Функциональный аспект института ПР
Базисный субъект.
* Принимает решение о начале деятельности, задает параметры и финансирует.
*Ииногда многозначен, когда тот кому и для кого делается PR не совпадают (диалектика базисного субъекта)
Структура базисного субъекта:
1. Предметные базисные субъекты – те, кому (или чему) делается PR
2. Функциональные базисные субъекты – те, для кого делается PR
· Предметный базисный субъект PR – формирует основные параметры предмета данной PR-деятельности
· Функционально-стратегический базисный субъект – выполняет как стратегические, так и обеспечивающие задачи
Предметные базисные субъекты. 2 формы:
ü Прямые предметные базисные субъекты: обладает непосредственно субъектностью.
1) Индивиды (политики, гос. и общ. деятели, персонажи шоу-бизнеса)
2) Социальные общности различных типов и уровней (соц.-демографические, национально-территориальные, этно-национальные, конфессиональные общности)
3) Соц. организации (предприятия, фирмы, учреждения)
4) Соц. институты (социальные и общественные институты: органы исполнительной и судебной власти, правоохранительные органы, политические партии)
ü Превращенные предметные базисные субъекты – не имеет собственного субъекта
1) Не обладают непосредственной субъектностью. т.е. не имеют прямой персонификации индивидов, организаций, чей PR делается в рамках соответствующей PR-деятельности
2) К числу субъектов такого рода относятся идеологии, мифологии
2. Технологический субъект PR -Лицо, осуществляющее PR-деятельность – исходный тех. субъект PR.
Классификация технологических субъектов:
· Неинституциональные (индивид. пиармены)
· Квазиинституциональные
(специализированные PR-подразделения гос. и негос. институтов, Не являются самостоятельными юридическими лицами)
· Институциональные (специальные PR-агентства, являются юридическими лицами)
5)Фундаментом системы нормативного регулирования является Конституция РФ. В ней формулируются основные положения, определяющие статус публичной коммуникации и PR в данном обществе, закрепляются важнейшие политические права и свободы, среди которых право граждан на информацию, право на свободное выражение мнений, другие необходимые права. Следующим элементом нормативной системы, задающей условия существования института PR, является система законодательных актов. Среди них выделим прежде всего законы о «Средствах массовой информации» и «О рекламе». Также профессионально-этические кодексы, декларации, хартии.
Функциональный аспект института ПР
Функции ПР, выделяемы специалистами, можно разделить на группы:
Технологические функции (Синяева)
1) аналитика-прогностическая направлена на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики, включает в себя методику изучения партнеров, анализ конкретных ситуаций при формировании маркетинговой деятельности, оценку общественного мнения, настроений и реакций населения, подготовку массива аналитических данных для принятия эффективных решений;
2) организационно-технологическая — это совокупные меры и действия по проведению и организации PR-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций с использованием СМИ, аудио- и видеотехники;
3) информационно-коммуникативная предполагает продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационно-разъяснительной и пропагандистско-рекламной работы, необходимой не только для партнеров общения, но и для поддержания социально-психологического климата внутри организации, соблюдения служебной этики, фирменного стиля;
4) консультативно-методическая — помощь в организации и налаживании отношений с общественностью, разработка концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ, акций и кампаний PR..
Социальные функции ПР (Скотт Катлип)
1)PR ведет планируемую и постоянную работу как часть менеджмента.
2) имеет дело с взаимоотношениями между организацией и общественностью.
3) ведет мониторинг сознания, мнений, и поведения как внутри, так и вне организации.
4) анализирует влияние политики, процедур и действий на общественность.
5) модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации.
6) консультирует введение новых приемов политики, процедур и действий, которые взаимозависимы от организаций и общественности.
7) устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью.
8) производит изменения во мнениях, отношениях,поведении внутри и вне организации.
9) воздействует на новые и/или поддерживает отношения между организацией и общественностью.
6) Базисная структура ф-ций ПР:
I. Гносеологические(ПР-явление, способное отражать природ. и соц. реальность)
1. Функция конструирования публ. дискурса – производство исходного или трансформация сущ-го представления общественности о нек. предмете, т.е. базис. S позиционирует себя в публ. сфере.
