Тактика пехоты и ее материальные основы 7 страница
310 Гегель. «Лекции по истории философии», т. I, ч. I, отд. I, гл. 1, параграф о Фалесе. При работе над «Диалек
тикой природы» Энгельс пользовался изданием: G. W. F. Hegel. Werke. Bd. XIII, Berlin, 1833, S. 208. — 402.
Этот заголовок фигурирует на титульном листе, предпосланном данной главе, и на первой странице самой главы. В оглавлении третьей связки материалов «Диалектики природы» эта глава называется «Две меры движения». Написана она, вероятно, в 1880 или 1881 году. — 408.
ПРИМЕЧАНИЯ 721
Н. Suter. «Geschichte der mathematischen Wissenschaften». Th. II, Zurich, 1875, S. 367. — 409.
313 См. работу Канта «Мысли о правильной оценке живых сил», § 92 (I. Kant. Sammtliche Werke. Bd. I, Leipzig,
1867, S. 98—99).
«Acta Eruditorun» («Ученые записки») — первый немецкий научный журнал, был основан профессором О. Менке, издавался на латинском языке в Лейпциге с 1682 по 1782 год; с 1732 г. выходил под названием «Nova Acta Eruditorum» («Новые ученые записки»); в журнале деятельно сотрудничал Лейбниц. — 409.
314 Хотя на титульном листе первого издания этого сочинения Канта, которое было напечатано в Кенигсберге,
указан в качестве года издания 1746, — однако, как это видно, в частности, из посвящения, помеченного 22
апреля 1747 г., в действительности книга была закончена и вышла в свет в 1747 году. — 409.
315 D'Alembert. «Traite de dynamique». Paris, 1743. — 410.
316 Аббат де Кателан (l'Abbe D. С.) опубликовал в сентябре 1686 и июне 1687 г. в журнале «Nouvelles de la Re-
publique des Lettres» две статьи, в которых он защищал против Лейбница Декартову меру движения (mv). От
ветные статьи Лейбница были напечатаны в том же журнале соответственно в феврале и сентябре 1687 года.
«Nouvelles de la Republique des Lettres» («Новости литературной республики») — научный журнал, издававшийся Пьером Бейлем в Роттердаме с 1684 по 1687 год; до 1709 г. А. Банаж де Боваль (Н. Basnage de Beauval) продолжал издание этого журнала под новым названием «Histoire des ouvrages des Savants» («История ученых трудов»). — 412.
317 Имеется в виду анекдот о малограмотном прусском унтер-офицере, который никак не мог постигнуть, в ка
ких случаях нужно употреблять форму дательного падежа «mir» и в каких форму винительного падежа
«mich» (берлинцы часто путают эти две формы). Чтобы не утруждать себя больше этим вопросом, унтер-
офицер принял такое решение: на службе во всех случаях употреблять форму «mir», а вне службы во всех
случаях форму «mich». — 412.
318 W. Thomson and P. G. Tait. «Treatise on Natural Philosophy». Vol. I, Oxford, 1867. Под «натуральной филосо
фией» здесь понимается теоретическая физика. — 413.
319 G. Kirchhoff. «Vorlesungen uber mathematische Physik. Mechanik». 2. Aufl., Leipzig, 1877. (Г. Кирхгоф. «Лек
ции по математической физике. Механика». 2 изд., Лейпциг, 1877). — 413.
320 Н. Helmholtz. «Ueber die Erhaltung der Kraft». Berlin, 1847, S. 9. — 413.
321 Энгельс вычисляет скорость падающего тела по формуле v = V2gA где v — скорость, g — ускорение силы
тяжести, h — высота, с которой падает тело. — 414.
322 Речь идет об одном из сражений в период датской войны 1864 г., в которой против Дании участвовали Прус
сия и Австрия.
ПРИМЕЧАНИЯ 722
«Рольф Краке» — датский броненосец, стоявший в ночь с 28 на 29 июня 1864 г. у берегов острова Альса и имевший задание помешать переправе прусских войск на остров. — 417.
323 В настоящее время, на основе более точных измерений, механический эквивалент теплоты принимается рав
ным 426,9 кгм. — 417.
324 Энгельс имеет в виду доклад П. Г. Тейта «Сила», прочитанный 8 сентября 1876 г. на состоявшемся в Глазго
46-м съезде Британской ассоциации содействия прогрессу науки. Доклад был напечатан в журнале «Nature»
№ 360 от 21 сентября 1876 года.
