Предисловия к трем изданиям 4 страница

Все эти процессы и все эти методы мышления не укладываются в рамки метафизического мышления. Для диалектики же, для которой существенно то, что она берет вещи и их умст­венные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, — такие процессы, как вышеуказанные, напротив, лишь подтверждают ее собственный метод исследования. Природа является пробным камнем для диалектики, и на­до сказать, что современное естествознание доставило для такой пробы чрезвычайно бога­тый, с каждым днем увеличивающийся материал и этим материалом доказало, что в природе все совершается в конечном счете диалектически, а не метафизически. Но так как и до сих пор можно по пальцам перечесть естествоиспытателей, научившихся мыслить диалектиче­ски, то этот конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся способом мыш­ления вполне объясняет ту безграничную путаницу, которая господствует теперь в теорети­ческом естествознании и одинаково приводит в отчаяние как учителей, так и учеников, как писателей, так и читателей.

Итак, точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалекти­ческим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными. Именно в этом духе и выступила сразу же новейшая немецкая философия. Кант

ГЛ. I: ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ_____________________________ 23

начал свою научную деятельность с того, что он превратил Ньютонову солнечную систему, вечную и неизменную, — после того как был однажды дан пресловутый первый толчок, — в исторический процесс: в процесс возникновения Солнца и всех планет из вращающейся ту­манной массы. При этом он уже пришел к тому выводу, что возникновение солнечной сис­темы предполагает и ее будущую неизбежную гибель. Спустя полстолетия его взгляд был математически обоснован Лапласом, а еще полустолетием позже спектроскоп доказал суще­ствование в мировом пространстве таких раскаленных газовых масс различных степеней сгущения31.

Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая за­слуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития* . С этой точки зрения история человечества уже перестала казаться диким хаосом бессмыслен­ных насилий, в равной мере достойных — перед судом созревшего ныне философского ра­зума — лишь осуждения и скорейшего забвения; она, напротив, предстала как процесс раз­вития самого человечества, и задача мышления свелась теперь к тому, чтобы проследить по­следовательные ступени этого процесса среди всех его блужданий и доказать внутреннюю его закономерность среди всех кажущихся случайностей.

Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее. Задача же эта такова, что она никогда не может быть раз­решена отдельным человеком. Хотя Гегель, наряду с Сен-Симоном, был самым универсаль­ным умом своего времени, но он все-таки был ограничен, во-первых, неизбежными предела­ми своих собственных знаний, а во-вторых, знаниями и воззрениями своей эпохи, точно так же ограниченными в отношении объема и глубины. Но к этому присоединилось еще

предисловия к трем изданиям 4 страница - student2.ru В черновом наброске «Введения» гегелевская философия характеризуется следующим образом: «Гегелев­ская система была последней, самой законченной формой философии, поскольку философия мыслится как осо­бая наука, стоящая над всеми другими науками. Вместе с ней потерпела крушение вся философия. Остались только диалектический способ мышления и понимание всего природного, исторического и интеллектуального мира как мира бесконечно движущегося, изменяющегося, находящегося в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Теперь не только перед философией, но и перед всеми науками было поставлено требование открыть законы движения этого вечного процесса преобразования в каждой отдельной области. И в этом за­ключалось наследие, оставленное гегелевской философией своим преемникам». Ред.

«АНТИ-ДЮРИНГ». ВВЕДЕНИЕ____________________________ 24

третье обстоятельство. Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не от­ражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля, лишь воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей где-то еще до возникновения мира. Тем самым все было поставлено на го­лову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена. И как бы верно и гениально ни были схвачены Гегелем некоторые отдельные связи явлений, все же многое и в частностях его системы должно было по упомянутым причинам оказаться натянутым, ис­кусственным, надуманным, словом — извращенным. Гегелевская система как таковая была колоссальным недоноском, но зато и последним в своем роде. А именно, она еще страдала неизлечимым внутренним противоречием: с одной стороны, ее существенной предпосылкой было воззрение на человеческую историю как на процесс развития, который по самой своей природе не может найти умственного завершения в открытии так называемой абсолютной истины; но с другой стороны, его система претендует быть именно завершением этой абсо­лютной истины. Всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и ис­тории противоречит основным законам диалектического мышления, но это, однако, отнюдь не исключает, а, напротив, предполагает, что систематическое познание всего внешнего ми­ра может делать гигантские успехи с каждым поколением.

