Развитие художеств культуры, театра музыки и изобразит исск-ва в 20-е
Развитие народного хозяйства и культуры требовало организации в республике и систематических научных исследований. Осуществление этой задачи было связано с большими трудностями, так как до революции в Белоруссии практически не было научно-исследовательских учреждений и кадров ученых. Но эти трудности тоже постепенно преодолевались. 20 февраля 1922г. на базе научно-терминологической комиссии, созданной еще в феврале 1921г., был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт).
Работа института организовывалась по секциям. Сначала были созданы две секции — гуманитарная и природоведческая. В 1926г. уже действовало 5 секций: лингвистическая, литературно-художественная, историко-археологическая, природоведческая и социально-экономическая. Права секций имели также другие подразделения института: комиссии, отделы, ассоциации и другие.
Успешно работала историко-археологическая секция. В это время вышли монографические работы по истории Белоруссии В.И.Пичеты, М.В.Довнор-Запольского, В.М.Игнатовского и др. Археологи А.А.Левданский, С.А.Дубинский и другие вели исследование археологических памятников эпохи неолита, железного века, раннего средневековья.
Многогранную работу вели сотрудники лингвистической секции. Особенно успешно разрабатывались вопросы белорусского языка и литературы. В монографиях П.А.Бузука исследовалась история прославянского языка, белорусские диалекты и так далее. В 1926г. была проведена научная конференция по белорусскому правописанию.
Этнографическая секция Инбелкульта занималась изучением материальной культуры и быта белорусов, сельскохозяйственная — флоры и фауны Белоруссии, экономики с/х. Проводились исследования и в других направлениях.
Исследовательскую работу вели также преподаватели высших учебных заведений. Ученые БГУ вели научные исследования в области физико-математических, природоведческих и химических наук. Активную научно-исследовательскую работу развернул Институт сельского и лесного хозяйства. За 2 года он издал 9 томов «Ученых записок». Разворачивало работу центральное бюро краеведения. С помощью Инбелкульта в республике было создано около 130 местных краеведческих организаций. Они объединяли 6,8 тыс. членов. Центральное бюро издавало журнал «Наш край», поддерживало связи с краеведческими организациями РСФСР, УССР и других республик.
Учитывая нужды развития народного хозяйства и культуры, успешную деятельность Инбелкульта, правительство БССР в июне 1926г. признало необходимым ускорить его преобразование в Академию наук, которая была открыта 1 января 1929г. В соответствии с уставом был избран Президиум АН БССР в составе: В.М.Игнатовский — президент, В.Ю.Ластовский — секретарь, М.И.Белуга, С.Н.Некрашевич — вице-президенты, А.В.Балицкий, М.К.Мамошицкий, Б.М.Аршанский — члены Президиума. Первыми действительными членами Академии стали известные ученые, писатели, общественные деятели: И.Д.Луцевич (Я.Купала), К.М.Мицкевич (Я.Колас), Д.Ф.Жилунович (Цишка Гартный), В.И. Игнатовский, В.М.Пичета, А.Н.Ясинский, Г.Горецкий, С.Е.Вольфон и др.
В республике постепенно налаживалось издательское дело. В 1924г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано Государственное издательство Белоруссии, наладившее издание разнообразной литературы, в том числе на белорусском языке. Примерно в это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии — Белгоскино. В 1925г. в БССР уже работало 20 кинотеатров, 46 киноустановок в городах и 25 кинопередвижек в деревне. В 1925г. выпуском кинохроники начала работу собственно белорусская кинематография. С целью подготовки национальных кадров для постановки художественных фильмов в Ленинграде была создана киностудия «Советская Белоруссия». В 1926г. был поставлен первый художественный фильм «Лесная быль» Ю.Тарича.
В 20-е годы широкое развитие получили литература и искусство в Белоруссии. Одной из особенностей развития белорусской литературы в эти годы было то, что в писательскую среду влилась большая группа талантливой сельской молодежи, но с малым творческим опытом и не совсем определившимся мировоззрением. В силу этого они группировались вокруг различных организаций, исповедующих разные идейно-эстетические течения.
В конце 1923г. в республике возникло литературное объединение «Молодняк». В 1925—1926г.г. оно объединяло около 500 человек. В их числе были А.Александрович, П.Головач, А.Звонак, М.Лыньков, П.Трус, В.Хадыко, М.Хведорович, М.Чарот и др.
Объединение «Молодняк» считало себя организацией пролетарских писателей, которые признавали активную роль литературы в борьбе за новую жизнь. Но его члены грешили ультрареволюционной фразеологией, в погоне за эффектом часто использовали в своем творчестве экстравагантные проявления псевдоноваторства. В силу этого произведения некоторых из них страдали однобокостью, тенденциозностью. Многие молодняковцы недооценивали значение классического наследия, противопоставляли молодых писателей «старым», чрезмерно увлекались идеями Пролеткульта.
В 1926г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодняка» и создала новое литературно-художественное объединение «Узвышша». Его основателями были А.Бабарэка, З.Бядуля, П.Глебка, В.Дубовка, К.Крапива, М.Лужанин, Я.Пуща, К.Чорный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, критиковало нигилистическое отношение молодняковцев к классическому наследию, больше внимания в творчестве уделяло национальной специфике. Последнее достигалось через повышенное внимание к культуре белорусского языка, образности, динамичности композиции, жанровости, единству художественной идеи. Представители объединения стремились увлечь молодежь идеями строительства новой культуры через выражение того, чем богата Белоруссия. Члены объединения стремились научно обосновать пути строительства национальной культуры.