«Nature. A Weekly Illustrated Journal of Science» («Природа. Еженедельный иллюстрированный научный журнал») — английский естественнонаучный журнал, издается в Лондоне с 1869 года. — 419.
J. С. Maxwell. «Theory of Heat». 4th ed., London, 1875, p. 87, 185. — 420.
326 A. Naumann. «Handbuch der allgemeinen und physikalischen Chemie». Heidelberg, 1877, S. 7 (А. Науман. «Руко
водство по общей и физической химии». Гейдельберг, 1877, стр. 7). — 421.
327 R. Clausius. «Die mechanische Warmetheorie». 2. Aufl., Bd. I, Braunschweig, 1876, S. 18. — 421.
Первая строка этого заголовка фигурирует на титульном листе, предпосланном данной главе, вторая строка — на первой странице самой главы. В оглавлении третьей связки материалов «Диалектики природы» эта глава называется «Приливное трение». Написана она, вероятно, в 1880 или 1881 году. — 423.
329 См. примечание 318. — 423.
330 Перед этим Томсон и Тейт говорили о прямых сопротивлениях движению тел, т. е. о сопротивлениях такого
типа, как сопротивление, оказываемое воздухом полету ружейной пули. — 423.
331 Энгельс цитирует работу Канта «Исследование вопроса о том, претерпела ли Земля с первых времен своего
происхождения какое-либо изменение в своем вращении вокруг оси, вызывающем смену дня и ночи, и как
можно убедиться в этом изменении». См. I. Kant. Sammtliche Werke. Bd. I, Leipzig, 1867, S. 185. — 425.
332 Там же, стр. 182—183. — 425.
333 Глава не закончена. Написана она не ранее конца апреля 1881 г. и не позднее середины ноября 1882 года.
Первая дата определяется тем, что во второй части главы Энгельс ссылается на изданную Э. Герландом «Пе
реписку Лейбница и Гюйгенса с Папеном», вышедшую в Берлине в апреле 1881 года. Вторая дата обосновы
вается сопоставлением конца первой части главы с письмом Энгельса Марксу от 23 ноября 1882 года; такое
сопоставление показывает, что данная глава была написана до этого письма (см. примечание 334). — 428.
ПРИМЕЧАНИЯ 723
334 В своем письме Марксу от 23 ноября 1882 г. Энгельс внес существенную поправку в вопрос о мере такой
формы движения, как электричество. Энгельс опирался при этом на данное им в главе «Мера движения. —
Работа» решение проблемы о двоякой мере механического движения и на опубликованную в журнале «Na
ture» № 669 от 24 августа 1882 г. речь Вильгельма Сименса, произнесенную 23 августа 1882 г. на состояв
шемся в Саутгемптоне 52-м съезде Британской ассоциации содействия прогрессу науки; в своей речи Си
менс предложил ввести новую единицу электричества — ватт, выражающую действительную энергию элек
трического тока. Поэтому в указанном письме Марксу Энгельс определил различие между двумя единицами
электричества — вольтом и ваттом — как различие между мерой количества электрического движения в тех
случаях, когда это движение не превращается в другие формы, и его мерой в тех случаях, когда оно превра
щается в другие формы движения. — 429.
335 Библия, Книга Иисуса Навина, гл. 5. — 430.
336 «Leibnizens und Huygens' Briefwechsel mit Papin». Herausgegeben von Е. Gerland. Berlin, 1881 («Переписка
Лейбница и Гюйгенса с Папеном». Издал Э. Герланд. Берлин, 1881). — 431.
337 Th. Thomson. «An Outline of the Sciences of Heat and Electricity». 2nd ed., London, 1840, p. 281. Первое издание
вышло в Лондоне в 1830 году. — 432.
338 G. Wiedemann. «Die Lehre vom Galvanismus und Elektromagnetismus». 2. Aufl., Braunschweig, 1872—1874. Ра
бота Видемана состоит из трех книг: 1) том I — Учение о гальванизме; 2) том II, раздел 1 — Электродинами
ка, электромагнетизм и диамагнетизм; 3) том II, раздел 2 — Индукция и заключительная глава. Первое изда
ние работы Видемана, в двух томах, вышло в Брауншвейге в 1861—1863 годах; третье издание, под названи
ем «Учение об электричестве», в четырех томах, — там же в 1882—1885 годах. — 433.