2. Познавательная ф-я – ПР выступает в кач-ве источника, средства и способа соц. познания
II. Социологические(связ. со способами включ. объекта в соц. систему, его ролями во взаим. с др. институтами и соц. действиями)
1. Адаптирующие: воспитательная и социализации
2. Культурной трансформации – способность ПР выступать в кач-ве механизма изменения соц. норм, традиций, ценностей и т.д. Может реализ-ся в явной и латентной формах
3. Социорегулятивные:
3.1. Информационная – ПР как ист-к инф. (2 типа инф. – о базисном и о технологич. S ПР)
3.2. Социального целеполагания – ПР участвует в содержательной стороне политики и управления (напр., лоббизм)
3.3. Управленческие:
- § Регулятивная – строится на апелляции к интересам общ-ва и гос-ва
- § Консультативная – ПР может выражать интересы той или иной группы, как представ. обществ. мнения
- § Контрольная – угроза публичного разоблачения дивеантного поведения
- § Защитная
- § Предписывающая – указ. институтам власти путей и способов ведения политики
- § Номенклатурная – участие в формировании полит. и управленч. Номенклатуры
Дополнительные ф-ции ПР:
I. Объектная структура ф-ций ПР:
1. Институциональная объектная группа функций–ПР возд-ет на индивиды и их общности (гносеологические, адаптирующая, инф-я, регулятивная, директивная, контрольная)
2. Неинституциональная объектная группа функций – ф-ции по отнош к различ. Соц. институтам (оценочная, регулятивная, контрольная, директивная, целеполагания, защитная, консультативная и номенклатурная)
II. Предметная структура ф-ций ПР:
1. Экономические (маркетинговые, производственные, финансовые и кадровые)
2. Политические (реализация гос. власти, обеспечение демократического процесса, формир. полит. элит, выраж. обществ. мнения, разрешение полит. конфликтов)
3. Социальные (формир. публичной среды, трансляция и трансформация культуры, формирование соц. общностей, ф-я соц. мобилизации, инновационная, ф-я компенсации)
4. 4. Внутренние:
4.1.Технологические (исследовательская, информационная, аналитическая, прогностическая, планирования, организационная, консультативная, методическая, педагогическая, МК, создания имиджа)
4.2.Ф–и самопродвижения (мезопродвижения – продвижение отрасли ПР; микропродвижения – продвижение технологического S’а ПР)
III. Социосистемная структура – ПР м.б. функциональным и дисфункциональным. В основу этой структуры положен критерий направленности на соц. систему. На основании этого критерия ф-ии ПР делятся на:
1. Эуфункциональные ф-ции – способств. стабилизации системы;
2. Дисфункциональные ф-ции – направлены на разрушение системы
IV. Феноменологическая структура – отраж. степень проявления опред. роли ПР (Р. Мертон):
1. Явные ф-ции – в них ПР увязывает свою деят-ть с конкретным объектом
Латентные ф-ции – роли ПР, кот. не входят в намерения его S’ов.
7) В современной России, как и во всем цивилизованном мире, связи с общественностью функционируют в различных сферах общественной жизни.
1)Наибольшее развитие за десятилетний период своего существования в нашей стране получил политический PR, который в основном сводится к работе с кандидатами на выборах и продолжением работы с ними после избрания. В
2)Все большую силу набирают связи с общественностью в государственных структурах (государственный PR). В федеральных и местных органах власти активно работают пресс-службы, информационно- аналитические управления и отделы, центры общественных связей и другие Рй-структуры. Особое место в государственном PR занимает деятельность соответствующих структур в силовых ведомствах (армия, милиция, федеральная служба безопасности и др.).
3)Достаточно продвинутой сферой в связях с общественностью в нашей стране можно считать коммерческий PR. Сегодня ни одна коммерческая организация не может иметь успеха в бизнесе без хорошо налаженной деятельности служб по связям с общественностью.
4)Продолжают развиваться в нашей стране связи с общественностью и в промышленности (промышленный PR). Одной из главных особенностей промышленного PR является то, что значительная часть промышленности управляется правительством и в силу этого службы по связям с общественностью сталкиваются не только с проблемами формирования положительного имиджа компании, но и с проблемами преодоления бюрократических проволочек. Для специалистов по связям с общественностью в этой сфере особой группой общественности выступают государственные чиновники.
5)Все большее внимание уделяется связям с общественностью в культурно-развлекательной сфере и в спорте. Культурно-развлекатель- ная индустрия (развитие общественных парков, курорты и отели, шоу- бизнес и т. д.) и спорт сегодня превратились в большой бизнес, и без соответствующей РR-поддержки здесь не обойтись.
6)Определенные тенденции развития связей с общественностью наблюдаются и в социальной сфере. Здесь наибольший успех имеют связи с общественностью в учреждениях здравоохранения — фармацевтических компаниях, клиниках, научно-исследовательских медицинских центрах и т. д. Серьезным препятствием на пути развития PR в социальной сфере является ее недостаточное финансирование со стороны государства.
