Центральная исполнительная власть.

Бундестаг

Высшая законодательная власть принадлежит федеральному парламенту - бундестагу (Bundestag). Депутаты Германского Бундестага избираются путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов, сроком на четыре года. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести.[2]

Половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной системе. Именно второй голос избирателя формирует партийно-политическую структуру бундестага, а первый голос лишь корректирует персональный состав каждой фракции.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5 процентов голосов избирателей по партийным спискам. Председатель бундестага официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве после федерального президента.

Через Бундесрат земли участвуют в осуществлении законодательной и административной власти Федерации.

Принятые бундестагом законопроекты, требующие внесения изменений в Конституцию ФРГ и касающиеся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающие интересы федеральных земель для вступления в силу, должны быть одобрены представительством федеральных земель - бундесратом. Бундесрат состоит из представителей, назначаемых правительствами земель из своего состава. Каждая федеральная земля располагает, в зависимости от численности населения, количеством голосов от трех до шести.

Статья 53 Конституции ФРГ.Члены Федерального правительства имеют право, а по требованию – обязаны принимать участие в заседаниях Бундесрата и его комиссий. Они должны быть выслушаны в любое время. Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.

Функции главы государства.

Главой государства является федеральный президент, который избирается специально созываемым федеральным собранием на пятилетний срок. Один и тот же человек может быть избран президентом не более двух раз подряд. Федеральное собрание созывается председателем бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов, избираемых земельными парламентами. Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура канцлера не будет утверждена или если глава правительства утратил поддержку большинства в бундестаге.[3]

Президент назначает и увольняет министров - но только по представлению канцлера.

Центральная исполнительная власть.

Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное правительство. Возглавляет его федеральный канцлер. Канцлер избирается на четырехлетний срок абсолютным большинством бундестага. В соответствии с Конституцией ФРГ, канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Основной Закон предусматривает прерогативное право канцлера принимать основополагающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики.

Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства. При министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства. Специфика исполнительной власти в Германии заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел.

Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, Верховным федеральным судом, федеральными судами, предусмотренными в настоящем Основном законе, и судами земель.

Земли и коммуны

Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель: Северный Рейн-Вестфалия (столица - Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Берлин (город на правах земли) и другие. Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент - ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.

Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства.

Конституция закрепляет основные принципы федеративного устройства ФРГ:

1) конституционный порядок в землях должен соответство­вать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства, федерация гарантирует соответствие конституцион­ного порядка земель положениям конституции ФРГ.

2) на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности;

3) все земли, независимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в бундесра­те;

4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, по­скольку конституция не устанавливает иного порядка, но федеральное право имеет преимущество перед правом земель;

5) компетенция федерации и земель разделена.6) в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь.

Наши рекомендации