Движение Рисорджименто в 30-40-е годы XIX в.

Рисорджименто (итал. – «воскрешение») – это общественно-политическое и духовное явление, в котором соединялись либеральное, и демократическое, и анти-феодальное, и анти-клерикальное течения. Но основной его целью являлось достижение национального единства. В начале 30-х годов стали формироваться два основных направления итальянского освободительного движения – демократическое, воплотившееся в мадзинизме, и умеренное, которое нашло развитие в идеологии и практике неогвельфизма, а также в либерализме на завершающем этапе Рисорджименто в 50-60-е годы XIX в.

Особую роль в становлении национального сознания в Италии и в переводе идеи единства в практическую плоскость сыграла деятельность Джузеппе Мадзини (1805–1872). Он родился в 1805 г. в семье генуэзского профессора анатомии, по образованию был адвокатом, с 1827 г. присоединился к карбонариям. Идеи Мадзини, претерпевшие за несколько десятилетий значительную эволюцию, являлись оригинальным явлением в истории итальянской общественной мысли. Но своими корнями мадзинизм уходит в карбонаризм. Новая вспышка революционного движения карбонарского типа произошла в Центральной Италии, в герцогствах Парма, Модена и Папской области, в 1831 г. под воздействием революций во Франции и Бельгии. Мадзини исходил из глубокой веры в существование Бога, создателя и воспитателя человечества. Для его идей были характерны универсалистко-космополитический подход, осознание бесконечности прогресса, одобрение принципов равенства и братства. Он был одним из первых провозвестников европейской идеи, подготовившим такой политический проект как «Молодая Европа». Большую известность он получил как организатор «Молодой Италии» (1831).

Мадзини считал нацию своеобразным промежуточным звеном между человечеством и индивидом. Он был противником федерализма и ориентировался на создание унитарного государства французского типа. Через представления о гуманизме, морали и ассоциации он подходил к тезису о важности национального единства как условия выполнения нацией предначертанной ей миссии. Мадзини утверждал, что в каждом заложена миссия самосовершенствования, а цель Италии в данный момент создать итальянскую нацию как нацию свободных и равных людей. Поскольку в Италии отсутствовали такие важные условия мирного прогресса как свобода печати, образования, ассоциаций, то ей необходимо было совершить национальную и социальную революцию, разрушить два главных препятствия на пути прогресса – австрийское господство и духовный гнет папства. Причины неудач прежних выступлений Мадзини видел в плохом политическом руководстве и отсутствию влияния на массы. Так родилась идея «искры». По мнению мыслителя, народ уже готов к революции, поэтому нужно организовать группу профессиональных революционеров, которая разбудит его, разгорится борьба, затем она перекинется в Европу. Безусловно, в этой идее сильно проявляется заряд романтизма. В 1833 г. в Пьемонте, Неаполе и в 1834 г. в Савойе Мадзини попытался «высечь искру», но потерпел неудачу. Эта идея затем трансформировалась в теорию «жертвенного примера». Но подобные акции, например, в местечке Козенцо в июле 1834 г. не способствовали достижению цели. Мадзинизм на время утрачивает популярность и уступает инициативу либерализму.

Либеральный лагерь Италии был не однороден как по социальному составу, так и по спектру представленных в нем течений. Он состоял из представителей дворянства, различных категорий духовенства, обуржуазившегося дворянства, лиц свободных профессий. Одной из начальных организационных форм итальянского либерализма стали девять конгрессов ученых, на которых обсуждались насущные социально-экономические проблемы, устанавливались личные контакты между учеными и интеллектуальными элитами итальянских государств. Большое внимание либералы уделяли развитию просвещения и придерживались политики возможного: они издавали брошюры о развитии железнодорожного строительства, о создании таможенного союза между итальянскими государствами. Центром итальянского либерализма был Пьемонт, наиболее развитое в промышленном отношении государство. Выходцы из Пьемонта, К.Б. Кавур, В. Джоберти, М. Д'Адзелио, Ч. Бальбо уповали на политическую умеренность.

Политическая программа либералов не являлась четкой и конкретной. Они искали пути решения итальянской проблемы под руководством государей, при содействии европейских держав, а также стремились совместить идеалы свободы с принципами католицизма, поскольку католическая вера уже стала неотъемлемым элементом исторической традиции итальянцев.