339 Энгельс цитирует подписанную инициалами G. С. рецензию на книгу Маскара и Жубера «Электричество и
магнетизм». Рецензия была напечатана в журнале «Nature» № 659 от 15 июня 1882 года.
Ссылка на этот номер журнала показывает, что статья Энгельса была написана в 1882 году. В оглавлении третьей связки материалов «Диалектики природы» она называется «Электричество и магнетизм». — 433.
340 Эту цитату из Фарадея Томсон приводит на стр. 400 второго издания своей книги. Цитата взята из работы
Фарадея «Experimental Researches in Electricity», 12th Series («Экспериментальные исследования в области
электричества», 12-я серия), опубликованной в журнала лондонского «Королевского общества» «Philosophi
cal Transactions» («Философские труды»), 1838 г., стр. 105. У Томсона конец цитаты дан неточно. Если вос
становить текст Фарадея, то перевод этого места должен гласить: «как если бы мы вместо разряжающихся
частиц имели металлическую проволоку». — 435.
341 G. W. F. Hegel. Werke. Bd. VII, Abt. I, Berlin, 1842. S. 346, 348. 349. —435.
ПРИМЕЧАНИЯ 724
342 В дальнейшем на основе обобщения новых экспериментальных данных, прежде всего опыта Майкельсона (1881 г.), в специальной теории относительности Эйнштейна (1905 г.) было установлено, что скорость распространения света в вакууме (с) является универсальной физической константой и имеет значение предельной скорости. Скорость перемещения электрически заряженных частиц всегда меньше с. — 438.
243 Энгельс излагает опыты Фавра по книге Видемана, т. II, разд. 2, стр. 521—522. — 441.
344 См. примечание 323. — 442.
345 Здесь и в дальнейшем результаты термохимических измерений Ю. Томсена Энгельс приводит по книге А.
Наумана «Руководство по общей и физической химии», Гейдельберг, 1877, стр. 639—646. — 450.
Здесь и далее Видеман говорит об «атомах соляной кислоты», имея в виду ее молекулы. — 452.
«Annalen der Physik und Chemie» («Анналы физики и химии») — немецкий научный журнал, под данным названием издавался в Лейпциге с 1824 по 1899 г. под редакцией И. Х. Поггендорфа (до 1877 г.) и Г. Г. Видемана (с 1877 г.); периодичность — три тома в год. — 454.
348 Имеется в виду следующий анекдот. Старый майор, услышав от вольноопределяющегося, что тот является
доктором философии, и не желая разбираться в том, что это значит и какова разница между «доктором фило
софии» и «доктором медицины», сказал: «Для меня это безразлично, коновал есть коновал (Pflasterkasten ist
Pflasterkasten)». — 462.
349 Здесь и ниже у Энгельса употреблено слово «Gewichtsteil» («весовая часть»), но речь по-прежнему идет об
эквивалентах. — 465.
350 Здесь и в дальнейшем результаты опытов Поггендорфа Энгельс приводит по книге Видемана, т. I, стр. 368—
372. — 465.
351 Этот результат термохимических измерений Бертло Энгельс приводит по книге А. Наумана «Руководство по
общей и физической химии», Гейдельберг, 1877, стр. 652. — 469.
352 Имеется в виду разность между внутренним диаметром ружейного ствола и диаметром пули. — 471.
353 Приводимые в этом абзаце результаты измерений электродвижущей силы, полученные в опытах Рауля, Уит-
стона, Бееца и Джоуля, Энгельс дает по книге Видемана, т. I, стр. 390, 375, 385 и 376. — 474.
354 Ecce iterum Crispinus (вот снова Криспин) — так начинается IV сатира Ювенала, бичующая (в первой своей
части) Криспина, одного из придворных римского императора Домициана. В переносном смысле эти слова
означают: «опять тот же самый персонаж» или «опять то же самое». — 475.
355 Experimentum crucis — буквально «эксперимент креста», от бэконовского instantia crucis (пример, факт или
обстоятельство, служащие
ПРИМЕЧАНИЯ 725
как бы указателем пути на перекрестке дорог): решающий эксперимент, окончательно подтверждающий правильность одного из предложенных объяснений какого-нибудь явления и исключающий все другие предложенные объяснения (см. Ф. Бэкон. «Новый Органон», книга вторая, афоризм XXXVI). — 475.
