К выполнению домашней контрольной работы

В соответствии с учебным планом учащиеся заочного отделения по специальности 2-24 01 02 «Правоведение» 1 курса, выполняют 1 домашнюю контрольную работу по дисциплине «Административное право».

Самостоятельная работа учащихся над учебным материалом - основа заочного обуче­ния.

Одна из таких форм обучения предмета - выполнение домашней контрольной работы. Задание состоит из 20 вариантов, которые определяются по цифре порядкового номера студента в журнале.

Приступая к работе необходимо изучить специальную литературу, нормативные акты и материалы. Содержащиеся в периодической печати. Желательно не ограничиваться реко­мендованной литературой, а стараться найти и привлечь дополнительные источники, приве­денный перечень литературы не исчерпывает все возможные книги, брошюры и статьи.

Контрольная работа должна примерно равняться объему обычной школьной тетради. Не следует сильно уменьшать или увеличивать объем работы. Главное требование - рас­крыть поставленные вопросы, сочетая лаконичность с достаточной полнотой освещения по­ставленных вопросов.

На каждой странице обязательны поля, нумерация страниц. Текст писать разборчиво, грамотно, стилистически правильно.

Работу выполняют на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм), соблюдая следующие размеры полей: левое — 30 мм; правое — 10 мм, нижнее — 20 мм, верхнее — 20 мм, на одной стороне листа на белорусском или русском языках с применением компьютерной технологии подготовки документов – через 1 (один) межстрочный интервал с использованием шрифта размером 14 пунктов (пт), применяя гарнитуру шрифта Times New Roman в обычном начертании, выравнивая по ширине.

В конце работы необходимо приводить список использованной литературы.

Варианты

Домашней контрольной работы

Вариант 1

1. Раскройте действие административно-правовых норм.

2. Раскройте понятие и классификацию государственных должностей.

3. Задача. На занятии студент А. Силин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что ему присущ один ярко выраженный метод – императивный, или метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.

Дайте оценку ответа А. Силина.

Вариант 2

1. Охарактеризуйте государственное управление и исполнительную власть.

2. Охарактеризуйте производство по обращениям граждан и юридических лиц.

3. Задача. В системе административного права как отрасли права и учебной дисциплины выделяют Общую, Особенную и иногда Специальную части.

Укажите, какие критерии положены в основу такого деления.

Вариант 3

1. Определите методы административно-правового регулирования.

2. Охарактеризуйте местные органы государственного управления.

3. Задача. Олег В., четырнадцати лет, был задержан контролёром за безбилетный проезд в автобусе и доставлен в общественный пункт охраны правопорядка Советского РУВД г. Минска. Через 3 часа Олега В. отпустили.

Оцените действия сторон. Является ли Олег В. субъектом административно-правового отношения?

Вариант 4

1. Раскройте понятие субъектов административного права.

2. Охарактеризуйте государственное управление в сфере безопасности и правопорядка.

3. Задача. Петров, находясь в Москве, отказался выплатить сумму штрафа за безбилетный проезд, мотивируя отказ тем, что он гражданин РБ и подчиняется только нормам законов Беларуси.

Оцените действия сторон.

Вариант 5

1. Дайте характеристику административно-правовых актов.

2. Охарактеризуйте государственное управление в сфере экономики.

3. Задача. Н. Грачева, мать семилетнего ребёнка, решила отдать его учиться в лицей с углубленным изучением математики. Директор лицея отказал ей, объясняя, что в соответствии с уставом лицея прием детей допускается с восьмилетнего возраста. Посчитав это объяснение формальным поводом, Н. Грачева обжаловала решение директора лицея в Министерстве образования.

Имела ли право Н. Грачёва обжаловать решение директора лицея в Министерстве образования. Какое решение может быть принято по этой жалобе.

Вариант 6

1. Определите основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.

2. Охарактеризуйте государственное управление в сфере здравоохранения.

3. Задача. Отвечая на вопрос о характере компетенции республиканских органов управления и приводя примеры органов общей компетенции, студент В. Кизин отнёс к ним:

- Администрацию Президента Республики Беларусь;

- Министерство экономики Республики Беларусь;

- Министерство труда т социальной защиты Республики Беларусь.

Какие ошибки были допущены В. Кизиным? Назовите известные вам органы исполнительной власти общей компетенции.

Вариант 7

1. Определите основы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Раскройте понятие административного производства.

