Многопартийная система плюралистической ориентации.
Для партий этой системы характерны:
самостоятельность в определении и проведении своей политики;
тенденции к блоковой политике;
самостоятельность в организации и проведении избирательных кампаний;
исключение взаимного снятия кандидатур в ходе предвыборной борьбы в пользу потенциального победителя;
самостоятельность в выработке и выделении программных требований и т.п.
Помимо количественного подхода к классификации партийных систем существуют и другие. Так, в зависимости от статуса партий, входящих в партийные системы и принимающих участие в управлении государством, они подразделяются на:
мажоритарные (чаще всего двухпартийные);
доминирующие;
коалиционные.
Стабильность партийной системы зависит от устойчивой поддержки избирателей. А избиратели будут поддерживать курс той партии, которая удовлетворяет их интересы в экономической, политической и социальной сферах.
Но стабильность партийной системы зависит также от характера взаимоотношений, входящих в нее партии.
В качестве принципов взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах можно выделить следующие:
постоянная легальная борьба за власть;
всеобщие выборы - путь к власти;
власть принадлежит партии (группе партий), обеспечившей себе поддержку парламентского большинства (большинства электората);
наличие постоянной легальной оппозиции по отношению к правящей партии (партиям);
согласие относительно соблюдения демократических отношений между партиями.
- Типы избирательных систем
Избирательная система представляет собой совокупность норм, регулирующих порядок выдвижения кандидатов, проведения и определения результатов голосования, а также ряд других процедурных вопросов.
В основном, при избрании органов местного самоуправления применяется мажоритарнаясистема избрания депутатов по одномандатным округам. Мажоритарная система - это такой порядок определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, набравший большинство голосов. При этом, закрепляя преимущественно мажоритарный подход, субъекты Российской Федерации используют его как в одномандатных (один округ - один депутат), так и в многомандатных (один округ - несколько депутатов) округах.
Попытаемся выявить достоинства и недостатки мажоритарной системы.
К достоинствам мажоритарной системы можно отнести тот факт, что при данной избирательной системе происходит непосредственное знакомство депутатов со своими избирательными округами и интересами их жителей. А так же, информированность избирателей о личности депутата и его политических качествах.
Недостатками мажоритарной системы можно считать то, что орган самоуправления, сформированный на основе мажоритарной системы, отличается крайним разнообразием позиций и мнений, что существенно затрудняет принятие решений. И приоритетом каждого депутата является решение проблем собственного округа.
Иной подход к выборам местных органов власти демонстрирует пропорциональная система. В этом случае избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или движение (то есть за партийные списки), а депутатские мандаты между партиями распределяются пропорционально набранным голосам. В ходе предвыборной борьбы каждый кандидат представляет не столько себя лично, сколько свою политическую партию.
Пропорциональная избирательная система также обладает рядом противоречивых качеств. Достоинства пропорциональной системы: партийные фракции выражают интересы больших групп населения, и депутаты каждой из них выступают с единым мнением по обсуждаемым вопросам. И то, что партийные списки способствуют тому, чтобы в органах местного самоуправления были представлены разные слои населения.
К недостаткам пропорциональной системы можно отнести то, что ослаблены личные связи избирателей и их избранников, а также персональная ответственность депутатов перед электоратом. И тот факт, что при отсутствии явно выраженного партийного большинства муниципальному парламенту трудно принимать решения.
Очевидно, что обе системы - и мажоритарная, и пропорциональная - далеко не идеальны. Поэтому в российской практике выборов нашел применение смешанный подход, при котором часть депутатов избирается в округах, а часть по партийным спискам. При этом, разумеется, ее можно использовать только на выборах коллегиального органа, поскольку избрание единоличных органов (к примеру, мэров) требует исключительно мажоритарной системы.