Уразумение того, что существующий немецкий идеализм совершенно ложен, неизбежно привело к материализму, но, следует заметить, не просто к метафизическому, исключитель­но механическому материализму XVIII века. В противоположность наивно революционному, простому отбрасыванию всей прежней истории, современный материализм видит в истории процесс развития человечества и ставит своей задачей открытие законов движения этого процесса. Как у французов XVIII века, так и у Гегеля господствовало представление о при­роде, как о всегда равном себе целом, движущемся в одних и тех же ограниченных кругах, с вечными небесными телами, как учил Ньютон, и с неизменными видами органических су­ществ, как учил Линней; в противоположность этому представлению о природе современ­ный материализм обобщает новейшие успехи естествознания, согласно которым природа тоже имеет свою историю во времени, небесные тела возникают и исчезают, как и все те ви­ды организмов, которые при благоприятных условиях населяют эти тела, а круговороты, по­скольку они вообще могут иметь место, приобретают бесконечно более грандиозные разме­ры. В обоих

ГЛ. I: ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ_____________________________ 25

случаях современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. Как только перед каждой от­дельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышле­нии и его законах — формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положитель­ную науку о природе и истории.

Но в то время как указанный переворот в воззрениях на природу мог совершаться лишь по мере того, как исследования доставляли соответствующий положительный материал для по­знания, — уже значительно раньше совершились исторические события, вызвавшие реши­тельный поворот в понимании истории. В 1831 г. в Лионе произошло первое рабочее восста­ние; в период с 1838 по 1842 г. первое национальное рабочее движение, движение англий­ских чартистов, достигло своей высшей точки. Классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступала на первый план в истории наиболее развитых стран Европы, по мере того, как там развивались, с одной стороны, крупная промышленность, а с другой — недавно завоеванное политическое господство буржуазии. Факты все с большей и большей наглядно­стью показывали всю лживость учения буржуазной политической экономии о тождестве ин­тересов капитала и труда, о всеобщей гармонии и о всеобщем благоденствии народа как следствии свободной конкуренции* . Невозможно уже было не считаться со всеми этими фактами, равно как и с французским и английским социализмом, который являлся их теоре­тическим, хотя и крайне несовершенным, выражением. Но старое, еще не вытесненное, идеалистическое понимание истории не знало никакой классовой борьбы, основанной на ма­териальных интересах, и вообще никаких материальных интересов; производство и все эко­номические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы «истории культуры». Новые факты заставили подвергнуть всю прежнюю историю новому исследованию, и тогда выяснилось, что вся прежняя история была историей борьбы

предисловия к трем изданиям 4 страница - student2.ru В черновом наброске «Введения» далее следовало: «Во Франции лионское восстание 1834 г. также провоз­гласило борьбу пролетариата против буржуазии. Английские и французские социалистические теории приоб­рели историческое значение и не могли не вызвать отзвук и критику также и в Германии, хотя там производст­во едва лишь начинало выходить из рамок мелкого хозяйства. Теоретический социализм, образовавшийся те­перь не столько в Германии, сколько среди немцев, должен был, следовательно, импортировать весь свой мате­риал...». Ред.

«АНТИ-ДЮРИНГ». ВВЕДЕНИЕ____________________________ 26

классов32, что эти борющиеся друг с другом общественные классы являются в каждый дан­ный момент продуктом отношений производства и обмена, словом — экономических отно­шений своей эпохи; следовательно, выяснилось, что экономическая структура общества ка­ждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из религи­озных, философских и иных воззрений каждого данного исторического периода. Тем самым идеализм был изгнан из своего последнего убежища, из понимания истории, было дано ма­териалистическое понимание истории и был найден путь для объяснения сознания людей из их бытия вместо прежнего объяснения их бытия из их сознания.

Но прежний социализм был так же несовместим с этим материалистическим пониманием истории, как несовместимо было с диалектикой и с новейшим естествознанием понимание природы французскими материалистами. Прежний социализм, хотя и критиковал сущест­вующий капиталистический способ производства и его последствия, но он не мог объяснить его, а следовательно, и справиться с ним, — он мог лишь просто объявить его никуда не год­ным. Но задача заключалась в том, чтобы, с одной стороны, объяснить неизбежность воз­никновения капиталистического способа производства в его исторической связи и необхо­димость его для определенного исторического периода, а поэтому и неизбежность его гибе­ли, а с другой — в том, чтобы обнажить также внутренний, до сих пор еще не раскрытый ха­рактер этого способа производства, так как прежняя критика направлялась больше на вред­ные последствия, чем на само капиталистическое производство. Это было сделано благодаря открытию прибавочной стоимости. Было доказано, что присвоение неоплаченного труда есть основная форма капиталистического способа производства и осуществляемой им экс­плуатации рабочих; что даже в том случае, когда капиталист покупает рабочую силу по пол­ной стоимости, какую она в качестве товара имеет на товарном рынке, он все же выколачи­вает из нее стоимость больше той, которую он заплатил за нее, и что эта прибавочная стои­мость в конечном счете и образует ту сумму стоимости, из которой накапливается в руках имущих классов постоянно возрастающая масса капитала. Таким образом, было объяснено, как совершается капиталистическое производство и как производится капитал.