356 «Третий в союзе» — слова из баллады Шиллера «Порука»; их произносит тиран Дионисий, прося принять
его в союз двух верных друзей. — 480.
357 Так названа Энгельсом эта статья в оглавлении второй связки материалов «Диалектики природы». Статья
была первоначально задумана как введение к более обширной работе, озаглавленной «Три основные формы
порабощения» («Die drei Grundformen der Knechtschaft»). Затем Энгельс изменил этот заголовок на «Пора
бощение работника. Введение» («Die Knechtung des Arbeiters. Einleitung»). Но так как эта работа осталась не
законченной, то в конце концов Энгельс дал написанной им вводной части заголовок «Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека», отвечающий содержанию основной части рукописи. Статья написана, по
всей вероятности, в июне 1876 года. В пользу такого предположения говорит письмо В. Либкнехта Энгельсу
от 10 июня 1876 г., в котором Либкнехт пишет, что он с нетерпением ждет обещанной Энгельсом для газеты
«Volksstaat» работы «О трех основных формах порабощения». Статья была впервые опубликована в 1896 г. в
журнале «Neue Zeit» (Jahrgang XIV, Bd. 2, S. 545—554). — 486.
358 См. Ч. Дарвин. «Происхождение человека и половой отбор», гл. VI: О сродстве и генеалогии человека (Ch.
Darwin. «The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex». Vol. I, London, 1871). — 486.
359 Энгельс имеет в виду свидетельство немецкого монаха Лабео Ноткера (ок. 952—1022), приводимое в книге:
J. Grimm. «Deutsche Rechtsalterthumer». Gottingen, 1828, S. 488 (Я. Гримм. «Древности немецкого права».
Гёттинген, 1828, стр. 488). Это свидетельство Ноткера Энгельс цитирует в своей неоконченной работе «Ис
тория Ирландии» (см. настоящее издание, т. 16, стр. 511). — 492.
360 По вопросу о влиянии человеческой деятельности на изменение растительности и климата Энгельс пользо
вался книгой: С. Fraas. «Klima und Pflanzenwelt in der Zeit». Landshut, 1847 (К. Фраас. «Климат и раститель
ный мир во времени». Ландсхут, 1847). Маркс обратил внимание Энгельса на эту книгу в своем письме от 25
марта 1868 года. — 496.
361 Имеется в виду мировой экономический кризис 1873 года. В Германии кризис начался «грандиозным кра
хом» в мае 1873 г., явившимся прелюдией к длительному кризису, который затянулся до конца 70-х годов.
— 499.
G. W. F. Hegel. Werke. Bd. XIII, Berlin, 1833. — 502.
363 Относительно сочинения «De placitis philosophorum» («О мнениях философов») в дальнейшем было доказано, что оно принадлежит не Плутарху, а какому-то неизвестному автору (так называемый «Псевдо-
ПРИМЕЧАНИЯ 726
Плутарх»). Оно восходит к Аэцию, жившему около 100 г. нашей эры. — 503.
364 Библия, Книга бытия, глава 2, стих 7. — 504.
365 Эта заметка написана рукой Маркса и состоит из приведенных на греческом языке (по изданиям К. Таухни-
ца) цитат из сочинения Аристотеля «Метафизика» и из компилятивного труда Диогена Лаэрция «О жизни,
мнениях и изречениях знаменитых философов». Составлена эта заметка до июня 1878 г., так как фигури
рующие в ней цитаты об Эпикуре использованы Энгельсом в старом предисловии к «Анти-Дюрингу» (см.
настоящий том, стр. 367—368). Все подчеркивания в цитатах принадлежат Марксу. — 504.
366 В новейших изданиях «Метафизики» книга IX называется книгой X. — 505.
367 R. Wolf. «Geschichte der Astronomie». Munchen, 1877 (P. Вольф. «История астрономии». Мюнхен, 1877).
О книге Медлера см. примечание 266. — 505.
368 Эта заметка представляет собой первоначальный набросок «Введения» (см. настоящий том, стр. 345—363).
— 508.
369 «Декларация независимости», принятая 4 июля 1776 г. на конгрессе в Филадельфии делегатами 13 англий
ских колоний в Северной Америке, провозгласила отделение североамериканских колоний от Англии и об
разование независимой республики — Соединенных Штатов Америки. — 508.
