Государство, право, личность. правовой статус личности
Личность — это прежде всего человек как существо биологическое с его психофизическими свойствами. Но человек как существо биологическое еще не личность. Человек как личность складывается, формируется только в обществе. Биологическая сущность человека представляет собой основу его общественной сущности. Человек приходит в мир нагим, ничем не обремененным. Сама природа вынуждает его к общению с другими.
Сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных втношсний, отмечал К. Маркс. Как
нет общества без человека, так и нет человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным (Ното 5ар1еп5), но и человеком общественным (Ното 5051а5), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых, отношений.
Человек как личность оказывается включенным в разные социальные группы и в общество в целом, находится в неизбежной связи с государством. Взаимодействие отдельной личности и государства характеризуется их взаимными многочисленными связями, отношениями. Отношения личности и государства различны на разных этапах развития человечества.
Характер отношений личности и государства в историческом развитии зависел от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим государство или подавляло личность, ограничивало ее свободу (рабов, крепостных), или предоставляло привилегии. Прошли столетия, прежде чем государство стало относиться ко всем личностям как к равным-
Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях.
Влияние личности на государство проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими правами, участвует в формировании путем выборов органов государства, контроле и критике деятельности государства в средствах массовой информации, обжаловании действий и решений должностных лиц в судебных органах. Здесь степень воздействия на государство зависит от политической, гражданской активности самой личности.
Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность — на государство. Здесь роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране, в возложении на нее определенных тягот (обязанностей).
Демократическое правовое государство, исходя из принципа равенства, должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности. Государство призвано обеспечить
не только правовую, но и социальную защищенность личности. Имеется в виду обеспечение хотя бы минимума социальных благ, необходимых для нормального существования личности. Последнее имеет место в так называемых социальных государствах или в государствах с рыночной, социально ориентированной экономикой. В этом случае речь идет об осуществлении государством социальной функции.
Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.
Правовой статус (правовое положение) личности — это совокупность ее прав и обязанностей. Правовой статус личности и в современных государствах различен. Имеются в виду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, социальной группе и т. д., а из принадлежности личности к государству, из состояния его гражданства. Гражданин государства обладает большими правами и обязанностями, нежели личность, не являющаяся гражданином государства. В последнем случае за личностью нс признаются политические права, а другие права могут ограничиваться, например трудовые, имущественные (право собственности на землю).
История развития человечества есть история развития прав и свобод личности. В развитии прав и свобод личностиотмечаются триэтапа, или три поколения, прав и свобод.
Первое поколение связано с буржуазными революциями. В результате были признаны и закреплены в конституциях и законах свобода личности, неприкосновенность личности, свобода совести, свобода договоров, выбора профессии, передвижения, свобода частной собственности, политические права, прежде всего избирательное активное и пассивное право.
Второе поколение прав связано с признанием прав личности на государственную опеку, с признанием и закреплением социально-экономических прав. Это вытекало из признания слабости отдельного человека, прежде всего труженика как субъекта экономических отношений, перед своим сильным контрагентом — капиталистом, работодателем. Второе поколение прав было порождением Октябрьской социалистической революции. Впервые социально-экономические права были закреплены в Конституциях РСФСР и СССР, что дало толчок признанию и закреплению социальных прав
и в капиталистических странах. Очевидно, что в этом значительную роль сыграли борьба трудящихся за социальные права и осознание правящими классами необходимости таких прав в целях поддержания социального мира и избежания революционных потрясений.
Третий этап начинается после второй мировой войны, характеризуется дальнейшим укреплением традиционных прав:
права на жизнь, личное достоинство и т. д., социальных и экономических прав, обогащенных правами в сфере культуры. В этот период проблема прав и свобод обретает международный характер. В Уставе ООН было зафиксировано, что одной из важных целей ООН является сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Положения, касающиеся прав и свобод, были включены в Устав ООН по предложению СССР и в дальнейшем развиты в конкретных документах.
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В тот же день был принят и факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Все пакты были ратифицированы СССР и являются обязательными для Российской Федерации как правопреемницы. СССР.
Следует упомянуть также Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, принятую Советом Европы — специально созданной организацией по защите прав человека. Указанная конвенция ратифицированаРФ, а РФ принята в члены Совета Европы.