Этими двумя великими открытиями — материалистическим пониманием истории и разо­блачением тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости —

ГЛ. I: ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ_____________________________ 27

мы обязаны Марксу. Благодаря этим открытиям социализм стал наукой, и теперь дело преж­де всего в том, чтобы разработать ее дальше во всех ее частностях и взаимосвязях.

Приблизительно так обстояли дела в области теоретического социализма и ныне покой­ной философии, когда г-н Евгений Дюринг с изрядным шумом выскочил на сцену и возвес­тил о произведенном им полном перевороте в философии, политической экономии и социа­лизме.

Посмотрим же, что обещает нам г-н Дюринг и... как он выполняет свои обещания.

«АНТИ-ДЮРИНГ». ВВЕДЕНИЕ____________________________ 28

II. ЧТО ОБЕЩАЕТ г-н ДЮРИНГ

Ближайшее отношение к нашему вопросу имеют следующие сочинения г-на Дюринга — его «Курс философии», «Курс политической и социальной экономии» и «Критическая исто­рия политической экономии и социализма»33. Для начала нас интересует главным образом его первое сочинение.

На первой же странице г-н Дюринг возвещает о себе, что он

«тот, кто выступает с притязанием на представительство этой силы» (философии) «для своего времени и для ближайшего обозримого развития»* .

Он провозглашает себя, таким образом, единственным истинным философом настоящего времени и «обозримого» будущего. Кто расходится с г-ном Дюрингом, тот расходится с ис­тиной. Немало людей, еще до г-на Дюринга, думали о себе в таком же духе, но, за исключе­нием Рихарда Вагнера, он, пожалуй, первый, кто, нисколько не смущаясь, говорит так о са­мом себе. И притом истина, о которой у него идет речь, это —

«окончательная истина в последней инстанции».

Философия г-на Дюринга есть

«естественная система, или философия действительности... Действительность мыслится в этой системе таким способом, который исключает всякое поползновение к какому-либо мечтательному и субъективно огра­ниченному представлению о мире».

Таким образом, философия эта такого свойства, что она выводит г-на Дюринга за границы его личной, субъективной ограниченности, которых он сам не может отрицать. Это, разуме­ется, необходимо, чтобы он мог устанавливать окон-

предисловия к трем изданиям 4 страница - student2.ru Курсив во всех цитатах из сочинений Дюринга принадлежит Энгельсу. Ред.

ГЛ. II: ЧТО ОБЕЩАЕТ г-н ДЮРИНГ__________________________ 29

чательные истины в последней инстанции, хотя мы все еще не уразумели, как должно со­вершиться это чудо.

Эта «естественная система знания, самого по себе ценного для духа», «установила основные формы бытия, нисколько не жертвуя глубиной мысли». Со своей «действительно критической точки зрения» она предлагает нашему вниманию «элементы действительной философии, сообразно с этим направленной на действительность природы и жизни, — философии, которая не признаёт никакого просто видимого горизонта, но в своем произ­водящем мощный переворот движении развертывает все земли и все небеса внешней и внутренней природы». Эта система есть «новый способ мышления», и его результаты представляют собой «своеобразные в самой ос­нове выводы и воззрения... системосозидающие идеи... твердо установленные истины». Здесь мы имеем перед собой «труд, который должен черпать свою силу в концентрированной инициативе» (что бы сие ни означало)... «исследование, проникающее до самых корней... коренную науку... строго научное понимание вещей и людей... работу мысли, всесторонне пронизывающую свой предмет... творческое развертывание предпосылок и выво­дов, доступных власти мысли... нечто абсолютно фундаментальное».