Так озаглавлен этот фрагмент в оглавлении второй связки материалов «Диалектики природы». Он занимает четыре страницы первоначальной рукописи работы Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», носящие номера 16, 17, 18 и 19. На стр. 16 сверху рукой Энгельса написано: Aus «Ludwig Feuerbach» (Из «Людвига Фейербаха»). Фрагмент этот входил в состав II главы «Людвига Фейербаха» и должен был следовать непосредственно за характеристикой трех основных «ограниченностей» французских материалистов XVIII в. (см. настоящее издание, т. 21, стр. 288). При окончательной обработке рукописи «Людвига Фейербаха» Энгельс изъял эти четыре страницы и заменил их другим текстом (см. т. 21, стр. 288—289), а основное содержание фрагмента (о трех великих открытиях естествознания XIX в.) изложил в сокращенном виде в IV главе «Людвига Фейербаха» (см. т. 21, стр. 303—305). Так как эта работа Энгельса была первоначально напечатана в апрельском и майском номерах журнала «Neue Zeit» за 1886 г., то датой написания фрагмента можно считать первый квартал 1886 года. Текст фрагмента начинается с середины предложения. Начало предложения, восстановленное по напечатанному в «Neue Zeit» тексту, дается в квадратных скобках. — 510.
371 Эта цитата приводится в книге: С. N. Starcke. «Ludwig Feuerbach». Stuttgart, 1885, S. 154—155 (К. Н. Штарке. «Людвиг Фейербах». Штутгарт, 1885, стр. 154—155). Она взята из работы Фейербаха «Проблема бессмертия с точки зрения антропологии», написанной в 1846 г. и опубликованной в книге: L. Feuerbach. Sammtliche Werke. Bd. III, Leipzig, 1847, S. 331 (Л. Фейербах. Полное собрание сочинений. Т. III, Лейпциг, 1847, стр. 331). —514.
ПРИМЕЧАНИЯ 727
372 Энгельс имеет в виду афоризмы Фейербаха, опубликованные посмертно в книге: К. Grun. «Ludwig Feuerbach
in seinem Briefwechsel und Nachlass sowie in seiner Philosophischen Charakterentwicklung». Bd. II, Leipzig und
Heidelberg, 1874, S. 308 (К. Грюн. «Людвиг Фейербах, его переписка и литературное наследство, а также ана
лиз его философского развития». Т. II, Лейпциг и Гейдельберг, 1874, стр. 308). Эти афоризмы приводятся в
книге Штарке на стр. 166. Ср. Ф. Энгельс, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»,
гл. II. — 514.
373 Sire, je n'avais pas besoin de cette hypothese (Государь, я не нуждался в этой гипотезе) — ответ Лапласа на
вопрос Наполеона о том, почему в своем «Трактате о небесной механике» Лаплас даже не упоминает имени
творца мира. — 514.
374 Энгельс имеет в виду вступительную речь Дж. Тиндаля на открывшемся 19 августа 1874 г. в Белфасте 44-м
съезде Британской ассоциации содействия прогрессу науки. Речь была напечатана в журнале «Nature» № 251
от 20 августа 1874 года. В письме Энгельса Марксу от 21 сентября 1874 г. дана более подробная характери
стика этого выступления Тиндаля. — 515.
375 См. примечание 70. — 515.
376 Отрывок, озаглавленный «Бюхнер», написан раньше всех других составных частей «Диалектики природы»;
он открывает собой заметки первой связки рукописи Энгельса. Этот отрывок представляет собой, по-
видимому, конспект задуманной Энгельсом работы против Л. Бюхнера как представителя вульгарного мате
риализма и социального дарвинизма. Судя по содержанию отрывка и по пометкам Энгельса на полях при
надлежавшего ему экземпляра книги Бюхнера «Человек и его место в природе», второе издание которой вы
шло в свет в конце 1872 г., Энгельс намеревался подвергнуть критике прежде всего это сочинение Бюхнера.
Судя по лаконичному замечанию в письме В. Либкнехта Энгельсу от 8 февраля 1873 г. («Что касается Бюх
нера — валяй!»), следует предположить, что непосредственно перед тем Энгельс сообщил Либкнехту о сво
ем замысле. Поэтому можно считать, что данный отрывок написан в начале 1873 года. — 516.
