За 30 лет (1960—1990гг.) рост качества жизни во Франции увеличился почти в 4 раза, в Японии—почти в 4,6, в США—в 3, а в СССР уменьшился на 0,95.

Таблица коэффициента (k) качества жизни

Годы СССР Франция Япония США
0,92 1,54 1,34 2,78
3,48 2,92 4,71 6,36
3,32 11,55 21,64 21,20

Если коэффициент качества жизни США в 1930 г. принять за 100% , то в СССР k составлял 33% от США, во Франции – 55% , в Японии – 48%.

В 1960 г. этот показатель составлял от уровня США в СССР –55%, во Франции – 46% , в Японии – 74%.

В 1990 г. Япония этот показатель перекрыла по сравнению с США, во Франции он составил 54%, в СССР – 16%.

За 30 лет (1960—1990гг.) рост качества жизни во Франции увеличился почти в 4 раза, в Японии—почти в 4,6, в США—в 3, а в СССР уменьшился на 0,95.

@уровень квалификации, образования, исполнительской дисциплины значительной части населения оказался не на уровне современных требований (катастрофа в апреле 1986г. на ЧАЭС).

@неэффективная социалистическая экономика захлёбывалась под бременем гигантских военных затрат. Армия численностью 4,5 млн. человек была ориентирована на наступательные действия, что явно противоречило миролюбивой риторике советского руководства. С1979г. фактически осуществлялась интервенция против Афганистана (авантюра в Афганистане требовала ежегодно 3–4 млрд. долл. на содержание 120 тыс. военного контингента и ведение боевых действий).

@огромные средства правительство тратило на поддержку коммунистических и прокоммунистических режимов (Куба, Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др.). КПСС оказывала финансовую помощь почти 100 компартиям. Это приводило к обострению региональных конфликтов.

@внутри страны преследовалось всякое инакомыслие.

@коррупция, взяточничество, подкуп проникли во все сферы жизни. Происходило сращивание теневой, нелегальной экономики с верхушкой партийно-государственного и хозяйственного аппарата.

@попытка тяжело больного Ю.В. Андропова (после смерти в 1982г. Л.И. Брежнева занявшего пост Генсека) обновить «реальный социализм», не реформируя его сути, отчетливо продемонстрировала дряхлость «системы», неэффективность огромной государственной машины. Её окончательная несостоятельность обнажилась в тот момент, когда она привела к власти больного, недееспособного лидера – К.У. Черненко.

В этих условиях приход к власти новых сил, готовых к радикальному обновлению стал объективно назревшей необходимостью. В марте 1985г. к власти пришёл М.С. Горбачев и его «команда» (Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин и др.) – это последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка», хотя все начиналось с «кадровой революции» – смены правящей элиты.

@ определенную роль сыграла и позиция США – отказ администрации Р. Рейгана (1981г.) от политики мирного сосуществования и переход к стратегии «экономического удушения» через эскалацию гонки вооружений. США снижали цены на нефть, договорившись на антисоветской основе со странами ОПЕК: в ноябре 1985г. 1баррель стоил 30$, а через 5 месяцев – 12$. В итоге только в 1986г. СССР потерял 10 млрд. долл., т.е. половину всех валютных поступлений.

Апрель 1985г.— август 1991г. — реформистский период — бессистемные попытки реставрировать и улучшить «административный социализм» – «государственно-бюрократический социализм».

Этапы «перестройки»:

I. апрель 1985г. – январь 1987г. – начало преобразований, попытка улучшить «административный социализм», данный курс в официальных документах получил название – «стратегия ускорения».

Во-первых, начали действовать по принципу – «стоит ввязаться в бой, а там посмотрим», т.е. отсутствовала продуманная концепция реформ. Считали, что советская система обладает огромным потенциалом и задача заключается в том, чтобы его полноценно использовать. Поэтому и выдвинули курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. В основе его лежалановая структурно-инвестиционная политика: отказ от разорительной практики «долгостроев», упор на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий и производств. Ставилась задача ускоренного развития машиностроения, активизации «человеческого фактора» и приведение в действие других «скрытых резервов».

Во-вторых,в помощь политике «ускорения» «снизу» решили создать Советы трудовых коллективов (СТК) с законодательно закрепленными широкими полномочиями (выборы руководящих работников, регулирование зарплаты, определение цены выпускаемой продукции, госприемка продукции и др.). На практике зачастую все сводилось к проявлению «коллективного эгоизма».

Позднее М. Горбачев критически оценивая этот этап, признал, что начинать надо было с сельского хозяйства и лёгкой промышленности, что дало бы быструю отдачу для людей и укрепило социальную базу «перестройки».

Чем закончился I этап?

· перенапряжение бюджета и рост его дефицита (1985г.–17-18 млрд. руб., 1986г.–более 50 млрд. руб.). Реализация Закона 1985г. о борьбе с пьянством и алкоголизмом привела к тому, что бюджет недополучил за 3 года 37 млрд. руб.

· бюджетный дефицит покрывали за счет печатного станка – инфляция.

· Стремительно росли внешние займы – долги (в 1985г. задолженность СССР по кредитам Западу составляла 27,2 млрд. долл., в 1988г. уже – 40,8 млрд. долл.

II. нач. 1987г. – серед. 1988г. – непоследовательные попытки реформ в направлении самоуправленческого социализма. Официальное название – «перестройка» управляемая «сверху». В январе 1987г. М. Горбачев выдвигает собственно концепцию «перестройки» (модернизация социализма).

Главная идея – без обновления политических структур паллиативные экономические преобразования неэффективны.

Горбачев и его «команда» на этом этапе пришли к выводу, что причина неудач реформаторских усилий кроется в «деформациях» социализма, обозначившихся в СССР к 1930-м гг. и воплотившихся в последующей полувековой общественной практике в силу сформировавшегося такого мощного «механизма торможения», как «КАС» (командно-административная система). Поэтому нужна современная модернизация – эторазрушение сталинско-брежневской модели социализма (КАС) и внедрение демократии. Получится «социализм с человеческим лицом». Горбачев заявил, что цель перестройки — это восстановление ленинской концепции социализма, в которой приоритет за человеком труда и его идеалами, интересами, за гуманистическими ценностями в экономике, социальных и политических отношениях, культуре.

На этом этапе набирала обороты «кадровая революция», политика «гласности», на авансцену вышла интеллигенция, особое внимание публицистике, ликвидации «белых пятен» в советской истории. Возникли неформальные движения (самодеятельные общественные формирования) – народные фронты, политклубы, ассоциации, правозащитное движение, экологическое и др. Начался диалог власти с церковью. Пошел процесс не только переосмысления истории, но и идеологии, политических устоев системы – марксизма-ленинизма, принципа «руководящей роли» КПСС и социализма.

Таким образом, развернулся управляемый «сверху» поэтапный демонтаж основ недемократического государства, что привело к краху монолитной идеологии КПСС. Таков был результат политики «гласности».

С лета 1987г. сформировалась концепция «хозрасчетного социализма», цель: не меняя экономической системы, сделать хозяйственный механизм СССР более эффективным.

Намеченное регулирование предусматривало:

· расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

· закрепление практики выбора руководителей;

· возрождение частного сектора (поддержка кооперативного движения);

· отказ от государственного монополизма в сфере внешней торговли и интеграцию в мировой рынок;

· децентрализация управления (сокращение численности отраслевых министерств и ведомств, декларирование «партнерских» отношений между ними и предприятиями);

· развитие на селе основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Реализацию подобной программы предполагалось завершить к 1990г. Осуществляться она стала традиционными методами – с помощью административных рычагов.

Наши рекомендации