Таким образом, сфера профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью является весьма обширной. Она охватывает практически все виды, формы и уровни социальных взаимодействий и пронизывает собой все другие виды профессиональной деятельности. Без современных РЛ-технологий сегодня не может успешно функционировать ни одна организация, ни один политический или иной лидер, ни одна государственная или коммерческая структура.
Практические задания
Сравниваемые параметры | Традиционная реклама | Пропаганда | Public Relations |
Цель | Сбыт товаров и/или услуг | распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию | Формирование ситуации успеха фирмы Управляемый имидж Решение нестандартных задач и устранение противоречий |
Наиболее типовые средства | СМИ, наружная реклама, сувениры и т.п. | СМИ, специальные события ( митинги, торжественные собрания,, конференции) и др. средства коммуникации. | СМИ, приемы Public Relations, несколько со- тен типов Public Relations -акций |
Характер работы | Подается дискретно Коммерческий | Непрерывный и систе- матический Убеждение и распространение идей, мнений и т.п. без учеты этических норм Наступательность, активность , непрерывность. | Непрерывный и систе- матический процесс Познавательный Ознакомительный Некоммерческий |
Постановка задач | Подразделения фирмы | Руководство фирмы, партии, региона. | Руководство фирмы, партии, региона |
Объект | Товар и/или услуга | аудитория или социальные общности, которым адресована пропаганда | Идеология, мировоззрение, мода, стиль, брэнд и т. п. |
2. Наиболее важные направления деятельности СО
образовательного учреждения:
Целью внешних паблик рилейшнз является формирование устойчивой деловой репутации и паблисити вуза, постоянного присутствия организации в информационном пространстве посредством создания информационных поводов, имеющих актуальное значение для целевых аудиторий. В качестве внешних целевых аудиторий по отношению к вузу выступают: абитуриенты, родители абитуриентов, выпускники, работодатели, органы управления образованием, СМИ, конкуренты, деловые партнеры, органы муниципальной власти, профессиональные ассоциации, фонды и грантодатели.
Цели, которые преследует высшее учебное заведение, выстраивая систему взаимоотношений со своей внутренней аудиторией, – студентами, слушателями, руководителями, преподавателями, сотрудниками – это оптимизация корпоративных коммуникаций, формирование и поддержание корпоративной культуры. Стратегическая цель взаимодействия с данной группой – конструирование и поддержание положительного корпоративного имиджа высшего учебного заведения посредством развития и укрепления корпоративной идентичности вузовского сообщества.
Коммерческого банка:
Благополучие банков, перспективы роста базируются не только на эффективных технологиях и необходимых связях, но в большей степени на репутации и имидже банка. Поэтому приоритетными направлениями детальности СО в этой сфере являются завоевание доверия общественности, создание ощущения стабильности и надежности банка, информирование общественности о преимуществах конкретного банка, усиление позиций банка по отношению к внешним рискам.
Взаимоотношения банка со СМИ включают в себя подготовку и распространение аналитических пресс-материалов, пресс-мероприятия, участие в обзорах, эксклюзивные интервью, пресс-мониторинг и пресс-клиппинг, неформальные контакты с журналистами. Также для успешного существования банка необходимо сотрудничать с общественными и государственными институтами (Банком России ,Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг о регулировании фондового рынка, Министерством финансов,) с международными финансовыми организациями – Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международной финансовой корпорацией и так далее.
Следующим не менее важным направлением является установление и поддержание взаимоотношений с клиентами, это достигается путем подготовки презентационных материалов и поздравлений клиентов, работы с жалобами клиентов, доведения интересов основных клиентских групп до руководства, поддержки "дружественных" клиентских групп, изучения и оценки нужд клиентов.
Взаимоотношения с акционерами банка включают в себя изучение мнений акционеров, составление годовых, квартальных и других отчетов, подготовка документов для рассылки, проведение собраний, составление финансовых и рекламных объявлений, специальные публикации для акционеров.
В налаживании отношений внутри коллектива банка PR-службы играют важную роль. Система информирования сотрудников на разных уровнях, разрешение конфликтных ситуаций в коллективе банка, внутренние публикации, корпоративные развлечения, доведение мнения служащих до руководства банка, поздравления, создание и углубление чувства удовлетворения служащих от работы. Сюда же можно добавить РR-поддержку менеджмента (например, различные премии, награды). Вообще служба PR содействует созданию атмосферы, в которой служащие банка трудятся с большей отдачей.
