызванный размещением СССР ядерных ракет средней дальности на Кубе в непосредственной близости от США. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно заключенному секретному компромиссу между Д.Кеннеди и Н.С.Хрущевым, в рамках которого советские ракеты были выведены с Кубы взамен обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтажа американских ядерных ракет в Турции.
Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских отношениях и международных отношениях в целом. 15 августа 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса.
В то же время карибский кризис привел к окончательному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало заявление, касавшееся территориальных претензий этой страны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом провокаций на границе. Кульминацией стал вооруженный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский.
Разрядка.
К началу 70-х гг. гонка атомных вооружений между двумя сверхдержавами привела к перенасыщению их арсеналов, реально поставив мир перед лицом ядерной катастрофы. Изменилось и отношение общественности западных стран к курсу своих правительств. Не последнюю роль в достижении разрядки сыграли в целом взвешенная политика СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближневосточного кризиса 1967 г.
В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. страны Варшавского договора выступили с предложение о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательные послевоенные границы в Европе и фиксировался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. – между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1072 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.
В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города.
В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США Р.Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксирующий «Основы взаимоотношения между СССР и США». Эти договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашение о предотвращении ядерной войны, явились важнейшими документальными актами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.
В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был подписан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных условиях.
Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базовым элементом этого документа явилась декларация принципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их суверенного равенства; неприменения силы или угрозы силой; нерушимости послевоенных границ; мирного урегулирования споров; невмешательство во внутренние дела; уважения прав человека и др. Однако на фоне разрядки продолжали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война.
Кризис политики «разрядки». Обострение противоречий.
Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве главной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разрядки, но и вытекавшие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и Чехословакии, что создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела черты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р.Рейган. В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудшило стратегическое положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений.
Перестройка и «новое мышление» во внешней политике. Завершение «холодной войны».
Советское руководство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изменения совпали со сменой высшего руководства СССР. Первоначально новый советский лидер М.С.Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата международных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоятельства сложились таким образом, что с 1987 г. был провозглашен переход к «новому политическому мышлению». Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на выбор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления»бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» постепенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 г. фактически означал окончание холодной войны. Крушение Советского Союза и образование СНГ знаменовали начало российской внешней политики.
События 1989-1991 гг. в странах
Восточной Европы.
В течение 1989-1991 гг. по странам Восточной Европы прокатилась лавина революционных преобразований. Рухнули сложившиеся здесь за послевоенные десятилетия авторитарно-бюрократические режимы. События развивались не только стремительно, но и отличались радикальностью результатов. Они втянули в свою орбиту Польшу и Венгрию, ГДР и Чехословакию, Болгарию и Румынию, а также Югославию. Создав качественно новый политический ландшафт в этих странах, события изменили расстановку сил на европейском континенте, затронули блоковую систему отношений на мировой арене, оказали воздействие на перестроечные процессы в СССР, повлияли на состояние дел в коммунистическом движении.
Революции, начавшиеся в 1989 г., стали следствием глубокого экономического, политического и духовного кризиса, который десятилетиями переживали государства Восточной Европы. Доказательство тому – перманентно возникавшие в 50-80-х гг. острые общественно-политические конфликты в странах региона. Таким образом, революции конца 80-х – начала 90-х гг. явились результатом, прежде всего, их собственного внутреннего развития.
Авторитарно-бюрократические режимы повсеместно стали препятствием на пути экономического и технического прогресса своих государств, тормозом интеграционных процессов. Результатом был застой, который на фоне быстрого развития остального мира стал перерастать в отставание, в откат назад, особенно заметный в новых отраслях и прогрессивных технологиях. Уже к концу 70-х гг. наметилась тенденция к превращению стран социализма во второстепенное экономическое и социально-политическое объединение на мировой арене. Сильные позиции удерживались только в военно-стратегической области, и то в основном благодаря военному потенциалу СССР. Именно перспектива такого превращения побудила руководство ряда стран приступить к экономическим и политическим реформам. Однако попытки их осуществления в рамках авторитарно-бюрократических режимов не затрагивали базисных структур и способствовали лишь дискредитации идей реформирования общества. Фактический провал этих попыток подвел общественность названных стран к осознанию невозможности преодоления усиливавшегося всестороннего кризиса без полного устранения сложившейся системы власти и управления.
Другим мощным катализатором революционных перемен в странах Восточной Европы явился национальный фактор. Его появление сильно варьировалось в разных государствах и зависело от национальных традиций, характера предшествовавшего, то есть, довоенного, политического режима, уровня развития национально-освободительного движения против фашизма в годы второй мировой войны, обстоятельств прихода к власти коммунистических партий. Субъективной предпосылкой революции стала монополия политической власти правивших режимов. Их неподотчетность народу разрушающе воздействовала на моральные и деловые качества руководящего слоя восточноевропейских стран. Он получал ряд необоснованных привилегий, погружался в коррупцию, злоупотребления властью. Неслучайно, что правящая элита этих государств явилась объектом для всесторонней критики.
Начавшаяся в 1985 г. перестройка в СССР послужила стимулом для идеологических и политических перемен. Происходит быстрая политизация различных слоев населения, ведущая к выработке новых взглядов, к осознанию реальностей на ином качественном уровне.
