Тактика пехоты и ее материальные основы 5 страница
186 Турский ливр (livre tournois) — счетная денежная единица во Франции (получил название по г. Туру); с
1740 г. был равен 1 франку; в 1795 г. заменен франком. — 257.
187 «Physiocrates». Premiere partie, Paris, 1846, p. 68. — 260.
Речь идет о книге: J. Steuart. «An Inquiry into the Principles of Political Oeconomy». In two volumes. London, 1767 (Дж. Стюарт. «Исследование о началах политической экономии». В двух томах. Лондон, 1767). — 262.
189 Н. С. Carey. «The Past, the Present, and the Future». Philadelphia, 1848, p. 74—75 (Г. Ч. Кэри. «Прошлое, на
стоящее и будущее». Филадельфия, 1848, стр. 74—75). — 265.
190 Энгельс имеет в виду начало I главы «Введения» (см. стр. 16—17). Первоначально, в газете «Vorwarts» пер
вые 14 глав «Анти-Дюринга» были опубликованы под общим названием «Переворот в философии, произве
денный господином Евгением Дюрингом». Начиная с первого отдельного издания книги первые 2 главы бы
ли выделены в общее «Введение» ко всему произведению, а следующие 12 глав составили первый отдел:
«Философия». При этом нумерация глав не изменилась: она осталась единой для введения и первого отдела.
Подстрочная ссылка на главу I отдела «Философия» была дана Энгельсом уже при публикации текста «Ан
ти-Дюринга» в газете и сохранилась без изменений во всех отдельных прижизненных изданиях книги. —
267.
191 Время террора — период революционно-демократической диктатуры якобинцев (июнь 1793 — июль
1794 г.), когда в ответ на контрреволюционный террор жирондистов и роялистов якобинцы применили тер
рор революционный.
Директория (состояла из пяти директоров, один из которых ежегодно переизбирался) — руководящий орган исполнительной власти во Франции, учрежденный в соответствии с конституцией 1795 г., принятой после падения в 1794 г. революционной диктатуры якобинцев; существовала до государственного бонапартистского переворота 1799 года; поддерживала режим террора против демократических сил и защищала интересы крупной буржуазии. — 267.
192 Имеется в виду лозунг французской буржуазной революции конца XVIII века: «Свобода. Равенство. Братст
во». — 268.
193 «Lettres d'un habitant de Geneve a ses contemporains» («Письма женевского обитателя к современникам») —
первое произведение Сен-Симона; оно было написано в Женеве в 1802 г., опубликовано анонимно и без ука
зания места и времени издания в Париже в 1803 году. При работе над «Анти-Дюрингом» Энгельс пользовал
ся изданием: G. Hubbard. «Saint-Simon. Sa vie et ses travaux. Suivi de fragments des plus celebres ecrits de Saint-
Simon». Paris, 1857 (Г. Юббар. «Сен-Симон. Его жизнь и труды. С приложением отрывков из наиболее зна
менитых сочинений Сен-Симона». Париж, 1857). В этом издании есть неточности в датировке отдельных
произведений Сен-Симона.
ПРИМЕЧАНИЯ 703
Первым большим произведением Фурье была его книга «Theorie des quatre mouvements et des destinees generales» («Теория четырех движений и всеобщих судеб»), написанная в первые годы XIX в. и изданная анонимно в Лионе в 1808 г. (на титульном листе как место издания, вероятно по цензурным соображениям, был указан Лейпциг).
Нью-Ланарк (New Lanark) — хлопкопрядильная фабрика близ шотландского города Ланарка, основанная в 1784 г., с небольшим поселком при ней. — 268.
194 Энгельс цитирует второе письмо из произведения Сен-Симона «Письма женевского обитателя к современ
никам». В издании Юббара эти места находятся на стр. 143 и 135. — 269.
195 Энгельс имеет в виду отрывок из «Писем А. Сен-Симона к американцу» (письмо восьмое). Эти письма были
опубликованы в сборнике: Н. Saint-Simon. «L'Industrie, ou Discussions politiques, morales et philosophiques,
dans l'interet de tous les homines livres a des travaux utiles et independans». T. II, Paris, 1817 (А. Сен-Симон.
