Тема 5. Формы и методы государственного управления
Программное содержание
Формы и методы государственного управления, их соотношение.
Правовые и неправовые формы государственного управления. Методы государственного управления: морально-психологические, экономические, собственно административные.
Методические указания
Методы государственного управления – способы, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.
Классификация административно-правовых методов управления:
-Общие: убеждение и принуждения; контроля, наблюдения, административного надзора, разработки мер воздействия, инструктирования.
-Специальные – применяются при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления: административные (прямого воздействия) характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых; экономические методы (косвенного воздействия) характеризуются тем, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.;
-по характеру (содержанию) управляющего воздействия – морально-нравственные методы (воспитание, моральное поощрение, разъяснительная работа);
-по предусмотренным целям (наблюдение, контроль, разработка мер воздействия и т.д.);
-по способу воздействия на управляемые объекты (методы прямого и косвенного воздействия);
-по степени воздействия на управляемые объекты (регулирование, общее руководство);
Методу административно правового регулирования присуща императивность – повелительный характер использования правовых средств, именно они составляют основу деятельности органов государственного управления.
Форма управленческой деятельности – это внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления (должностными лицами) в целях осуществления предоставленных им полномочий как субъектами исполнительной власти и вызывающих определенные последствия.
Административно-правовые формы должны соответствовать характеру функций управления, их содержанию и целя воздействия.
Выбор формы зависит от конкретных обстоятельств:
-компетенция должностного лица либо органа;
-влияние формы собственности;
-цель совершаемого действия;
-характер решаемых вопросов в сфере управленческой деятельности.
Формы государственного управления:
-по характеру действий: правовые и неправовые (к правовым формам относятся: издание нормативных актов (правотворческая деятельность), издание ненормативных актов, индивидуальных актов (правоприменительная деятельность). Правотворческая управленческая деятельность заключается в разработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмены. Правоприменительная деятельность заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму прав с целью принятия индивидуального акта;
-по содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органам государственного управления и их должностными лицами: правотворческие (заключается в выработке конкретных правовых норм, а также в их изменении, усовершенствовании и отмене) и правоприменительные (заключается в действиях, направленных на проведение конкретного значимого факта в целях принятия какого-либо индивидуального акта).
-по способу выражения: словесные (письменные и устные), конклюдентные.
-по целенаправленности: внутренние и внешние. Правовые формы управленческой деятельности влекут за собой правовые последствия.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите формы государственного управления.
2. Раскройте методы государственного управления.
3. Назовите виды форм государственного управления.
Литература по теме:
1. Конституция Республики Беларусь.
2. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.