События в Польше и Венгрии приняли эволюционный по своей форме характер, а именно – переход компартий к парламентской модели развития, к признанию альтернативных политических сил. Такому исходу предшествовала долгая политическая борьба, как в руководствах партий, так и за их пределами. В Польше благодаря наличию столь мощного оппозиционного движения как «Солидарность» и реальному присутствию в общественно-политической католической церкви с ее моральным авторитетом возобладала компромиссная линия. Именно по инициативе правившей Рабочей партии (ПОРП) 6 февраля 1989 г. открылись заседания «круглого стола», за которым встретились представители власти и оппозиции. Весной 1989 г. аналогичные заседания начались в Венгрии. Достигнутые там соглашения ставили задачу формирования институтов парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации Венгерской социалистической партии (ВСРП).
Ситуации, сложившиеся в Болгарии, Чехословакии и ГДР, имели много общего. Известную однотипность им придала позиция руководства партий, которые либо вообще отказывались идти на реформы (как, например, в ГДР), либо имитировали действия по их проведению. Стратегические линии партий уже не соответствовали происходящим в обществе процессам. Повсеместно, начиная с 1988 г., стали возникать неформальные организации. Так, в Болгарии появился «Независимый союз по охране прав человека», экономическое руководство расценило их как антикоммунистические и ответило репрессивными мерами.
Характерной особенностью Чехословакии было наличие в ее общественной жизни политической оппозиции, которая в начале 1989 г. перешла к решительным действиям. Их проявлением стали демонстрации в Праге и ряде других городов.
Свою специфику имело и внутриполитическое положение в Германской Демократической Республике (ГДР). Она заключалась в том, что многие граждане, утратив надежды на изменения в стране, стали переселяться в соседнюю демократическую германскую страну (ФРГ). Выезд принял массовые формы, несмотря на репрессии властей и тотальную слежку. Революционные процессы, охватившие восточноевропейские государства, свидетельствовали об общем кризисе их авторитарно-бюрократических режимов. Начало им положили события в ГДР. Под давлением массовых демонстраций глава германской социалистической партии Э.Хонеккер был освобожден от занимаемых им постов. 9 ноября 1989 г. новое руководство разрешило свободный переход в Западный Берлин.
Внутренние противоречия в Болгарии, где отсутствовали традиции массовой оппозиции существовавшему режиму, прорвались на Пленуме Болгарской компартии, который 10 ноября 1989 г. отстранил Генерального секретаря Т.Живкова от руководства страной. Последовавшее включение в революционный процесс широких масс, начавшееся формирование политических партий и течений придало событиям характер демонтажа прежней системы власти.
«Бархатная революция» в Чехословакии началась с разгона студенческой демонстрации в Праге 17 ноября 1989 г. Действия полиции вызвали забастовку студентов, а с 21 ноября в столице начались массовые демонстрации. В тот же день был создан «Гражданский форум», объединивший все оппозиционные силы в чешских землях, и «Общество против насилия» в Словакии. Новое правительство возглавил М.Чалфа. Президентом страны был избран В.Гавел. В отличие от ГДР, Болгарии и Чехословакии, где преобразования не сопровождались кровопролитием и проходили в цивилизованных формах, в Румынии они приняли другой характер. Революция началась с карательных действий правительственных войск, подавивших оружием выступление в городе Темишоара. 20 декабря 1989 г. волнения перекинулись в столицу страны – Будапешт. Последующие дни сопровождались ожесточенными столкновениями демонстрантов с силами госбезопасности. Массовое движение возглавил Фронт национального спасения. Арестованные им бывший президент Н.Чаушеску и его жена были преданы суду военного трибунала и расстреляны.
В результате революций в странах Восточной Европы власть партийно-государственного аппарата перешла к демократическим представительным органам управления. Провозглашались политические права и свободы граждан.
Пришедшие к власти правящие элиты добились проведения свободных выборов, завершившихся повсеместно поражением партии коммунистической направленности. Завоевать симпатии избирателей не удалось и возрождением социал-демократическим и социалистическим партиям. Более популярными оказались лозунги «христианского социализма», с которыми выступали христианско-демократические партии, связанные с католической или протестантской церквами.
Изменения политической системы были закреплены в новых конституциях, восстановивших традиционный для европейской цивилизации принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную.
Революции конца 80-х – начала 90-х гг. были в основном мирными. Однако в ходе революционных событий обострились межнациональные противоречия. Чехам и словакам удалось договориться, и с 1 января 1993 г. на месте Чехословакии возникло два государства – Чехия и Словакия. Конфликт между народами Югославии принял вооруженный характер. Летом 1991 г. начался распад федеративного государства. Республики Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина провозгласили свою независимость. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория. Национальные проблемы в этой стране вылились в самый кровавый после окончания второй мировой войны конфликт в Европе.
Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии СССР, в том числе Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточноевропейском регионе формируется новая система безопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности Европейскому Союзу, НАТО). «Железный занавес», разделявший Европу все годы «холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989-1991 гг. произошло крушение социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.
РОССИЯ В 1991 – 2002 гг.
Современная ситуация в стране.
Трудности, противоречия, ошибки в процессе
преобразования всех сфер жизни
Российской Федерации и их преодоление.