3. Задача. Гражданин Седов получил право на отсрочку от призыва на военную службу в возрасте 18 лет, когда учился в колледже. После окончания колледжа он поступил на юридический факультет БГУ. Но менее чем через год Седов получил повестку из военкомата о призыве на военную службу. Однако, от призыва в армию он уклонился.

Дайте разъяснение по сложившейся ситуации.

Вариант 8

1. Назовите понятие, признаки, виды и систему органов государственного управления.

2. Охарактеризуйте административно-правовые режимы.

3. Задача. Отвечая на занятии, студент Котов охарактеризовал систему республиканских органов исполнительной власти следующим образом: министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, ведомства, департаменты, инспекции, комитеты, главные управления.

Как вы считаете, прав ли студент?

Вариант 9

1. Раскройте правовой статус субъектов административного права.

2. Раскройте поступление и прекращение государственной службы.

3. Задача. Председатель исполкома области своим распоряжением освободил от должности начальника УВД области. Однако последний проигнорировал это решение, заявив, что на должность его назначал не он.

Правомерны ли действия председателя исполкома? Каков правовой механизм разрешения сложившейся ситуации?

Вариант 10

1. Раскройте понятие и основные черты государственного управления.

2. Определите сущность и значение законности в административном праве.

3. Задача. Гражданин Чижиков был впервые принят на государственную должность в министерстве с испытательным сроком 6 месяцев. По истечении данного срока он был уволен в связи с неудовлетворительными результатами испытания.

Определите какие нарушения были допущены при увольнении Чижикова.

Вариант 11

1. Раскройте сущность административно-правовых форм.

2. Охарактеризуйте государственное управление в социально-культурной сфере.

3. Задача. Директор столовой дал устное указания бухгалтеру не выдавать зарплату работникам, не прошедшим обязательное медицинское освидетельствование. Бухгалтер отказался выполнить указание директора, объяснив свое решение отсутствием соответствующего правового акта управления.

Как должен поступить директор столовой?

Вариант 12

1. Раскройте административно-правовой статус общественных объединений.

2. Раскройте понятие, признаки и виды государственной службы.

3. Задача. К председателю исполкома г. Минска обратился начальник городского телефонного узла с предложением принять решение, предусматривающее административную ответственность за повреждение телефонных аппаратов, установленных на улицах города.

Как должен поступить председатель исполкома? Может ли быть принято данное решение?

Вариант 13

1. Дайте характеристику административно-правовых отношений.

2. Раскройте понятие контроля и надзора в административном праве.

3. Задача. Участковый инспектор милиции Боровлянского ОВД Минского района лейтенант милиции Симоненко подверг штрафу гр. Безлюдова «за нецензурные выражения в общественном месте». Безлюдов с постановлением не согласился и решил обжаловать его начальнику Минского РУВД, сославшись на то, что наложенный на него штраф превышает установленный размер.

Дайте юридический анализ ситуации.

Вариант 14

1. Раскройте административно-правовой статус организаций.

2. Раскройте правовой статус Президента Республики Беларусь.

3. Задача. Начальник Центрального РОВД г. Могилева привлек гражданина Никонова к административной ответственности в виде штрафа за то что он, будучи в нетрезвом состоянии, причинил легкие телесные повреждения соседу по квартире Дукину. Сосед посчитал взыскание слишком мягким. Решил подать жалобу в районный суд.

Составьте от имени Дукина жалобу в суд.

Вариант 15

1. Раскройте понятие административного права как науки и как учебной дисциплины.

2. Раскройте порядок прохождения государственной службы.

3. Задача. Гражданка России Елкина, окончив БГУ, вышла замуж за гражданина РБ в 2011г. С 2009г. будущие супруги жили вместе без регистрации брака. В 2012г. Елкина обратилась с заявлением о получении гражданства в упрощенном порядке.

Проанализируйте данную ситуацию.

Вариант 16

1. Дайте характеристику административно-правовых норм.

2. Определите правовой статус государственных служащих.

3. Задача. В результате сильного наводнения в одной из областей создалась угроза жизни и здоровью населения, имуществу. Глава администрации области объявил на ее территории особое положение. Была создана чрезвычайная комиссия, которая издала постановление о мобилизации ресурсов предприятий, установлении особого порядка распределения продуктов первой необходимости и особого режима передвижения.

Правомерны ли действия субъектов власти?

Вариант 17

1. Раскройте виды административно-правовых отношений.

2. Раскройте правовой статус Совета Министров Республики Беларусь.

3. Задача. Исполнительный комитет районного Совета депутатов принял решение «Об установлении сроков рассмотрения жалоб», которым определил срок рассмотрения жалоб гражданских лиц, равный двум месяцам, а военнослужащим – 20 дням.