В 1927г. сформировалось литературное объединение «Полымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и среднего поколений. Среди них были Я.Колас, Я.Купала, А.Александрович, А.Вольный, Т.Гартный, А.Дудар, М.Зарецкий, М.Чарот и др. Это объединение признавало высокое общественное предназначение литературы. Свои задачи оно связывало с совершенствованием национальной формы как отдельных произведений, так и литературы в целом. Объединение «Полымя» фактически стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние позиции.
В 1928г. была создана Белорусская ассоциация пролетарских писателей (БелАПП). Своей задачей это объединение считало концентрацию литературных сил с целью активной поддержки социалистического строительства.
В 20-е годы белорусская литература обогатилась новыми прозаическими произведениями. Были опубликованы повести «В полесской глуши» и «В глубине Полесья» Я.Коласа, роман «Соки целины» Т.Гартного, «Стежки-дорожки» М.Зарецкого, «Сестра» К.Чорного и др. Основной темой прозы 20-х годов были судьбы людей в драматических событиях революции и гражданской войны. В этот период наблюдался подъем литературного творчества как опытных мастеров, так и многочисленного молодого пополнения. Но в конце 20-х годов некоторые белорусские литераторы разочаровались в советской действительности, стали болезненно реагировать на первые попытки партийных органов вмешиваться в литературное творчество, стали даже открыто призывать к смене существующих порядков. Это нашло проявление в творчестве А.Дудара, Я.Пущи и некоторых других. Отдельные писатели протестовали против искажений национальной политики, имевших место в конце 20-х годов, выступали в защиту крестьянства в связи с начавшейся принудительной коллективизацией. Это характерно было для творчества М.Зарецкого, А.Мрия и др.
В эти годы активную деятельность развернул коллектив Белорусского драматического театра. Только за первые два сезона (1921—1922гг.) он поставил около 30 пьес. Репертуар театра в основном соответствовал требованиям тогдашнего зрителя, но многие спектакли еще ставились на низком художественном уровне. Это было результатом недостаточного профессионального мастерства многих артистов, а также отсутствия квалифицированной режиссуры.
В улучшении работы БГТ большую роль сыграл Е.А.Мирович, который в сентябре 1921г. стал его художественным руководителем. Он долго работал в театрах Петербурга и приобрел большой опыт режиссерской работы. Под его руководством в театре сформировалась группа талантливых актеров, получивших всеобщую известность. Это Ф.Жданович, В.Крылович, Г.Григонис, Е.Миронова. Успешно начинали свою творческую деятельность Л.Ржецкая, И.Жданович, Б.Платонов, О.Галина, В.Владомирский, Г.Глебов, В.Полло. Наряду с классикой театр ставил произведения белорусской драматургии. Значительная часть постановок театра заостряла внимание зрителя на социальных вопросах и революционной борьбе масс. К числу лучших постановок театра относились спектакли «Разоренное гнездо» Я.Купалы, «На купалье» М.Чарота, «Кастусь Калиновский» Е.Мировича и др.
В районы республики выезжала Белорусская театральная труппа под руководством В.Голубка, выросшая из кружков художественной самодеятельности. В 1926г. она была преобразована в Белорусский передвижной театр. В конце 1921г. в Москве была организована Белорусская драматическая студия. Молодые артисты, окончившие ее, составили впоследствии ядро Второго Белорусского государственного театра, который открылся в Витебске в 1926г.
В белорусском музыкальном искусстве еще преобладало самодеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы В.Терравский, Н.Соколовский и другие записывали и обрабатывали белорусские народные песни, которые включались в репертуар многих самодеятельных коллективов.
В 1924г. сначала в Гомеле, а после и в Могилеве были созданы небольшие симфонические оркестры, которые исполняли произведения Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Глинки, Чайковского. В Гомеле ставились концерты из произведений молодых композиторов Белоруссии А.Туранкова, Р.Пукста. В эти годы начинали свой творческий путь композиторы Н.Аладов и М.Матисон. Важным событием в культурной жизни республики явилась постановка в 1924г. в Могилеве первой белорусской советской оперы М.Чуркина «Освобождение труда», в которой рассказывалось о рабочем классе и его борьбе за свое освобождение.
В борьбе с формализмом различных направлений происходило становление и белорусского изобразительного искусства. Достижения его были продемонстрированы на I Всебелорусской художественной выставке, которая происходила в 1925г. в Минске. На ней были представлены работы В.Волкова, Б.Владимирского, М.Филиповича, В.Кудревича. Портреты известных людей Белоруссии создали художники Д.Полозов, Я.Кругер, Ю.Пэн и др. Художники А.Марикс, К.Елисеев, К.Тихонов работали в области театрально-декоративного искусства, А.Остапович, М.Энде, И.Гембицкий и другие — в области белорусской книжной графики.
В первой половине 20-х годов начинали свой творческий путь скульпторы А.Грубе, А.Бразер, З.Азгур, А.Бембель, А.Глебов.