В экономическо-политической области он не только дает нам

«исторически и систематически охватывающие предмет труды», из которых исторические работы вдобавок отмечены еще «моей историографией в высоком стиле» и которые в экономической науке проложили пути к «творческим поворотам»,

но, кроме того, он заканчивает собственным, вполне разработанным социалистическим пла­ном будущего общества, который представляет собой

«практический плод ясной и до последних корней проникающей теории»,

а потому этот план является столь же непогрешимым и едино-спасающим, как и философия г-на Дюринга; ибо

«только в той социалистической системе, которую я охарактеризовал в моем «Курсе политической и соци­альной экономии», истинно собственное может занять место только кажущейся и предварительной или же на­сильственной собственности». И с этим должно сообразоваться будущее.

Этот букет восхвалений, который г-н Дюринг преподносит г-ну Дюрингу, легко мог бы быть увеличен в десять раз. Но приведенного достаточно, чтобы уже теперь возбудить в чи­тателе некоторые сомнения относительно того, действительно ли он имеет дело с философом или же всего лишь с... — мы должны, однако, просить читателя отложить свой приговор до более подробного ознакомления с вышеотмеченной способностью проникновения до по­следних корней. Мы даем этот букет только для того, чтобы показать, что перед нами не обыкновенный философ и социалист, высказывающий просто свои

«АНТИ-ДЮРИНГ». ВВЕДЕНИЕ____________________________ 30

мысли и предоставляющий истории решить вопрос об их ценности, а совершенно необыкно­венное существо, претендующее не менее как на папскую непогрешимость, — человек, еди­но-спасающее учение которого приходится просто-напросто принять, если не желаешь впасть в преступнейшую ересь. Таким образом, мы отнюдь не имеем здесь дело с одной из тех работ, какими изобилует социалистическая литература всех стран, в последнее время и немецкая, — работ, где люди разного калибра самым искренним образом стараются уяснить себе вопросы, для разрешения которых у них, быть может, не хватает, в большей или мень­шей степени, материала; в этих работах, каковы бы ни были их научные и литературные не­достатки, заслуживает уже признания их социалистическая добрая воля. Напротив, г-н Дюринг преподносит нам положения, которые он провозглашает окончательными исти­нами в последней инстанции, рядом с которыми всякое иное мнение объявляется, стало быть, уже заранее ложным. Обладатель исключительной истины, г-н Дюринг обладает также единственным строго научным методом исследования, рядом с которым все другие методы ненаучны. Либо он прав, и тогда перед нами величайший гений всех времен, первый сверх­человек, ибо человек этот совершенно непогрешим; либо он неправ, и в таком случае, каков бы ни был наш приговор, всякая благожелательная снисходительность к г-ну Дюрингу, при­нимающая во внимание его возможные добрые намерения, была бы все-таки для него смер-тельнейшим оскорблением.

Когда обладаешь окончательной истиной в последней инстанции и единственно строгой научностью, то, само собой разумеется, приходится питать изрядное презрение к прочему заблуждающемуся и непричастному к науке человечеству. Нас не должно поэтому удивлять, что г-н Дюринг говорит о своих предшественниках крайне пренебрежительно и что его про­никающая до корней основательность смилостивилась лишь над немногими великими людьми, в виде исключения возведенными самим г-ном Дюрингом в это звание.

Послушаем сначала его мнение о философах:

«Лишенный всяких честных убеждений Лейбниц, этот лучший из всех возможных философствующих при­дворных».

Кант еще с грехом пополам может быть терпим, но после него все пошло вверх дном:

появился «дикий бред и столь же нелепый, как и пустой вздор ближайших эпигонов, в особенности некиих Фихте и Шеллинга... чудовищные карикатуры невежественной натурфилософической галиматьи... послекан-товские чудовищности» и «горячечные фантазии», которые увен-

ГЛ. II: ЧТО ОБЕЩАЕТ г-н ДЮРИНГ

чал «некий Гегель». Этот последний говорил на «гегелевском жаргоне» и распространял «гегелевскую заразу» посредством своей «вдобавок еще и по форме ненаучной манеры» и своих «неудобоваримых идей».

Естествоиспытателям достается не меньше, но из них назван по имени только Дарвин, и поэтому мы вынуждены ограничиться им одним:

«Дарвинистская полупоэзия и фокусы с метаморфозами, с их грубо чувственной узостью понимания и при­тупленной способностью различения... По нашему мнению, специфический дарвинизм, из которого, разумеет­ся, следует исключить построения Ламарка, представляет собой изрядную дозу зверства, направленного против человечности».