«Промышленность, или Политические, моральные и философские рассуждения в интересах всех людей, по
святивших себя полезным и самостоятельным трудам». Т. II, Париж, 1817). В издании Юббара этот отрывок
находится на стр. 155—157. — 270.
196 Энгельс имеет в виду две написанные Сен-Симоном совместно с его учеником О. Тьерри работы: «De la n>
organisation de la societe europeenne, ou De la necessite et des moyens de rassembler les peuples de l'Europe en un
seul corps politique, en conservant a chacun son independance nationale» («О реорганизации европейского обще
ства, или О необходимости и средствах соединения народов Европы в единое политическое тело при сохра
нении за каждым из них его национальной независимости») и «Opinion sur les mesures a prendre contre la coa
lition de 1815» («Мнение о мерах, которые следует предпринять против коалиции 1815 года»); обе брошюры
были изданы в Париже, первая — в октябре 1814, а вторая — в 1815 году. В издании Юббара отрывки из
первой работы находятся на стр. 149—154, а содержание обеих брошюр излагается на стр. 68—76.
Союзные армии стран-участниц шестой антифранцузской коалиции (России, Австрии, Англии, Пруссии и других государств) вступили в Париж 31 марта 1814 года. Империя Наполеона пала, а сам Наполеон после отречения был вынужден отправиться в изгнание на остров Эльбу. Во Франции произошла первая реставрация монархии Бурбонов.
Сто дней — период кратковременного восстановления империи Наполеона, продолжавшийся с момента возвращения его из ссылки с острова Эльбы в Париж 20 марта 1815 г. до его вторичного отречения 22 июня того же года после поражения при Ватерлоо. — 270.
197 При Ватерлоо (Бельгия) 18 июня 1815 г. армия Наполеона была разбита англо-голландскими войсками под
командованием Веллингтона и прусской армией под командованием Блюхера. Сражение сыграло решаю
щую роль в кампании 1815 г., предопределив окончательную победу седьмой антифранцузской коалиции
(Англии, России, Австрии, Пруссии, Швеции, Испании и других государств) и падение империи Наполеона.
О «кляузной войне» Дюринга с немецкими профессорами см. примечание 10. — 270.
ПРИМЕЧАНИЯ 704
198 Эта мысль была развита уже в первой книге Фурье «Теория четырех движений», где, в частности, содержит
ся следующее общее положение: «Социальный прогресс и изменения периода происходят в соответствии с
прогрессом женщин к свободе, а упадок социального порядка происходит в соответствии с уменьшением
свободы женщин». Фурье резюмирует это положение в формуле: «Расширение прав женщин есть основной
принцип всякого социального прогресса» (Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. I, Paris, 1841, p. 195—196). — 271.
199 Ср. Ch. Fourier. «Theorie de l'unite universelle», vol. I et IV; Oeuvres completes, t. II, Paris, 1843, p. 78—79, et t.
V, Paris, 1841, p. 213—214 (Ш. Фурье. «Теория всемирного единства», тт. I и IV; Полное собрание сочине
ний, т. II, Париж, 1843, стр. 78—79, и т. V, Париж, 1841, стр. 213—214).
О «порочном круге», в котором движется строй цивилизации, см. Ch. Fourier. «Le Nouveau Monde industriel et societaire, ou Invention du procede d'industrie attrayante et naturelle distribuee en series passionnees»; Oeuvres completes, t. VI, Paris, 1845, p. 27—46, 390 (Ш. Фурье. «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти»; Полное собрание сочинений, т. VI, Париж, 1845, стр. 27—46, 390). Первое издание работы вышло в Париже в 1829 году. Ср. также Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. I, Paris, 1841, p. 202. — 271.
200 Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. VI, Paris, 1845, p. 35. — 271.
201 Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. I, Paris, 1841, p. 50 et suiv. — 271.