377 Энгельс ссылается на следующее место из предисловия ко второму изданию «Энциклопедии философских
наук» Гегеля: «Лессинг сказал в свое время, что со Спинозой обходятся как с мертвой собакой». Гегель имел
в виду разговор между Лессингом и Якоби, происшедший 7 июня 1780 года. Во время этого разговора Лес
синг сказал: «Ведь люди все еще говорят о Спинозе как о мертвой собаке». См. F. Н. Jacobi. Werke, Bd. IV,
Abt. I, Leipzig, 1819, S. 68 (Ф. Г. Якоби. Сочинения, т. IV, отд. I, Лейпциг, 1819, стр. 68).
О французских материалистах Гегель подробно говорит в III томе своей «Истории философии». — 516.
Энгельс ссылается на книгу: L. Buchner. «Der Mensch und seine Stellung in der Natur in Vergangenheit, Gegenwart und Zukunft». 2. Aufl., Leipzig, 1872 (Л. Бюхнер. «Человек и его место в природе в прошлом, настоящем и будущем». 2 изд., Лейпциг, 1872). На стр. 170—171 этой книги Бюхнер говорит о том, что в ходе постепенного развития человечества наступает момент, когда в человеке при-
ПРИМЕЧАНИЯ 728
рода приходит к осознанию самой себя, и что с этого момента человек перестает пассивно подчиняться слепым законам природы и становится ее господином, — т. е. в этот момент, употребляя выражение Гегеля, происходит переход количества в качество. В принадлежавшем Энгельсу экземпляре книги Бюхнера это место отчеркнуто и снабжено пометкой: Umschlag! (внезапный поворот, переход). — 516.
379 Энгельс имеет в виду ограниченность философских взглядов Ньютона, односторонне переоценивавшего
метод индукции, и его отрицательное отношение к гипотезам, нашедшее себе выражение в известных словах
Ньютона: «Hypotheses non fingo» («Гипотез я не измышляю»). См. примечание 259. — 520.
380 В настоящее время считается несомненным, что Ньютон пришел к открытию дифференциального и инте
грального исчисления независимо от Лейбница и ранее его, но Лейбниц, пришедший к этому открытию тоже
самостоятельным путем, придал ему более совершенную форму. Уже через два года после написания данно
го отрывка Энгельс высказал более правильный взгляд на этот вопрос (см. настоящий том, стр. 573). — 520.
381 Энгельс имеет в виду следующее место из книги Гегеля «Энциклопедия философских наук», § 5, Примеча
ние: «Относительно других наук считается, что требуется изучение для того, чтобы знать их, и что лишь та
кое знание дает право судить о них. Соглашаются также, что для того, чтобы изготовить башмак, нужно изу
чить сапожное дело и упражняться в нем... Только для философствования не считают обязательным требо
вать такого рода изучения и труда». — 520.
382 Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 6, Примечание: «Охотнее всего отделяет действительность от
идеи рассудок, который грезы своих абстракции принимает за нечто истинное и гордится долженствовани
ем, которое он особенно охотно предписывает также и в области политики, как будто мир только и ждал его,
чтобы узнать, каким он должен быть, но каким он не является». — 520.
383 Там же, § 20, Примечание. — 520.
Там же, § 21, Добавление. — 520.
Имеются в виду рассуждения Гегеля о переходе от состояния наивной непосредственности к состоянию рефлексии — как в истории общества, так и в развитии индивида: «пробуждение сознания имеет причиной природу самого человека, и этот процесс повторяется в каждом человеке» («Энциклопедия философских наук», § 24, Добавление 3-е). — 521.
386 «Математической поэмой» У. Томсон называет книгу французского математика Ж. Б. Ж. Фурье «Аналити
ческая теория теплоты». См. приложение «О вековом остывании Земли» к книге: W. Thomson and Р. G. Tait.
«Treatise on Natural Philosophy». Vol. I, Oxford, 1867, p. 713. В составленном Энгельсом конспекте книги
Томсона и Тейта это место выписано и подчеркнуто. — 521.
387 Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 130, Примечание; «Наука логики», кн. II, отд. II, гл. 1, Приме
чание о пористости материй. — 521.