В Италии начал формироваться и феномен либерального католицизма (в исторической литературе его часто называют не-огвельфизмом). Прежнее величие нации обеспечивалось первенством Рима как христианского центра Европы. Многие либералы именно в этом видели возможность возродить «Третий Рим», не допуская революционного экстремизма, но и не отказываясь от достижений цивилизации, науки, свободы, гражданского равенства. Итальянские либералы испытали сильное влияние французского мыслителя Ф. Ламенне, а также его последователей – Ш. де Монталамбера и священника А. Лакордена.

Выдающуюся роль в становлении и развитии либерального католицизма сыграл видный теолог, философ, литературовед Винченцо Джоберти (1801–1852). Как политическое движение неогвельфизм стал консолидироваться после появления его книги «О духовном и гражданском первенстве итальянцев». Джоберти ввел в политический лексикон термин «Рисорджименто». Главная идея, высказанная мыслителем в этой книге, – без возрождения Италии нельзя возродить гегемонию Рима, но и роль церкви в единении итальянцев также неоспорима. Поэтому нужно, по мнению Джоберти, примирить церковь с цивилизацией, прежде всего с идеями прогресса и свободы, и тогда она выполнит свою миссию во всем мире. Католическая церковь в свою очередь должна действовать в союзе с либеральным и национальным движением Италии. Политические и религиозно-философские воззрения Джоберти отличаются сложностью и изменчивостью. Рубежным событием в эволюции его взглядов стала революция 1848–1849 гг. Сторонники неогвельфизма склонялись к федерализму под духовным руководством Папы. Главными предпосылками стабильности и расцвета нации они считали устойчивое экономическое развитие и создание таможенного союза.

Чезаре Бальбо (1789–1853) делал акцент на ликвидации австрийского владычества дипломатическим путем. Он полагал, что Австрия может отказаться от Ломбардии и Венеции, если на международных конгрессах ей предложат территории на Балканах, полученные за счет слабеющей Турции. Ч. Бальбо и Массимо Д'Адзелио (1798–1866) большие надежды в достижении итальянского единства связывали с Пьемонтом, где королем был австрофоб Карл Альберт.

Революция 1848–1849 гг.

В конце 40-х годов XIX в. в Италии продолжал нарастать социально-политический кризис. Обострение социального вопроса было связано с развитием первоначального накопления капитала и разложением социальных структур феодализма. Пауперизм стал неотъемлемой чертой социального облика деревень и городов Италии, но по преимуществу социальный вопрос был крестьянским и предполагал кардинальные изменения в сфере землевладения и землепользования. Темпы развития индустриализации были невысоки и сдерживались политической раздробленностью страны, но они отставали от темпов пролетаризации населения.

Италия нуждалась в разноплановых реформах. С 1846 г. под руководством нового папы Пия IX (1846–1878) реформаторское движение стало реальностью: была создана правительственная комиссия по изучению политических проблем Папского государства и по ее рекомендации проведена политическая амнистия. Папа обрел ореол реформатора-патриота, реформаторский импульс затронул Тоскану, Пьемонт, королевство обеих Сицилий, Ломбардо-Венецианскую область. Реформы Пия IX разрушили духовную изоляцию Папской области и других итальянских государств, были устранены жесткие запреты на печать, собрания. Папа намеревался начать железнодорожное строительство в Папской области, образовал совет министров, выступил с идеей создания единого для всей Италии таможенного союза. Реформы Пия IX вызвали серьезную обеспокоенность венского двора. Австрийские войска оккупировали Феррару, которая находилась в непосредственной близости к Папской области. В ответ Пий IX направил к своим границам швейцарские соединения, чем вызвал одобрение широких патриотических слоев.

В те же годы начинался национальный подъем и в Пьемонте. Большая часть правителей (великий герцог Тосканы, неаполитанский король, властители Пармы и Модены) упорствовали в своей приверженности абсолютизму. Но и они постепенно начали сдавать позиции. Осенью 1847 г. тосканский герцог Леопольд дал согласие на создание гражданской гвардии, введение свободы печати, признал полномочия совещательного органа при тосканском правительстве. События в Тоскане повлияли на либерализацию ситуации в Парме, Модене и Лукке. Вскоре герцог Лукки за денежную компенсацию отказался от своих владений в пользу Тосканы. В октябре 1847 г. последовали долгожданные реформы в Пьемонте: введение гласности судопроизводства, ограничение цензуры и полицейского произвола, создание органов местного самоуправления. С конца 1847 г. и до конца марта 1848 г. ситуация приобретала еще более сложный характер: борьба за реформы стала перерастать в революционное движение.