202 К этому месту Энгельс в «Развитии социализма от утопии к науке» дает примечание, в котором указывается
источник приведенных на этой странице цитат: R. Owen. «The Revolution in the Mind and Practice of the Hu
man Race; or, the Coming Change from Irrationality to Rationality». London, 1849 (P. Оуэн. «Революция в умах и
практике человеческого рода, или Грядущий переход от неразумия к разумности». Лондон, 1849). Приведен
ные на предыдущей странице факты биографии Оуэна взяты из того же источника. — 273.
203 R. Owen. «Report of the proceedings at the several public meetings, held in Dublin... on the 18th March, 12th April,
19th April and 3rd May». Dublin, 1823 (P. Оуэн. «Отчет о нескольких публичных собраниях, состоявшихся в
Дублине... 18 марта, 12 и 19 апреля и 3 мая». Дублин, 1823). — 273.
204 В январе 1815 г. на большом публичном собрании в Глазго Оуэн предложил ряд мер для облегчения поло
жения детей и взрослых рабочих на фабриках. Билль, внесенный по инициативе Оуэна в июне 1815 г., был
принят парламентом в качестве закона лишь в июле 1819 г., да и то в сильно урезанном виде. Закон, регули
ровавший труд на хлопчатобумажных фабриках, запрещал работу детей моложе 9 лет, ограничивал 12 часа
ми рабочий день лиц моложе 18 лет и устанавливал для всех рабочих два перерыва, на завтрак и на обед,
общей продолжительностью в полтора часа. — 274.
205 В октябре 1833 г. в Лондоне под председательством Оуэна состоялся съезд кооперативных обществ и про
фессиональных союзов, на кото-
ПРИМЕЧАНИЯ 705
ром был формально основан Великий национальный объединенный союз производств Великобритании и Ирландии; устав союза был принят в феврале 1834 года. По замыслу Оуэна, этот союз должен был взять в свои руки управление производством и осуществить мирным путем полное преобразование общества. Очень скоро этот утопический план потерпел крушение. Встретив сильное сопротивление со стороны буржуазного общества и государства, союз в августе 1834 г. распался. — 274.
206 Equitable Labour Exchange Bazaars (Базары для справедливого обмена продуктов труда) были основаны коо
перативными обществами рабочих в различных городах Англии; первый такой базар был основан Робертом
Оуэном в Лондоне в сентябре 1832 г. и просуществовал до середины 1834 года. — 274.
207 Попытку организовать меновой банк Прудон предпринял во время революции 1848—1849 годов. Его Banque
du peuple (Народный банк) был основан в Париже 31 января 1849 года. Банк просуществовал около двух ме
сяцев, да и то лишь на бумаге: он потерпел крах раньше, чем начал регулярно функционировать, и в начале
апреля был закрыт. — 274.
208 W. L. Sargant. «Robert Owen, and his Social Philosophy». London, 1860 (У. Л. Саргант. «Роберт Оуэн и его со
циальная философия». Лондон, 1860).
Основными сочинениями Оуэна о браке и о коммунистическом строе являются: «Брачная система нового нравственного мира» (1838), «Книга о новом нравственном мире» (1836—1844) и «Революция в умах и практике человеческого рода» (1849). — 275.
209 Harmony Hall (Дом гармонии) — название коммунистической колонии, основанной английскими социали
стами-утопистами во главе с Робертом Оуэном в конце 1839 г. в имении Кинвуд (графство Гэмпшир, Анг
лия). Колония просуществовала до 1845 года. — 276.
210 Гёте. «Фауст», часть I, сцена четвертая («Кабинет Фауста»). — 278.
211 К этому месту Энгельс в «Развитии социализма от утопии к науке» дает примечание, отсылающее к его ра
боте «Марка» (см. настоящее издание, том 19, стр. 327—345). — 284.
212 Имеется в виду ряд войн XVII и XVIII веков между крупнейшими европейскими государствами за гегемо
нию в торговле с Индией и Америкой и за захват колониальных рынков. Первоначально основными сопер
ничавшими странами являлись Англия и Голландия (типичными торговыми войнами были англо
голландские войны 1652— 1654, 1664—1667 и 1672—1674 гг.), позднее решающая борьба развернулась ме
жду Англией и Францией. Победительницей из всех этих войн вышла Англия, в руках которой к концу XVIII
века сосредоточилась почти вся мировая торговля. — 284.