Третий период развития прав и свобод в значительной мере связан с научно-технической революцией, с глобальным отрицательным воздействием на среду обитания человека. В связи с этим возникают новые права (третьего поколения):
экологические права (на здоровый воздух, чистую воду и т. д.), права потребителя (право на доброкачественную продукцию, безвредную для человека), право на информацию, право на сферу личной жизни. Последнее становится актуальным в силу того, что с развитием технических средств человек стано-
вится как бы беззащитным перед техническими средствами наблюдения за человеком, сбора и хранения информации о нем.
Правовой статуе (положение) личности в правовом демократическом государстве должен:
1) соответствовать международно-правовым стандартам (нормам) о правах и свободах;
2) характеризоваться широтой и полнотой прав и свобод. В правовом статусе должны присутствовать права политические (активное и пассивное избирательное право, право занимать должности в государственном аппарате, свобода слова, объединений, митингов, демонстраций и др.); социально-экономические (право на частную собственность, на труд, справедливую оплату труда, здоровье, образование, жилище, социальное обеспечение и др.); культурные (на участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры, право творчества, защита авторских прав и т. п.); личные права и свободы (неприкосновенности личности, частной жизни, жилища, переписки, свободы выбора места жительства, работы, передвижения и т. д.);
3) предусматривать равенство прав, свобод и обязанностей — при равенстве прав и неравенстве обязанностей правовое равенство становится призрачным;
4) устанавливать гарантии прав и свобод для обеспечения их реальности, фактической осуществимости. Важное место здесь принадлежит созданию экономических предпосылок для реализации прав и мерам судебной защиты прав;
5) не допускать, исключать использование прав и свобод в ущерб интересам общества, государства и другим личностям (см. ст. 17 КонституцииРФ).
Выше дана характеристика общего правового статуса, присущего любому гражданину, который фиксируется, как правило, в конституциях государств. В Конституции Российской Федерации этому посвящена гл. II «Права и свободы человека и гражданина».
Наряду с общим правовым статусом существуют разновидности специального правового статуса как совокупности специальных, дополнительных прав и обязанностей, основанных на специальном законодательстве, определяющих социальное и правовое положение отдельных категорий граждан
(правовой статус судьи, военнослужащего, студента, пенсионера, участника войны и т. д.).
Индивидуальный правовой статус (правовое положение отдельного индивида) складывается из общего правового статуса, а также прав и обязанностей, вытекающих из специального правового статуса.
Социальное назначение (функции) прав и свобод. Права и свободы гражданину необходимы для удовлетворения своих потребностей и интересов. За каждым субъективным правом стоит какая-то личная потребность: потребность в жилище — право на жилище, потребность в труде — право на труд, потребность участвовать в политической жизни — политические права, потребность в образовании — право на образование и т.д.
Права и свободы ориентированы прежде всего на общечеловеческие ценности личного характера (жизнь, честь, свободу, достоинство, материальное благополучие и т. д.) и ценности публичного характера.
Права и свободы осуществляют функцию влияния, воздействия на государственную власть, функционирование государства. Здесь играют важную роль прежде, всего права и свободы, носящие публичный характер (свобода слова, печати, объединений, право на информацию, митинги, демонстрации, на привлечение к ответственности государства, избирательное право и т. д.).
Права и свободы имеют целью ограничение непосредственного вмешательства государства в личную жизнь человека (неприкосновенность жилища, тайна переписки, телеграфных и телефонных переговоров и т. д.).
Закрепляя ценности личного и публичного характера, права и свободы личности придают им общечеловеческий характер. Все это объединяет людей в единое целое общество. Следовательно, они обладают определенной интеграционной функцией.
Права и свободы жителей России провозглашены в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и зафиксированы Конституцией РФ, принятой 2 декабря 1993 г.
В ст. 2 Конституции РФ записано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде-
ние и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат ему от рождения, гарантируются согласно общепризнанным нормам и принципам международного права. Таким образом, Конституция не только признает права и свободы человека, но и обязывает российское государство соблюдать, гарантировать и защищать эти права и свободы. Следовательно, государство обязано создавать экономические условия для реального осуществления всех прав и свобод — социально-экономических, политических и др.