Революция началась 12 января на Сицилии. Главными требованиями восставших были восстановление Конституции 1812 г. и отделение от Неаполитанского королевства. Но в Неаполитанском королевстве это восстание было поддержано. 27 января 1848 г. Фердинанд II согласился на введение Конституции во всем королевстве, ограничил цензуру, провел политическую амнистию, а во главе нового кабинета министров поставил карбонария Будзелли и признал частичную автономию Сицилии. В марте-апреле 1848 г. были приняты Конституции в Тоскане, Пьемонте, Папской области. Однако общественное спокойствие не наступило.

Революция в Вене и бегство Меттерниха стали толчком для начала революционных событий в Ломбардо-Венецианской области. 23 марта была провозглашена Венецианская республика (Республика Святого Марка) во главе с Д. Манином (18041857). В марте покрылся баррикадами Милан («пять дней» Милана), и многотысячный корпус во главе с генералом Й. Радецким покинул город. Из Пармы и Модены были изгнаны австрийские войска. В этих условиях король Пьемонта Карл Альберт предложил свою помощь Ломбардии и Венеции во имя национального освобождения страны. Карл Альберт хотел реализовать идею создания Североитальянского королевства. Это стало началом военных действий против Австрии, которые вошли в историю как первая Война за независимость. В военных действиях против австрийцев принимали участие кроме армии Пьемонта, регулярные войска Папской области, Неаполитанского королевства, отряды патриотов Тосканы, Ломбардии, Венеции. Итальянские государства объединились в единой освободительной борьбе, и это стало наивысшей точкой развития неогвельфизма. Но политические разногласия итальянских правителей, форсирование Савойской династией процесса объединения вокруг Пьемонта не позволили закрепить успех. 29 апреля Папа заявил, что он нейтрален и отвел свои войска. Позицию Рима следует трактовать, как нежелание понтифика осложнять отношения с Австрией, где к тому времени наметился закат йозефинизма, и началось сближение с Римом. Почти сразу увел свои войска неаполитанский король Фердинанд II. Действия Пия IX привели вскоре к крушению неогвельфизма. Благоприятный момент для разгрома австрийских войск был упущен. 22 июля войска Пьемонта потерпели серьезное поражение при Кустоцце, а затем был сдан Милан. 8 августа Карл Альберт подписал перемирие. Австрийское господство в Ломбардии и Венецианской области было восстановлено, патриотический лагерь утратил единство и усилился правый и левый радикализм.

В Неаполитанском королевстве в мае 1848 г. был разогнан, так и не успевший приступить к работе парламент. С сентября 1848 г. по май 1849 г. шло подавление сицилийского восстания. Фердинанд II бомбардировал сицилийский город Мессина и получил за это прозвище король-бомба. В ноябре 1848 г. началась революция в Папском государстве. Папа бежал, и в Риме была провозглашена республика под руководством Дж. Мадзини. В Тоскане в феврале 1849 г. вспыхнула восстание, Леопольд II был отстранен от власти и установлена республика. В таких условиях начался новый этап войны Пьемонта против австрийских войск. Этот этап продлился всего несколько дней. 23 марта в битве при Новаре пьемонтские войска потерпели сокрушительное поражение. Карл Альберт из опасения, что теперь Сардинское королевство захлестнет республиканское движение, отрекся от престола в пользе своего сына Виктора Эммануила II. Учитывая сложившее положение и не желая допускать дальнейшего падения престижа монархии, новый король санкционировал Конституцию и функционирование парламента. В апреле были разгромлены либеральные и демократические силы в Тоскане, а престол возвращен герцогу Леопольду, вернулись на свои престолы герцоги Пармы и Модены.

Папа, стремясь быстрее сокрушить Римскую республику, обратился за помощью к Франции. Французский генерал Удино начал бои вооруженными силами Дж. Гарибальди (1807–1882), защищавшими Рим. 3 июля 1849 г. республика пала, республиканские учреждения прекратили свое существование, а ее лидеры вынуждены были эмигрировать. 22 августа прекратила сопротивление Венеция.

Революция 1848–1849 гг. была важным этапом Рисорджименто, но она потерпела поражение В ее ходе произошел крах неогвельфизма и конституционных режимов во всех итальянских государствах, кроме Пьемонта, и проявилось упорное соперничество либеральных и демократических сил в борьбе за лидирующие позиции, хотя уже наметилось их сближение при определении главной для Италии цели. Сохранение Конституции и парламента в Пьемонте – это единственный позитивный результат этой революции.

Наши рекомендации