213 Энгельс цитирует здесь I том «Капитала» (см. настоящее издание, т. 23, стр. 445 и 498). — 285.
214 См. настоящее издание, т. 23, стр. 473. — 286.
ПРИМЕЧАНИЯ 706
См. настоящее издание, т. 23, стр. 660. — 286.
216 Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. VI, Paris, 1845, p. 393—394 (Ш. Фурье. Полное собрание сочинений, т. VI,
Париж, 1845, стр. 393—394). —287.
217 Seehandlung (Морская торговля) — торгово-кредитное общество, основанное в 1772 г. в Пруссии; это обще
ство, пользовавшееся рядом важных государственных привилегий, предоставляло крупные ссуды правитель
ству, фактически выполняя роль его банкира и маклера по финансовой части. В 1904 г. оно было официально
превращено в прусский государственный банк. — 289.
218 «Свободное народное государство» было в 70-х годах программным требованием и ходячим лозунгом не
мецких социал-демократов. Марксистскую критику этого лозунга см. в IV разделе работы Маркса «Критика
Готской программы» и в письме Энгельса Бебелю от 18—28 марта 1875 г. (настоящее издание, т. 19, стр.
26—31 и 5). См. также работу Ленина «Государство и революция», гл. I, § 4, и гл. IV, § 3 (Соч., 4 изд., т. 25,
стр. 367—373 и 411—413). — 292.
219 Приводимые здесь данные относительно общей суммы всех богатств Великобритании и Ирландии взяты из
доклада Р. Джиффена «Накопление капитала в Соединенном королевстве за последнее время», который был
прочитан в Статистическом обществе 15 января 1878 г. и напечатан в лондонском «Journal of the Statistical
Society» («Журнале Статистического общества») за март 1878 года. — 294.
220 Второй конгресс центрального союза немецких промышленников происходил в Берлине 21—22 февраля
1878 года. — 294.
221 См. настоящее издание, т. 23, стр. 373. — 303.
222 См. настоящее издание, т. 23, стр. 433. — 303.
223 См. книгу Ш. Фурье «Новый хозяйственный и социетарный мир», гл. II, V и VI. — 304.
224 См. настоящее издание, т. 23, стр. 432. — 306.
225 См. настоящее издание, т. 23, стр. 498—499. — 307.
226 Энгельс имеет в виду выступление Бисмарка во второй палате прусского ландтага 20 марта 1852 г. (Бисмарк
был депутатом этой палаты с 1849 г.). Выражая ненависть прусского юнкерства к большим городам как цен
трам революционного движения, Бисмарк призывал, в случае нового революционного подъема, стереть их с
лица земли. — 308.
227 Образы невинного голубя и мудрого змия взяты из Библии (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 16). — 312.
28
29
См. настоящее издание, т. 23, стр. 104. — 314.
«Расчетная книжка» (Kommerzbuch) описывается в книге В. Вейтлинга «Гарантии гармонии и свободы», отдел II, гл. 10 (W. Weitling.
ПРИМЕЧАНИЯ 707
«Garantien der Harmonie und Freiheit». Vivis, 1842, S. 153 ff.). Согласно утопическому плану Вейтлинга, в будущем обществе каждый трудоспособный человек обязан работать некоторое определенное количество часов в день, получая за это необходимые для жизни продукты. Сверх этого времени каждый работающий имеет право отработать еще несколько дополнительных, «коммерческих часов» и получить за них предметы роскоши. Эти дополнительно отработанные часы и полученные за них продукты учитываются в «расчетной книжке». — 314.
230 Non olet (не пахнет, т. е. деньги не пахнут) — эти слова были сказаны римским императором Веспасианом
(69—79 гг.) своему сыну, который порицал его за введение специального налога на уборные. — 315.
231 О книге Сарганта см. примечание 208.
Labour Exchange Bazaars — см. примечание 206. — 317.
