Тема 8. Индивидуальная и массовая психология политического поведения
Содержание:
Вопрос 1. Эгоцентрические и социоцентрические мотивации политики и власти как психологических категорий.
Вопрос 2. Психологические факторы-детерминанты индивидуального и массового политического поведения.
Вопрос 3. Природа и «психология» социально-политических конфликтов и кризисов.
Вопрос 4. Особенности отечественного менталитета и возможности демократического обустройства России.
В результате успешного изучения темы Вы узнаете:
· суть политической психологии как неотъемлемой составляющей политического сознания и детерминанты политического поведения;
· основные виды политико-психологических образований, формы проявления и характерные особенности политической психологии;
· значение психогенных элементов личности в качестве мотивации устремления (или избегания) власти;
· психологические детерминанты и установки группового политического поведения;
· закономерности формирования и функционирования толпы и массы как психологической категории;
· сущность и значение социально-политических конфликтов как одной из основных форм общественной жизнедеятельности;
· содержание социобиологической, психологической и функционалистской теорий конфликта;
· основные причины, уровни и динамику социально-политических конфликтов и их типологию;
· современные конвенциональные технологии и инструментарий управления конфликтами и их урегулирования;
и приобретете следующие компетенции:
· давать характеристику психогенной подструктуры личности и раскрывать влияние характера и темперамента человека на его отношение к политике;
· доказывать, почему одни люди «рвутся» к власти, тогда как другие власти избегают или считают для себя вполне естественным подчинение чьему-либо авторитету;
· различать эгоцентрические и социоцентрические мотивы стремления к власти;
· формулировать особенности групповой психологии и раскрыть когнитивный, аффективный и поведенческий типы отношения личности к групповой деятельности;
· выстраивать иерархию психологических факторов, детерминирующих поведение поведения человека в толпе;
· соотносить и различать понятия «конфликт» и «конкуренция», «подлинный конфликт» и «ложный конфликт». А также конфликт типа «схваток» и конфликт типа «дебатов», «политический конфликт» и «политический кризис» и др.;
· проводить сравнительный анализ основных методов и технологий разрешения конфликта;
· типологизировать виды стратегии политической элиты при урегулировании конфликтов и оценивать эффективность каждого из них.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
Агрессия –индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба или уничтожение другого человека или группы людей. Чаще всего возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.
Аномия -нравственно-психологическое состояние6 индивидуального или общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации. Проявляется в отчужденности человека от общества, в апатии, разочарованности, в преступности.
Аполитичность– отрицательное или безразличное отношение к политике, уклонение от участия в политической жизни.
Конформизм -приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д., отсутствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям, тенденциям, авторитетам.
Конфликт -столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.
Конфронтация – противопоставление, противоборство (социальных систем, идейно-политических принципов, убеждений), столкновение.
Кризис –резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, социального института, сферы общественной жизни или общества в целом.
Менталитет -склад ума, мироощущение, мировосприятие, психология, образы мысли и действия людей.
Миф политический -вера в будущее, мотивирующая решительные и даже героические действия многих лиц и оказывающая на них мобилизующее воздействие.
Стереотип -сложившиеся у людей расхожие неизменные образцы суждений, мнений, оценок и т.д.
Фрустрация –состояние подавленности, тревоги, возникающее у человека в результате крушения надежд, невозможности осуществления целей
Обратите внимание:
На важность изучения этой темы для приобретения необходимых навыкованализаполитико-властных отношений через психологическую призму. Ясно отдавая отчет в том, что во всех конкретных событиях и явлениях политической жизни, во всех больших и малых конфликтах, в публичном поведении лидеров и «массы» психологические факторы играют роль одного из важнейших их «моделирующих» детерминанта. Поэтому без детального психологического анализа нельзя составить полноценную картину причинной обусловленности и хода тех или иных событий и явлений общественно-политического развития.
Сказанное в равной мере касается процессов познания отечественных реалий, которые необходимо преломлять через ментальную призму - соотношение в структуре жизненных установок и ориентаций россиян психологии индивидуализма и коллективизма, материального (заботы о «теле») и метафизического (заботы о «душе»), доминанту правового нигилизма, с одной стороны, и правового фетишизма – с другой, и др.