В советское время делался упор на социально-экономические права. Им придавалось первостепенное значение. Такой подход давал повод для обвинения социалистических стран в утверждении приоритета социально-экономических прав и недооценке политических и личных прав граждан.
Очевидно, что, когда речь идет об оценке прав и юридически закрепленных свобод граждан, необходимо учитывать, что их предпочтения меняются, ибо оценки меняются от человека к человеку, от времени к времени, меняются, следовательно, и предпочтения (преференции) ценностей. То, что было более ценным, предпочтительным, становится для личности менее ценным, и, наоборот, то, что ценно для одного, менее ценно для другого.
В ходе реформ в России было отдано предпочтение политическим правам и личным свободам. Однако в результате неудачных экономических реформ необеспеченными оказались социально-экономические права (на труд, на охрану здоровья, на справедливую оплату труда, на жилище и т. д.). Очевидно, что для безработного и бездомного политические права и личные свободы отходят на второй план. Политические права становятся инструментом борьбы за социально-экономические права, призванные удовлетворять первичные жизненные потребности, и в первую очередь поддержание самой жизни. Распространившиеся в последние годы митинги-, забастовки, голодовки, акты гражданского неповиновения были средством борьбы именно за социально-экономические права. Большинство судебных процессов также было связано с обеспечением именно этих первичных, по сути дела экономических и социальных, прав.Без их гарантированности и
политические права становятся для личности второстепенными. Отсюда и вытекает обязанность демократического государствасоздавать экономические предпосылкикак необходимоеусловие для реализации прав.
Не менее важными являются и юридические средства, способы обеспеченияправ и свобод. Одного конституционного их закрепления недостаточно. Необходимы конкретизация и детализацияэтих прав в текущем законодательстве, установлениеопределенного юридического механизма их реализации в'видс юридических процедур, процессов.Каждому конституционному правудолжен быть посвящен специальныйзакон.
В текущем законодательстве должны быть предусмотрены и меры защиты, восстановления нарушенных прав и свобод-Важнейшим средством здесь должны выступать судебные формы защиты прав и свобод, при которых инициатором судебных процессов должен быть сам гражданин. Следовательно, немаловажная роль в обеспечении прав и свобод отводится самому гражданину. Юридическая активность 1раждан в правовом государстве становится существенным фактором состояния прав и свобод в обществе в целом,
«Лишь тот достоинжизни и свободы, кто каждый день идет заних на бой», — писалГёте, не только поэт, но июрист.
Различие прав и свобод человека и гражданина. В российской правовой науке, да и в юридической практике термины «права гражданина» и «свободы гражданина» используются однозначно, никакого различия между ними не проводится, зачастую это особо подчеркивается. Между тем это не просто различные термины (слова), но с их помощью обозначаются и разные правовые категории (понятия). Отношения, которые облекаются в форму прав гражданина и человека, как верно подчеркивает польский правовед Ф.Симснский, юридически не могут быть оформлены в виде признанных государством свобод. Это различие между основными правами и свободами видится в следующем.
1. Управомоченный (носитель права) имеет возможность выбора одного из двух вариантов поведения. Он может использовать или не использовать свое право. При наличии же юридически признанной свободы количество вариантов поведения возрастает. Например, свобода мысли и слова может реализоваться в самых различных действиях; гражданин мо-
жет высказывать свои мысли и письменно, и устно в самых различных формах и ситуациях; свобода предпринимательства проявляется в разных его видах.
2. Право гражданина постольку является его правом, поскольку оно зафиксировано в позитивном праве (законах) соответствующего государства. Закон является непосредственной основой права. Между тем свобода личности может существовать и без государства и права. Она не вытекает из закона. Свобода нуждается в праве только как способе ее ограничения.
3. Основному праву, зафиксированному в конституции, должна соответствовать позитивная, активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права, на саму реализацию, например на выплату пенсий, на назначение и организацию выборов в органы государства. Если же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории «свобода», то государство принимает на себя обязанности пассивные (негативные), не вмешивается в сферу свободы, оставленную законом. Активные действия предпринимает сам носитель свободы. Государство может лишь по инициативе личности препятствовать действию других субъектов, незаконно ограничивающих свободу.
4. В случае споров с государственным органом носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган должен привести обоснование ограничения свободы, вытекающее из закона.