232 Энгельс ссылается на свою статью «Наброски к критике политической экономии», опубликованную в жур
нале «Deutsch-Franzosische Jahrbucher» (см. настоящее издание, т. 1, стр. 552—553).
«Deutsch-Franzosische Jahrbucher» («Немецко-французский ежегодник») издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной выпуск в феврале 1844 года. В нем были опубликованы произведения К. Маркса: «К еврейскому вопросу» и «К критике гегелевской философии права. Введение», а также произведения Ф. Энгельса: «Наброски к критике политической экономии» и «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее»» (см. настоящее издание, т. 1, стр. 382—413, 414—429, 544—571, 572—597). Эти работы знаменуют окончательный переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму. Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге. — 321.
233 См. примечание 103. — 323.
234 См. примечание 125. — 323.
235 Приключение, связанное с завоеванием волшебного шлема Мамбрина, который оказался обыкновенным
тазом для бритья, — описывается в романе Сервантеса «Дон-Кихот», часть первая, гл. XXI.
А. Энс — автор пасквиля, направленного против Маркса и Энгельса и написанного по поводу первых глав «Анти-Дюринга», опубликованных в газете «Vorwarts» в январе—феврале 1877 г. (см. Указатель цитируемой и упоминаемой литературы). — 325.
236 См. примечание 92. — 326.
237 Выражение из резолюции прусского короля Фридриха II от 22 июля 1740 г. на запрос министра Бранда и
президента консистории Рейхенбаха относительно допустимости того, чтобы в протестантском прусском го
сударстве существовали католические школы. — 328.
238 Майские законы — под таким названием вошли в историю четыре закона, которые по инициативе Бисмарка
прусский министр культов Фальк провел через рейхстаг 11—14 мая 1873 года. Эти законы, устанавливавшие
строгий контроль государства над деятельностью католической церкви, представляли собой кульминацион
ный пункт так
ПРИМЕЧАНИЯ 708
называемой «борьбы за культуру» («культуркампф»). Они явились наиболее значительным звеном в целой серии законодательных мероприятий, которые в 1872—1875 гг. Бисмарк проводил против католического духовенства как главной опоры партии «центра», представлявшей интересы сепаратистов Южной и Юго-Западной Германии. Полицейские преследования вызвали ожесточенное, сопротивление католиков и создали им ореол мученичества. В 1880—1887 гг. с целью объединения всех сил реакции для борьбы против рабочего движения правительство Бисмарка было вынуждено сначала смягчить, а затем и отменить почти все антикатолические законы. — 330.
239 См. настоящее издание, т. 23, стр. 500. — 331.
240 См. настоящее издание, т. 23, стр. 494—499. Цитируемое место находится на стр. 494—495; — 335.
241 «Волшебная флейта» — последняя опера Моцарта, написанная им на либретто Э. Шиканедера; она была
сочинена и поставлена в 1791 году; в ней нашли отражение идеи масонов, к которым принадлежали и автор
либретто и сам Моцарт. Упоминаемые далее в тексте Зарастро, Тамино и Памина — главные действующие
лица этой оперы. — 336.
242 Референдарий (докладчик) — в Германии низший чиновник, преимущественно юрист, проходящий подго
товительную службу в качестве практиканта при суде или государственном учреждении; должность рефе
рендария часто не оплачивалась. — 338.
243 «Диалектика природы» — одно из главных произведений Ф. Энгельса; в нем дано диалектико-
материалистическое обобщение важнейших достижений естественных наук середины XIX века, осуществле
но дальнейшее развитие материалистической диалектики и подвергнуты критике метафизические и идеали
стические концепции в естествознании.
«Диалектика природы» явилась итогом многолетних фундаментальных занятий Энгельса естественными науками. Первоначально результаты своих исследований Энгельс намеревался изложить в форме полемического произведения, направленного против вульгарного материалиста Л. Бюхнера. Этот план относится приблизительно к январю 1873 г. (см. настоящий том, стр. 516—521). Позднее Энгельс пришел к мысли о необходимости поставить перед собой более всеобъемлющую задачу. Грандиозный замысел «Диалектики природы» изложен в письме, которое 30 мая 1873 г. Энгельс из Лондона послал. Марксу в Манчестер. Маркс показал это письмо выдающемуся естествоиспытателю К. Шорлеммеру. Рукопись письма содержит пометки Шорлеммера, в которых он полностью одобряет основные идеи замысла Энгельса. В последующие годы Энгельс проделал огромную работу по намеченному плану, однако в полной мере осуществить свой замысел ему не удалось.