ПРИМЕЧАНИЯ 729
388 Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 103, Добавление. Гегель полемизирует здесь с теми физиками,
которые объясняли различия удельного веса тел тем, что «тело, удельный вес которого вдвое больше удель
ного веса другого тела, содержит в себе вдвое больше атомов, чем это другое тело». — 521.
389 R. Owen. «On the Nature of Limbs». London, 1849, p. 86. — 521.
390 Е. Haeckel. «Naturliche Schopfungsgeschichte». 4. Aufl., Berlin, 1873 (Э. Геккель. «Естественная история тво
рения». 4 изд., Берлин, 1873). — 522.
391 Эта заметка написана Энгельсом по поводу книжки: А. W. Hofmann. «Ein Jahrhundert chemischer Forschung
unter dem Schirme der Hohenzollern». Berlin, 1881.
Ha стр. 26 Гофман приводит следующую цитату из книги Розенкранца «Система науки», § 475: «Платина — это всего лишь парадоксальное желание серебра занять уже ту наивысшую ступень металличности, которая принадлежит только золоту» (К. Rosenkranz. «System der Wissenschaft». Konigsberg, 1850, S. 301).
О «заслугах» прусского короля Фридриха-Вильгельма III в деле организации свеклосахарного производства Гофман говорит на стр. 5—6. — 522.
392 Кассини (в рукописи Энгельса эта фамилия стоит во множественном числе: die Cassinis) — семья француз
ских астрономов: 1) переселившийся из Италии Джованни Доменико Кассини (1625—1712), первый дирек
тор Парижской обсерватории, 2) его сын Жак Кассини (1677—1756), 3) сын предыдущего Сезар Франсуа
Кассини де Тюри (1714—1784) и 4) сын этого последнего граф Жан Доминик Кассини (1748—1845). Все
четверо последовательно занимали место директора Парижской обсерватории (с 1669 до 1793 г.). Первые
трое отстаивали неправильные, антиньютоновские представления о форме земного шара, и только последний
из четырех Кассини, под влиянием более точных измерений объема и формы Земли, был вынужден признать
правильность вывода Ньютона относительно сжатия земного шара вдоль оси вращения. — 522.
393 Th. Thomson. «An Outline of the Sciences of Heat and Electricity». 2nd ed., London, 1840. — 522.
394 Е. Haeckel. «Anthropogenie oder Entwickelungsgeschichte des Menschen». Leipzig, 1874, S. 707—708 (Э. Гек
кель. «Антропогения, или История развития человека». Лейпциг, 1874, стр. 707—708). — 523.
Геккель («Naturliche Schopfungsgeschichte», 4. Aufl., Berlin, 1873, S. 89—94) подчеркивает в кантовской «Критике телеологической способности суждения» (вторая часть книги Канта «Критика способности суждения») противоречия между «механическим методом объяснения» и телеологией, причем эту последнюю Геккель, вопреки Канту, изображает как учение о внешних целях, о внешней целесообразности. Гегель же в своей «Истории философии», т. III, ч. III, гл. 4, параграф о Канте (Werke, Bd. XV, Berlin, 1836, S. 603), рассматривая ту же «Критику телеологической способности суждения», выдвигает на первый план кантовское понятие «внутренней целесообразности»,
ПРИМЕЧАНИЯ 730
согласно которому в органическом существе «все есть цель и взаимно друг для друга также и средство» (цитата из Канта, приводимая Гегелем). — 523.
396 Гегель. «Наука логики», кн. III, отд. II, гл. 3. При работе над «Диалектикой природы» Энгельс пользовался
изданием: G. W. F. Hegel. Werke. Bd. V, 2. Aufl., Berlin, 1841. — 523.
397 Там же, отд. III, гл. 1. — 524.
398 T. e. если понимать «метафизику» не в старом смысле — как это было, например, у Ньютона (см. примеча
ние 259) — как философское мышление вообще, а в современном смысле — как метафизический способ
мышления. — 525.
399 Компсогнат (Compsognathus) — вымершее животное из группы динозавров (отряд птицетазовых); принад
лежит к классу пресмыкающихся, по по устройству таза и задних конечностей очень сходен с птицами (Н. A.
Nicholson. «A Manual of Zoology». 5th ed., Edinburgh and London, 1878, p. 545).
Археоптерикс— см. примечание 262. — 527.
400 Энгельс имеет в виду размножение путем почкования или деления у кишечнополостных. — 527.