Определите законность принятого исполкомом решения.

Вариант 18

1. Определите место административного права в правовой системе Республики Беларусь.

2. Дайте характеристику республиканских органов государственного управления.

3. Задача. Начальник управления коммунального хозяйства исполкома, получив пред­ставление прокурора района о недостатках, вскрытых в работе предприятий и учреждений коммунального хозяйства, не стал рассматривать это представление, а направил его проку­рору области.

Правомерны ли действия прокурора района? Правильно ли поступил начальник управления?

Вариант 19

1. Раскройте понятие, предмет, принципы и функции административного права как отрасли права.

2. Охарактеризуйте государственное управление в сфере образования.

3. Задача. Комитет государственного контроля, рассмотрев материалы проверки хозяйст­венно-финансовой деятельности строительных организаций, установил факты приписок и нецелесообразного расходования денежных средств. Нарушения порядка отчисления средств в государственный бюджет. Его решением на некоторых работников строительных организаций были произведены денежные начеты в размере 4 базовых величин и дисципли­нарные взыскания. Начальник строительной организации, назначенный Советом Министров, решением Комитета государственного контроля был уволен с работы.

Определите законность решения Комитета государственного контроля.

Вариант 20

1. Раскройте административно-правовые методы.

2. Дайте характеристику государственных служащих.

3. Задача. В целях предупреждения пожара исполком сельского Совета депутатов принял решение, запрещающее гражданам топить в летнее время печи углем. За нарушение такого решения предусмотрен штраф в размере 3 базовых величин. Заведующий общим отделом исполкома районного Совета депутатов, получив такое решение, усомнился в его законности и направил документ районному прокурору.

Определите, имеет ли полномочия исполком сельского Совета на принятие по­добных решений?

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Отметка в баллах Показатели оценки
(один) Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (понятий административного права, его основных терминов и т.д.)
(два) Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (понятий, используемых в административном праве, их признаков и т.д.); осуществление соответствующих практических действий; наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя
(три) Воспроизведение части изученного программного учебного материала по памяти (перечисление и фрагментарный пересказ понятий административного права, их признаков и т.д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (нахождение в нормативных правовых актах соответствующих образцу административно-правовых норм и т.д.); наличие отдельных существенных ошибок
(четыре) Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения понятий административного права, их признаков, положений административного законодательства и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок
(пять) Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с объяснением понятий административного права, их признаков, структурных связей и отношений, сущности основных положений административного законодательства и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок
6 (шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение понятий административного права, их признаков, теоретических положений, положений административного законодательства и т.д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний; наличие несущественных ошибок  
(семь) Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение понятий административного права, положений нормативных правовых актов, раскрытие сущности административно-правовых категорий, обоснование и доказательство системных связей, необходимости применения конкретных норм административного законодательства и т. д.); недостаточно самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок
(восемь) Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение понятий и институтов административного права, раскрытие сущности административно-правовых категорий, обоснование и доказательство системных связей, необходимости применения конкретных норм административного законодательства, формулирование выводов и т.д.), самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок  
(девять) Полное, прочное, глубокое, системное знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение знаний положений нормативных правовых актов Республики Беларусь как на основе известных правил, предписаний, так и с учетом вариативного их применения, выдвижение предположений о перспективах развития административного права и его отдельных элементов; наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий по моделированию ситуаций и т.д.)
(десять) Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельное описание, объяснение понятий административного права, положений нормативных правовых актов, формулирование правил их применения, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий и т.д.)

Примечание. При отсутствии результатов учебной деятельности обучающихся в учреждении среднего специального образования выставляется «0» (ноль) баллов

Составила: Преподаватель Ю.А. Калько

Рассмотрены и утверждены на
заседание цикловой комиссии
правоведческих дисциплин
Протокол № от «_ »______ 20__ г.

Председатель цикловой комиссии
_______________ Ю.Н. Мермер

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

2. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 января 2010 г., № 108-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

4. О Президенте Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 07.07.1997 № 52-З): Закон Респ. Беларусь, 21 февраля 1995 г., № 3602-XII // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

5. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 января 2000 г., № 361-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

7. Об основах административных процедур: Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г., № 433-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

Основная литература

1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.

2. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / под общ. ред. А.Н. Крамника. – Минск: Тесей, 2004.

3. Крамник, А.Н. Административное право. Ч. 1: Управленческое право / А.Н. Крамник, О.И, Чуприс. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013.

4. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.

Наши рекомендации