Познание как обработка информации

Помимо тенденций, или склонностей, значительное влияние на индивидуальное познание оказывает коллективная система обработки информации, которая назы­вается организацией. Менеджеры — это информационные работники. Они добыва­ют информацию для себя, своих коллег и вышестоящих менеджеров, что создает в организациях, особенно крупных, всевозможные проблемы. У высших руководи­телей не хватает времени лично заниматься всеми вопросами, поэтому они вынуж­дены максимально обобщать и группировать получаемую информацию, что может привести к ее искажениям (тем более возможно, что исходные данные и так не вполне достоверны). Если на исходную информацию оказали влияние все те тен­денции, о которых говорилось выше, то можно только догадываться, насколько объективной она предстанет перед «боссом». Неудивительно, что старшие менед­жеры нередко становятся заложниками господствующей в организации системы обработки информации.

В соответствии с моделью «параллельной» обработки информации П. Корнера,
А. Киники и Б. Китса люди и организации обрабатывают информацию, используя
одни и те же принципы (Corner, Kinicki, Keats, 1994). Обработка информации начи­
нается с концентрации внимания, затем происходит ее кодирование, запоминание,
информационный поиск; кульминация процесса — отбор информации и заверше­
ние — оценка полученного результата (см. рис. 6.1). ;

ВНИМАНИЕ. На стадии внимания определяются данные, которые будут обраба­тываться (своего рода секретарь, который отбирает входящую корреспонденцию в порядке срочности, задерживая одни сообщения и немедленно доставляя другие).


Когнитивная школа ч ;133

Познание как обработка информации - student2.ru

КОДИРОВАНИЕ. Кодирование придает данным смысл, поскольку представляет собой поиск соответствий между информацией и имеющимися категориями, на­пример, что некто является «клиентом», а не просто «посетителем». Конечно, такие категории часто служат источником тенденциозности, поскольку не учитывают нюансы, и любая из них рискует превратиться в стереотип. Главной для всего про­цесса обработки информации является структура общего знания, благодаря кото­рой доминантным становится единый фрейм (схема) интерпретации. П. Корнер и его соавторы различают два типа «согласительных фреймов»: вновь появляющиеся и укоренившиеся. «Появляющиеся фреймы выстраиваются таким особым образом, чтобы можно было решать новую проблему или вопрос». Их формирование занима­ет время и отнимает когнитивную энергию, но, выстроив фреймы, человек получает сильный стимул к продолжению их использования. Таким образом, появившийся фрейм постепенно превращается в укоренившийся. Позже ой уже может использо­ваться «автоматически при интерпретации стратегической информации, причем не­зависимо от ее уместности. В этом случае, прежде чем строить новый фрейм, коман­де высшего руководства придется каким-то образом избавиться от старого» (300).

ЗАПОМИНАНИЕ/ПОИСК. Когнитивный процесс начинается с работы памяти. Если говорить об отдельном человеке, то его память представляет собой сеть ассо­циативных связей между различными единицами информации. В организациях эти'связи соединяются с образцами поведения, правилами, процедурами, уста­новлениями и технологиями. Человека и организацию связывает социализация, когда компания добровольно-принудительно побуждает индивида принять суще­ствующую в ней практику. Позже эта практика становится частью собственной памяти человека и его познавательные способности «настраиваются на организа­ционную волну».



Глава 6



ВЫБОР. Выбор — сложный процесс движения вперед и отступлений, перехода с од­ной стадии на другую, до тех пор пока не будет принято твердое решение. Нередко создается впечатление, будто решение было «вынесено», в действительности же оно возникает всегда неожиданно. Такая категория, как «решение», помогает и определить­ся в дальнейших действиях, и продолжить сбор информации, но ее нельзя рассматри­вать в отрыве от других (см. «Как принимается решение?»).

РЕЗУЛЬТАТ. Получение результатов обработки информации означает начало про­цесса обратной связи. Индивиды и организации осознают ценность своего выбора и подключают это понимание к продолжающемуся процессу обработки информации — а именно к вниманию, кодированию, сохранению и поиску, связанными со следую­щим выбором.

Наши рекомендации