Вопрос 1. Объективная необходимость и сущность политики как «искусства жить вместе, искусства единства во множестве».

При изучении первого вопроса -Объективная необходимость и сущность политики как «искусства жить вместе, искусства единства во множестве» - необходимо, прежде всего, четко представлять себе, что политика как самостоятельная сфера общественной жизни также естественна, как и все другие сферы (экономическая, социальная, духовная и т.д.). В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства.

Любое общество по своей структуре асимметрично. И предстает как совокупность множества классов и групп, неравных друг другу в плане распределения социальных богатств и скудности, социальной власти и влияния. С разными, нередко прямо противоположными, интересами, ценностями, ориентациями, идеологиями и т.д. А посему вступающих друг с другом в далеко не толерантные (конфронтационные) отношения соперничества и борьбы, что приводит к перманентному возникновению в обществе состояний напряженности. К нарушению равновесия социальных отношений, а нередко и к их кризису, влекущего за собой глобальные (в масштабе всего социума) потрясения, вплоть до революций и гражданских войн.

И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба «сословий» не приняла бы формы «войны всех против всех», требуется «особая организация силы», которая была бы способна взять на себя функцию предотвращения такого развития событий и обеспечить необходимый для нормальной жизнедеятельности социума минимум урегулированности и правопорядка.

Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика. И в первую очередь в лице такого ее верховного субъекта-носителя, как государство, которое, как уполномоченный обществом управляющий общими делами, приводит в единство, разделенное на иерархически расположенные группы и прослойки, современное общество.

Поэтому в самом широком смыслеполитику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения - как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Помимо этой предельно общей трактовки, необходимо различать суть других подходов к политике как общественному феномену: традиционного (или государственного) и социального (или социологического).

В рамках первого (традиционного подхода)политика определяется через власть и государство, а также отношение к ним со стороны различных социальных групп и классов в очень широком диапазоне - от участия и поддержки до оппонирования и противодействия. И в этом ракурсе предстает как особая, отличная от других, государственно-властная сфера общественной жизнедеятельности, функционально предназначенная для того, чтобы управлять общественным организмом, обеспечивать его целостность, «жизнь во множестве». Политика – это«наука государственного управления»- так очень кратко и емко определял суть политики великий русский лексикограф В.Даль.

В рамках второго (социального подхода) политикутрактуют как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми. И как таковая она не ограничивается властью и государством, а присутствует везде - и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой оно затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности. А также разрешения и урегулирования конфликтов, связанных с распределением этих ресурсов и благ, с принципами и методами контроля над ними. Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь - везде политика».

Особое внимание следует обратить на вопросы, связанные с понятием «субъекты политики», типологией субъектов политики на первичные социальные – носителей интересов, и производные институциональные – выразителей интересов. А также различиями между ними с точки зрения тех ролей и функций, которые они играют в определении «тональности» и характера политико-властных отношениях.

Вдумчивого отношения требует и выяснение вопросов, связанных с определением роли и значения политики в решении таких ключевых для общественного развития задач, как выработка стратегии общественных преобразований, распределение статусных позиций и благ, основанное на принципах социальной справедливости, согласование и нахождение баланса интересов, необходимого для обеспечения социального мира и стабильности.

Необходимо также остановиться на уяснении всей совокупности факторов, которые детерминируют «лицо» политики на каждом отдельном взятом этапе жизни стран и народов. Как внешних – тех изменений, которые происходят на международной арене. Так и внутренних, связанных с конкретной расстановкой политических сил, теми задачами, которые стоят перед обществом, достигнутым в нем уровнем массовой политической и правовой культуры, социальным и профессиональным обликом правящих и оппозиционных элитных групп и их лидеров и т.д.

Концентрированным итогом проработки первого вопроса должна стать способность к аргументированному доказательству того, что без политики, и вне политики общество, равно как и отдельный человек, существовать не могут.

Наши рекомендации