Материалы, относящиеся к «Диалектике природы», были написаны в период с 1873 по 1886 год. За это время Энгельс проштудировал обширную литературу по важнейшим вопросам естествознания л написал 10 более или менее готовых статей и глав и больше 170 заметок и фрагментов.
В работе Энгельса над «Диалектикой природы» выделяются два главных периода: от замысла этого произведения до начала работы над «Анти-Дюрингом» (май 1873 — май 1876 г.) и от окончания ра-
ПРИМЕЧАНИЯ 709
боты над «Анти-Дюрингом» до смерти Маркса (июль 1878 — март 1883 г.). В первый период Энгельс занимался преимущественно собиранием материала, написал большую часть фрагментов и «Введение». Во второй период Энгельс разработал конкретный план будущего произведения, написал значительную часть фрагментов и почти все главы. После смерти Маркса Энгельс, всецело поглощенный работой по завершению публикации «Капитала» и по руководству международным рабочим движением, вынужден был фактически прекратить работу над своим произведением. «Диалектика природы» осталась незаконченной.
Материалы «Диалектики природы» дошли до нас в виде четырех связок, по которым Энгельс незадолго до своей смерти распределил все статьи и заметки, относящиеся к этому произведению. Этим связкам Энгельс дал следующие заголовки: 1) «Диалектика и естествознание», 2) «Исследование природы и диалектика», 3) «Диалектика природы» и 4) «Математика и естествознание. Разное». Из этих четырех связок только две (вторая и третья) имеют составленные Энгельсом оглавления, перечисляющие содержащиеся в связке материалы. Благодаря этим оглавлениям мы точно знаем, какие материалы Энгельс отнес к второй и третьей связкам и в какой последовательности он их расположил в этих связках. Что же касается первой и четвертой связок, то у нас нет уверенности в том, что отдельные листки лежат в них именно там, куда их положил Энгельс.
Первая связка («Диалектика и естествознание») состоит из двух частей: 1) из заметок, написанных на 11-ти пронумерованных Энгельсом двойных листах, каждый из которых имеет заголовок «Диалектика природы»; эти заметки, отделенные друг от друга разделительными линейками, относятся к периоду 1873— 1876 гг. и написаны хронологически в той последовательности, в которой они расположены на нумерованных листах рукописи; 2) из 20-ти ненумерованных листов, каждый из которых содержит одну более длинную или несколько более коротких заметок, отделенных друг от друга разделительными линейками; лишь очень немногие из этих заметок содержат данные, позволяющие определить время их
написания.
Вторая .связка («Исследование природы и диалектика») содержит три больших заметки: «О прообразах
математического бесконечного в действительном мире», «О «механическом» понимании природы» и «О не-гелиевской неспособности познавать бесконечное»; «Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». О диалектике», статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и большой фрагмент «Опущенное из «Фейербаха»». Из составленного Энгельсом оглавления этой связки видно, что первоначально в нее входили еще две статьи: «Основные формы движения» и «Естествознание в мире духов». Но затем Энгельс зачеркнул в оглавлении второй связки названия этих двух статей и перенес их в третью связку, куда он поместил наиболее отделанные составные части своего незаконченного труда.
Третья связка («Диалектика природы») содержит шесть наиболее обработанных статей: «Основные формы движения», «Мера движения. — Работа», «Электричество», «Естествознание в мире духов», «Введение» и «Приливное трение».