Спешно реализующееся на Западе, но только развивающееся в России направление деятельности СО, нацеленное на поддержание взаимодействия с местной общественностью. Необходимо учитывать нужды и потребности местного населения, вовлекать банк в акции для него, организовывать "обратную связь" и допустимую "открытость" банка для местного населения, улучшать окружающую среду.
Особого внимания заслуживает работа СО в кризисных ситуациях, где требуется тщательных подбор приемов PR-деятельности для поддержания взаимодействия на всех уровнях общественности.
Особо хочется выделить спонсорство, меценатство и благотворительность. Для финансово-банковских структур они выступают в качестве эффективного коммуникативного средства.
Рекламного агентства:
Приоритетными направлениями деятельности в области СО можно назвть:
1) установление и поддержание деловых отношений с источниками информации: СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями, а также с людьми и организациями, располагающими требуемыми сведениями, иными источниками информации;
2) изучение исследуемой аудитории, учет ее настроений (изучение иного объекта исследования);
3) подготовка и представление исследовательского отчета.
4) разработка (написание, съемка, компиляция, редактура и корректура) PR-материалов (текстов, фотоиллюстраций, видео- и компьютерных графических материалов);
5) формирование пресс-кита (PR-комплекта, включающего все предназначенные для передачи СМИ материалы);
6) подготовка и передача оригиналов в производство (для тиражирования и рассылки).
7) сбор, хранение и обработка (учет, систематизация, изучение и оценка) аналитической информации; подготовка и представление аналитического отчета.
8) установление и поддержание деловых отношений с изготовителями носителей PR-продукции: типографиями, студиями компьютерной графики, съемочными группами, студиями звукозаписи и т. п.;
4) отправка оригинальной и приемка тиражной PR-продукции.
При выполнении внутрикорпоративной функции отдел решает следующие основные задачи:
1) изучение настроений и мнений работников предприятия;
2) разработка рекомендаций для руководства предприятия;
3) разработка PR-материалов;
4) распространение PR-материалов (через внутреннее издание, внутреннюю информационную сеть и т. п.);
5) реализация (подготовка, планирование, организация и проведение) PR-мероприятий (встреч работников и руководства предприятия);
6) анализ результатов.
Отдельного рассмотрения требуют задачи, решаемые отделом по связям с общественностью в рамках организационной функции:
1) общее управление отделом по бизнес связям с общественностью;
2) организация и проведение отдельных PR-мероприятий (в данном случае - нацеленных на внешнюю аудиторию);
3) организация и проведение комплексных мероприятий (PR-кампаний);
4) управление внутренними связями с общественностью;
5) кризисное управление отделом.
Регионального журнала:
PR-обеспечение деятельности газеты или журнала можно условно разделить на два этапа:
1. До начала издания Основная задача данного этапа – подготовить аудиторию, сделать так, чтобы потенциальные читатели ждали первого номера. . Первый шаг данного этапа – определение целевой аудитории, которая зависит от выбранной тематики. Второй шаг – разработка программы PR-кампании, причем как на подготовительный этап, так и на последующие. Программа PR-кампании – это представляющий собой точку отсчета документ, одобряемый максимально возможным числом сотрудников и содержащий основные представления о будущем организации характеристику политических направлений, которым нужно следовать, и перечень ценностей, которые нужно исповедовать, чтобы достичь планируемого состояния. Важная особенность – наличие тайминга. То есть все действия расписаны во времени и мероприятия по связям с общественностью осуществляются одновременно с соответствующими этапами развития самого издания.Четвертое, В рамках PR-программы формулируется также ее девиз, или слоган,фирменный стиль. Третий шаг – непосредственная подготовка к выпуску издания. В данном случае подходят любые мероприятия, которые помогут ненавязчиво проинформировать аудиторию и заставить ее «предвкушать», сделать так чтобы потенциальные читатели заранее хотели ознакомиться с изданием. Думаю, что единого ответа на вопрос, как этого достичь, нет. Основная функция PR-щика на данном этапе – грамотная коммуникация с аудиторией.
2. После выпуска первого номера. 1. Необходимо грамотно наладить отношения с другими средствами массовой информации 2. Для издания, особенно отраслевого и специализированного, важным аспектом деятельности является участие в различных выставках. В рамках выставки также возможна организация мини пресс-конференции. 3. Для нового журнала важно связать свое имя с именами известных и уважаемых людей. Это может быть конференция, выставка или семинар.
