Тема 14. Административно-правовые основы управления социально-культурной сферой

Программное содержание

Административно-правовые основы управления социально-культурной сферой: общие положения и организационно-правовая система. Административно-правовые основы, организационно-правовая система и правовой статус органов управления в сферах: образования, науки, культуры и информации, здравоохранения, спорта и туризма, труда и социальной защиты граждан.

Методические указания

Социально-культурная сфера - это духовная (нематериальная) по характеру и идеологической направленности деятельность многообразных по своему профилю учреждений, выражающаяся в создании, использовании (распрост­ранении) и охране духовных ценностей, ориентированная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворе­ние социально-культурных потребностей населения.

Конституция Республики Беларусь в ст. 49 закрепляет право каждого на образование. Основанием для реализации этого права является система образования, которая обеспе­чивает общеобразовательную и профессиональную подготов­ку. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание.

Основным нормативным актом, регулирующим деятель­ность в сфере образования в государстве, является Кодекс Республики Беларусь «Об образовании». Он закрепляет до­ступность и бесплатность дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; развитие внешкольного, последипломного образования и иных форм обучения. Им же регулируются: вопросы предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординато­ров, аспирантов, докторантов и других лиц независимо от форм их обучения и типов заведений, в которых они обуча­ются; способы содействия получению образования в домаш­них условиях и т.п.

Система образования и Республики Беларусь состоит из дошкольных учреждений; учреждений, обеспечивающих получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения); учреждений внешкольного воспитания и обучения; социально-педагогических учреж­дений; специальных учебно-воспитательных учреждений.

Структура образования включает в себя; дошкольное образование; общее базовое образование; общее среднее об­разование; профессионально-техническое образование; сред­нее специальное образование; высшее образование; после­вузовское образование.

Правовые основы государственной политики в сфере на­уки и научно-технической деятельности определены в зако­нах Республики Беларусь «Об основах государственной на­учно-технической политики» и «О научной деятельности». В соответствии с данными законами развитие науки и тех­ники - определяющий фактор прогресса общества, повы­шения благосостояния его членов, их духовного и интел­лектуального роста.

Государственное управление научной деятельностью и ее регулирование осуществляются согласно принципам органичного единства научно-технического, экономическо­го, социального и духовного развития общества, объедине­ния централизации и децентрализации управления науч­ной деятельностью; соблюдения требований экологической безопасности; признания свободы творческой, научной и на­учно-технической деятельности; сбалансированного развития фундаментальных и прикладных исследований; использова­ния достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества; свободы распространения научной и научно-технической информации и т.д.

Культура включает в себя широкий круг госу­дарственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры. К этой отрасли относятся: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библио­теки, дома культуры и др.; кинематография, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфия и книготор­говля.

Управление культурой заключается в организации со­здания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства; обеспечении распространения ин­формации и пропаганды достижений культуры; сохранении и использовании культурных ценностей; охране произведе­ний искусства и памятников культуры, повышении куль­турного уровня населения; руководстве предприятиями, организациями и учреждениями культуры.

Охрана здоровья граждан базируется на ряде принци­пов, которые закреплены в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении». К ним, в частности, относятся:

- создание условий для сохранения и укрепления здо­ровья населения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- профилактическая направленность здравоохранения;

- доступность медицинской помощи;

- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

- координация и контроль Министерством здравоохра­нения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органон государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения и субъектов» осуществляющих деятельность в облас­ти здравоохранения;

- экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

- ответственность государственных органов, юридичес­ких лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;

- участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

Систему здравоохранения Республики Беларусь состав­ляют государственное здравоохранение и частное здравоох­ранение. Основой системы здравоохранения является госу­дарственное здравоохранение.

Государственная система здравоохранения включает Министерство здравоохранения Республики Беларусь, уп­равления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевые органы управления министерств, а также подчиненные им организации здравоохранения, медицинские учреждения об­разования и научно-исследовательские организации.

Частная система здравоохранениявключает органи­зации здравоохранения, медицинские учреждения образо­вания и научно-исследовательские организации, создавае­мые физическими и негосударственными юридическими лицами.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления образования.

2. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления науки, культуры и информации.

3. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления здравоохранения.

4. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления спорта и туризма.

Литература по теме:

1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.

2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.


Наши рекомендации