Но хуже всего достается социалистам. За исключением разве только Луи Блана, самого незначительного из всех, все они грешники и не заслуживают славы, которую им воздавали предпочтительно перед г-ном Дюрингом (или хотя бы на втором месте после него). И не только с точки зрения истины или научности, — нет, но и с точки зрения личного характера. За исключением Бабёфа и некоторых коммунаров 1871 г., все они не были «мужами». Три утописта окрещены «социальными алхимиками». Из них Сен-Симон третируется еще снис­ходительно, поскольку ему делается только упрек в «экзальтированности», причем с собо­лезнованием отмечается, что он страдал религиозным помешательством. Зато, когда речь за­ходит о Фурье, то г-н Дюринг совершенно теряет терпение, ибо Фурье

«обнаружил все элементы безумия... идеи, которые, вообще, скорее всего можно найти в сумасшедших до­мах... самые дикие бредни... порождения безумия... Невыразимо нелепый Фурье», эта «детская головка», этот «идиот» — вдобавок даже и не социалист; в его фаланстере34 нет и кусочка рационального социализма, это — «уродливое построение, сфабрикованное по обычному торговому шаблону».

И, наконец:

«Тот, для кого эти отзывы» (Фурье о Ньютоне) «... представляются еще недостаточными, чтобы убедиться, что в имени Фурье и во всем фурьеризме истинного только и есть, что первый слог» (fou — сумасшедший), «тот сам подлежит зачислению в какую-либо категорию идиотов».

Наконец, Роберт Оуэн

«имел тусклые и скудные идеи... его столь грубое в вопросе о морали мышление... несколько трафаретных идеек, выродившихся в нелепость... противоречащий здравому смыслу и грубый способ понимания... ход идей Оуэна едва ли заслуживает серьезной критики... его тщеславие» и т. д.

Если, таким образом, г-н Дюринг чрезвычайно остроумно характеризует утопистов по их именам: Сен-Симон — saint (блаженный), Фурье — fou (сумасшедший), Анфантен — enfant

«АНТИ-ДЮРИНГ». ВВЕДЕНИЕ____________________________ 32

(ребяческий), то остается только прибавить: Оуэн — увы! [о weh!], и целый, очень значи­тельный период в истории социализма попросту... разгромлен при помощи четырех слов. А если кто в этом усомнится, тот «сам подлежит зачислению в какую-либо категорию идио­тов».

Из суждений Дюринга о позднейших социалистах мы, краткости ради, извлечем только относящиеся к Лассалю и Марксу.

Лассаль: «Педантически-крохоборческие попытки популяризации... дебри схоластики... чудовищная смесь общей теории и пустяковых мелочей... гегельянское суеверие — без формы и смысла... отпугивающий при­мер... свойственная ему ограниченность... важничание ничтожнейшим хламом... наш иудейский герой... пам­флетный писака... заурядный... внутренняя шаткость воззрений на жизнь и мир».

Маркс: «Узость взглядов... его труды и результаты сами по себе, т. е. рассматриваемые чисто теоретически, не имеют длительного значения для нашей области» (критической истории социализма), «а в общей истории духовных течений должны быть упомянуты самое большее как симптомы влияния одной отрасли новейшей сектантской схоластики... бессилие концентрирующих и систематизирующих способностей... хаос мыслей и стиля, недостойные аллюры языка... англизированное тщеславие... одурачивание... дикие концепции, которые в действительности являются лишь ублюдками исторической и логической фантастики... вводящий в заблужде­ние оборот... личное тщеславие... мерзкие приемчики... гнусно... шуточки и прибауточки с претензией на остро­умие... китайская ученость... философская и научная отсталость».

И так далее и так далее, ибо все приведенное выше, — это тоже лишь небольшой, наскоро собранный букет из дюринговского цветника. Само собой разумеется, что в данный момент мы еще совершенно не касаемся того, насколько являются окончательными истинами в по­следней инстанции эти любезные ругательства, которые при некоторой воспитанности не должны были бы позволить г-ну Дюрингу находить что бы то ни было мерзким и гнусным. Точно так же мы пока еще остерегаемся, чтобы у нас как-нибудь не вырвалось сомнение в коренной основательности этих любезностей г-на Дюринга, так как в противном случае нам, быть может, запрещено было бы даже выбрать ту категорию идиотов, к которой мы принад­лежим. Мы сочли только своим долгом, с одной стороны, дать пример того, что г-н Дюринг называет

«образцами деликатного и истинно скромного способа выражения»,

а с другой — констатировать, что для г-на Дюринга негодность его предшественников есть нечто столь же твердо установленное, как его собственная непогрешимость. Засим мы в са­мом глубоком благоговении умолкаем перед этим величайшим гением всех времен... если, конечно, все обстоит именно так.

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. ФИЛОСОФИЯ

Наши рекомендации