Вопросы для размышления
1. В социально-экономической сфере институт PR осуществляет свое воздействие, в первую очередь, посредством механизмов рыночной экономики, поэтому доминантой социально-экономической роли выступают его маркетинговые функции : 1.PR формирует и осуществляет продвижение на рынках корпоративного имиджа, имиджей отдельных бизнес-подразделений, продуктовых линий, отдельных товаров, марок и т.п., тем самым формирует современную рыночную среду как коммуникативное, этическое и эстетическое пространство.2. PR участвует в процессе позиционирования фирмы, ее отдельных подразделений, товаров и марок в сознании потребителей. 3. PR призван содействовать преодолению потребителями когнитивного диссонанса, связанного с товарами или слугами фирмы, а также ее корпоративным образом в массовом сознании. 4. взаимодействие с контактными аудиториями, проявляющими интерес к деятельности фирмы на рынке.5. PR поддерживает процесс реализации маркетинговых стратегий, а также функционирования отдельных инструментов маркетинга6. PR отвечает за оперативную реакцию фирмы на непредвиденные изменения рыночной ситуации.7. PR снижает маркетинговую эффективность конкурентов, компенсирует их стратегические и тактические преимущества, нейтрализует их действия по связям с общественностью.
Наряду с маркетинговыми, PR реализует в социально-экономической сфере и производственные функции.
2. С одной стороны, PR включен в процесс формирования идеологии, с другой, -- реализуя познавательную функцию, PR анализирует и обобщает факты, наблюдения и события повседневной жизни, что ведет к обобщениям ценностного содержания, соотносящим частные факты с терминальными ценностями типа «добро -- зло», «истина -- ложь», «прекрасное -- безобразное» и т. п. Совокупности ценностных суждений PR могут обретать характер целостных, системных идеологических построений, а могут оставаться на информационно-коммуникативном уровне -- своеобразной «питательной среды» для развития феноменов массовой идеологии. Кроме того, в информационной функции PR служит источником информации для идеологов и средством обратной связи между ними и общественностью. Таким образом, паблик рилейшнз выступает и как участник процесса производства духовных ценностей, и как элемент, обеспечивающий бытие этих ценностей, их воспроизводство и трансляцию в обществе. Рассматривая связь PR с различными идеологическими феноменами, следует отметить, что суждения и оценки общественности являются субстанциональной основой идеологии. PR выступает надежным индикатором для оценки актуального состояния любой системы идей в ее отношении к массовому сознанию.
3. Смысл познавательной функции PR состоит в том, что он способен выступать в качестве источника, средства и способа социального познания.
4 Института PR— это совокупность социальных ролей, в которых выступает множество различных связанных между собой субъектов. Каждый из них выполняет специфическую функцию, позволяющую институту в целом реализовать свои задачи. Институт PR представляет собой также форму социальной организации, в которой каждый вид деятельности закреплен за определенным субъектом.
5 Субъектная структура института Паблик Рилейшнз по М.А.Шишкиной
Субъектная структура института связей с общественностью, по нашему
мнению, такова:
· общественность, состоящая из широкой общественности (например, для общенациональных PR-кампаний федеральных партий, кандидатов в президенты и т.д.) и целевых общественностей (внутренних и внешних для конкретных базисных субъектов PR);
· субъекты, составляющие субъектное измерение PR
Субъекты PR
Базисный субъект Технологический субъект
Институциональные неинституциональные
Предметные функционально-стратегические квазиинституциональные
Прямые Превращенные
индивиды, идеологии, мифологии
социальные общности,
социальные организации,
институты
· нормотворческие и правоприменяющие субъекты:
1) представительные органы государственной власти, которые формируют общую и специализированную нормативно-правовую базу функционирования PR-деятельности, а следовательно, и института связей с общественностью в данном государстве, регионе и т.п.,
2)различные профессиональные ассоциации и прочие профессиональные общественные организации, выполняющие функцию разработки внутрикорпоративных норм и контролирующие их выполнение,
3) органы исполнительной власти, в том числе административные, осуществляющие контроль за соблюдением общих и специальных правовых норм субъектами PR-деятельности и применяющие санкции за нарушения этих норм;
· субъекты самоуправления и саморегулирования профессиональной PR- деятельности — профессиональные сообщества, общественные объединения, ассоциации специалистов в сфере PR;
· субъекты образования и подготовки кадров для профессиональной деятельности в сфере PR;
· субъекты, изучающие и исследующие PR-деятельность, — ученые и специалисты в области связей с общественностью.