Четвертая связка («Математика и естествознание. Разное») состоит из двух незаконченных глав «Диалектика» и «Теплота»; 18-ти ненумерованных листов, каждый из которых содержит одну более длинную или несколько более коротких заметок, отделенных друг от друга разделительными линейками; нескольких листков с математическими
ПРИМЕЧАНИЯ 710
вычислениями. Среди заметок четвертой связки находятся два наброска плана «Диалектики природы». Даты написания заметок этой связки можно установить только в самых редких случаях.
Подробные указатели содержания связок и хронологии написания глав и фрагментов «Диалектики природы» даны в конце настоящего тома (стр. 747—756).
Ознакомление с содержанием четырех связок «Диалектики природы» показывает, что Энгельс включил в них, кроме глав и предварительных набросков, написанных специально для «Диалектики природы», еще несколько таких рукописей, которые первоначально для нее не предназначались. Таковы: «Старое предисловие» к «Анти-Дюрингу», два «Примечания» к «Анти-Дюрингу» («О прообразах математического бесконечного в действительном мире» и «О «механическом» понимании природы»), «Опущенное из «Фейербаха»», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и «Естествознание в мире духов».
В настоящее издание «Диалектики природы» включено все то, что содержится в четырех связках Энгельса, за исключением страничек с отрывочными математическими вычислениями, не сопровождаемыми пояснительным текстом, и следующих заметок, которые по своему содержанию явно не относятся к «Диалектике природы»: 1) первоначальный набросок «Введения» к «Анти-Дюрингу» (о современном социализме), 2) отрывок о рабстве, 3) выписки из книги Ш. Фурье «Новый хозяйственный и социетарный мир» (эти три заметки относятся к подготовительным работам к «Анти-Дюрингу») и 4) маленькая записка с замечанием Энгельса об отрицательном отношении немецкого химика Ф. Паули к трудовой теории стоимости.
Взятая в этих пределах, «Диалектика природы» состоит из 10 статей и глав, 169 заметок и фрагментов и 2 набросков плана — всего из 181 составной части.
Весь этот материал расположен в настоящем издании тематически, в соответствии с основными линиями плана Энгельса, как они намечены в двух дошедших до нас набросках плана «Диалектики природы». Оба наброска даются в самом начале «Диалектики природы». Один из них — более подробный и охватывающий весь труд Энгельса — написан, судя по всему, в августе 1878 года; другой — охватывающий только часть всего труда — написан примерно в 1880 году. Наличный материал «Диалектики природы», над которой Энгельс работал с перерывами на протяжении целых 13 лет (1873—1886 гг.), не вполне совпадает с намеченными пунктами общего плана, и поэтому буквальное проведение схемы плана 1878 г. во всех деталях невозможно. Однако основное содержание рукописи и основные линии плана «Диалектики природы» друг другу вполне соответствуют. Поэтому наброски плана и положены в основу расположения материала. При этом проведено намеченное самим Энгельсом (при группировке по связкам) разграничение между более или менее отделанными главами, с одной стороны, и подготовительными заметками, с другой. Таким образом получается разделение всей книги на две части: 1) статьи и главы и 2) заметки и фрагменты. В каждой из этих двух частей материал расположен по одной и той же руководящей схеме согласно основным линиям плана Энгельса.
Эти основные линии плана Энгельса намечают такую последовательность частей: а) историческое введение, б) общие вопросы материалистической диалектики, в) классификация наук, г) соображения о диалектическом содержании отдельных наук, д) рассмотрение некоторых актуальных методологических проблем естествознания, е) переход
ПРИМЕЧАНИЯ 711
к общественным наукам. Предпоследняя часть осталась у Энгельса почти не разработанной.
Основные линии плана определяют следующее расположение статей и глав «Диалектики природы», составляющих первую половину книги:
1) Введение (написано в 1875—1876 гг.);
2) Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». О диалектике (май — июнь 1878 г.);
3) Естествознание в мире духов (начало 1878 г.);
4) Диалектика (конец 1879 г.);
5) Основные формы движения (1880—1881 гг.);
6) Мера движения. — Работа (1880—1881 гг.);
7) Приливное трение (1880—1881 гг.);
8) Теплота (апрель 1881 — ноябрь 1882 г.);
9) Электричество (1882 г.);
10) Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (июнь 1876 г.).