Научно-техническая деятельность и основы научно-технической политики.

В Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «О науке и государственной научно-технической политике», научно-техническая политика рассматривается как составная часть социально-экономической политики.

Научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов гос-ной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Данное определение исходит из понимания любой гос. политики как комплексного направления деятельности гос-ва в использовании гос-ной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в целях развития отдельных сфер, видов жизнедеятельности людей, эффективного применения отдельных объективных факторов, в целях решения тактических и стратегических задач неуклонного социально-экономического прогресса.

Научно-техническая политика на каждом этапе развития, естественно, меняется в зависимости от ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Это отражается на всех ее структурных составляющих (целях, задачах, направлениях, механизме реализации, ресурсном обеспечении).

Результативность научно-технической политики в использовании возможностей современных факторов инноваций в решении текущих и перспективных социально-экономических задач во многом зависит от адекватного учета в ней господствующих объективных тенденций в научно-технической, инновационной и производственной деятельности людей, закономерных изменений в целостной совокупности факторов и условий развития экономики.

Выработка и реализация современной результативной государственной научно-технической политики требуют четкого понимания содержания и функций государственной службы в обеспечении эффективного регулирования экономических, научно-технических, инновационных, инвестиционных и др. процессов в народном хозяйстве.

Необходим также оптимальный учет действия объективных законов и закономерностей, обоснованных современной экономической мыслью. В наше время высокого уровня разработки достигли теории общественного воспроизводства, хозяйственных систем, цикличности развития, федерализации смешанной экономики, технологических укладов, инновационного типа развития, экономической устойчивости и безопасности, научно-технологического потенциала и др.

В научно-технической политике проявляется отношение государства к сфере науки, научно-технической деятельности. С экономической точки зрения это отношение государства к человеку, к объединениям людей, занятых научной, научно-технической и инновационной деятельностью, это отношение к результатам научно-технического, инновационного труда, это видение государственными органами роли, значения продуктов научной и научно-технической деятельности в системе общественного производства.

В последние 10—15 лет в развитых странах мира формируются принципиально новый образ науки, обусловленный радикально меняющейся ролью научных изысканий и разработок в экономическом и социальном развитии отдельных трудовых коллективов, регионов, стран.

Результаты научного, научно-технического, инновационного труда, особенно в виде системной техники нового типа и базовых новых технологий стали решающими структурообразующими факторами поэтапного перехода на инновационный тип экономического развития хозяйственных систем различного уровня, обеспечения их высокой эффективности и экономической устойчивости в рыночной среде.

Под хозяйственной системой понимают определенным образом упорядоченную совокупность производительных сил и взаимодействующих с ними организационно-экономических отношений. Такая совокупность способна к автономному функционированию. Она целенаправленно организуется для достижения комплексного хозяйственного результата, связанного с интересами трудового сообщества людей, действующих в данной системе.

Научная и научно-техническая деятельность, являются одним из объектов государственной политики и протекают в условиях и рамках различных хозяйственных систем.

Значит, государственная научно-техническая политика самым тесным образом связана со структурной, промышленной, инновационной, инвестиционной и др. политиками государства. Последнее призвано в соответствии с его основными экономическими функциями заботиться о создании структуры хозяйственных систем и институциональных условий их функционирования и развития.

В условиях смешанной экономики различные первичные хозяйственные системы находятся в разной степени зависимости от государственных органов (правовой, экономической, ресурсной и пр.).

Поэтому социально-экономическая политика в целом, а следовательно и научно-техническая политика государства, усложняются по задачам, направлениям, но особенно по исходным институциональным условиям, по механизму выработки и реализации. Существенно возрастает роль экономических функций государства, особенно таких, как координирующая, мотивационная, аналитическая, контрольная.

Такие компоненты научно-технической политики государства, как задачи, направления, формы, методы воздействия и пр., предопределяются состоянием хозяйственных систем, пропорционально выстроенных по единому научно-воспроизводственному циклу, совокупностью их свойств. В числе важнейших свойств следует выделить свойство экономической устойчивости, способность к самообеспечению. Речь идет о призвании хозяйственной системы воспроизводить в своих рамках основные факторы-ресурсы для развития или создавать условия, в том числе финансовые, для их эффективного вовлечения извне в свою хозяйственную деятельность.

Экономическая устойчивость — интегрированное свойство, состоящее из совокупности свойств. В их числе финансовая устойчивость, инновационная и инвестиционная активность, конкурентоспособность технологической системы и продукции и др.

Назначение научно-технической политики

Государственная научно-техническая политика, как правило, непосредственно не воздействует на научно-техническую деятельность, интеллектуальный труд.

Назначение научно-технической политики государства в другом — создавать для этого наиболее благоприятные организационные, мотивационные, структурные, ресурсные, правовые предпосылки (условия), содействуя формированию, развитию взаимосвязанных по воспроизводственному принципу хозяйственных систем и развитию их научной, инновационной и в целом деловой активности.

Взаимосвязанность научно-технической и структурной государственных политик проявляется в их взаимопроникновении. Научно-техническая политика — составная часть структурной политики и наоборот.

Федеративное государственное устройство России предполагает разграничение полномочий федеральных и региональных властных органов при выработке и реализации государственной научно-технической политики.

В этой связи уместно говорить о двух составных частях единой государственной политики — федеральной и региональной, но считать эти части абсолютно самостоятельными, независимыми друг от друга, нет оснований. Такое понимание противоречит основным положениям теории федерализации экономики как единого комплексного образования.

Наши рекомендации