Журналистика, пресса развиваются ведь не сами по себе… По крайней мере, не только сами по себе.

На это развитие оказывают серьезнейшее влияние различные социально-политические, экономические, технические, культурно-национальные и иные факторы. В отрыве от них представить развитие СМИ и изучение истории журналистики просто невозможно.

Влияние социально-политических факторов – одно из главных. Ясно, что развитие прессы в той или иной стране во многом зависит от того, какова государственная политика в области СМИ, какие законы, касающиеся прессы принимаются, все ли желающие могут свободно издавать печатные издания или основывать собственные теле-радиостанции, или не все, нужно ли вносить в казну при основании газеты большой денежный залог или не нужно, существует ли реальная возможность высказывать оппозиционные взгляды (или за это сразу же сажают в тюрьму, отрубают голову и т.д.)… Развитие журналистики, конечно, очень неравномерно и не линейно, как и вся общественная жизнь. Если в общественно-политической жизни наблюдается некий «застой», то он обычно отражается и на журналистике. Во время же всплесков политической активности, серьезных и бурных социально-политических событий типа революции, «перестройки» и т.д. как правило, наблюдается просто взрывной количественный и качественный рост журналистики, вспыхивают новые имена ярких публицистов.

Влияние разных экономических факторов тоже очень важно. Например, в странах и регионах с более развитой экономикой и рекламными рынками, есть больше шансов для успешного развития независимых от власти средств массовой информации (хотя и конкуренция на таких рынках обычно долее серьезная). Хватит ли пятисот долларов для основания ежедневной газеты (как было еще в 1830-х годах), или же для этого потребуются уже сотни тысяч долларов (как в уже конце XIX века)? Согласитесь, разница существенная, и обусловленная именно рыночными, экономическими факторами.

Что касается влияния технических и технологических факторов… Скажем, возможны были бы вообще какие бы то ни было печатные издания, если бы Иоганн Гуттенберг в пятнадцатом веке не изобрел печатный станок!?.. Да, но если бы типографская техника не совершенствовалась постоянно, а оставалась на том же уровне – газеты и журналы теперь выглядели бы совсем по-другому… Именно современная полиграфическая техника позволяет выпускать такие качественно и богато иллюстрированные полноцветные издания, причем такими большими тиражами… (правда, от некоторых из них польза для общества очень сомнительная, но это другой вопрос). Кстати, если бы в девятнадцатом веке не была изобретена фотография как таковая – не было бы и фотографий в печатных изданиях. Если бы Сэмюэль Морзе не изобрел электрический телеграф в 1838 году – новости не могли бы доставляться куда угодно практически мгновенно по проводам. А благодаря изобретению Александром Поповым и Гульельмо Маркони радиосвязи в конце девятнадцатого века – даже без проводов! И никаких музыкальных, новостных и разговорных радиостанций, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, не могло бы быть без этих выдающихся открытий (первым в мире все же именно А. Попов 7 мая 1895 г. продемонстрировал действие радиоаппаратуры)… А если бы не другие наши выдающиеся соотечественники, Борис Львович Розинг и (его ученик) Владимир Козьмич Зворыкин, не работали долгими часами в своих лабораториях в начале двадцатого века – могло бы не быть телевидения... И, конечно же, интернет-СМИ и интернет-журналистика смогли появиться тоже благодаря конкретным техническим открытиям и изобретениям. Это лишь некоторые яркие примеры. Можно еще долго говорить об изобретении телефона, диктофона, магнитофона, видеокамеры, компьютеров и прочей аппаратуры, без которой теперь просто нельзя представить себе деятельность журналистов.

Несколько слов о влиянии культурных, национальных (ментальных) факторов. Например, в США общество в ходе исторического развития привыкло получать беспристрастную информацию из СМИ, с отстраненной от событий позицией журналиста, с четким (по возможности) отделением фактов от мнений. В России же сформировались несколько другие традиции. Беспристрастная и «отстраненная» информация многим читателям кажется скучной, лучшие российские журналисты как раз активно вмешивались в ситуацию с целью исправить недостатки, изменить жизнь к лучшему, сопровождали изложение фактов своим мнением, своими оценками происходящего. Причем, и большей части нашей аудитории это нравится, если она чувствует, что журналисты пишут честно (а не выполняют некий заказ). Неудивительно, что попытки «перестроить» всю отечественную журналистику под западные стандарты в начале 90-х годов прошлого века привели к катастрофическому падению тиражей, а многие издания вообще прекратили существование… Не может быть совершенно одинаковых «правильных» стандартов журналистики (или образа жизни, или демократии) в разных странах, как уверяют некоторые… Ведь журналистика в каждой стране – это часть национальной культуры. Так же, как и литература, искусство… Мы же не считаем, скажем, что между американской и японской, немецкой и испанской, русской и китайской культурами нет никаких отличий!?.. В йеменской журналистике вообще есть такой особый жанр, когда новости рассказываются в стихотворной форме. Мы же не будем отрицать его право на существование просто на том основании, что в Европе и США «так не принято»!?

Таким образом, изучая историю журналистики, мы обязательно изучаем при этом (хоть, конечно, и под определенным углом зрения), как развивались:

- политические отношения

- экономические условия

- техника и технологии

- национально-культурные факторы…

Это что касается влияния разных факторов на развитие журналистики.

А как вы думаете, журналистика, в свою очередь, может оказывать серьезное влияние на развитие общества, на ход важнейших исторических событий, политических, экономических и иных процессов, развитие техники?...

Да, может! Существует постоянное и серьезное ВЗАИМОдействие и ВЗАИМОвлияние. Общества на журналистику, и журналистики на общество.

Журналистика все же – не только зеркало. Журналистика может не только отражать. Она может и серьезно влиять на людей, на их мысли, чувства, поступки, она может сама создавать реальность! (и создавала, и создает). Сначала – в умах и сердцах людей, а затем и в вещественном, осязаемом окружающем мире. Классики марксизма-ленинизма были совершенно правы в том, что идеи (или теории), овладевающие массами, становятся материальной силой. А распространяют идеи в широком масштабе именно СМИ и журналисты. А часто не только распространяют, но и генерируют эти идеи… (Но, конечно, журналистика не может быть ни верным зеркалом общества, ни самостоятельным распространителем важных идей, инициатором перемен, если существует жесткая цензура, если пресса служит исключительно интересам власти. В этом случае пресса превращается в ИНУТРУМЕНТ).

Примеры серьезного влияния журналистики? Сколько угодно! Приведу только некоторые из наиболее ярких.

Можно утверждать, что с течением времени журналистика, СМИ играли все большую и большую роль в жизни общества. Уже в XVIII веке пресса способствовала многим ключевым переменам в политической, культурной сфере, демократизации жизни в разных странах…

И американская революция (она же война за независимость 1775-1783 гг.), и Великая французская революция совершаются при самом непосредственном участии журналистов. Можно без преувеличения говорить, что они были одними из основных зачинщиков этих эпохальных событий (возможно, в чем-то они были не правы, но это другой вопрос), они были теми искрами, из которых разгоралось пламя, а впоследствии – тем ветром, который раздувал это пламя перемен со все большей силой… Они видели несправедливость в окружающем мире и, будучи людьми неравнодушными и активными, стремились ее исправить. Это можно было сделать, только убеждая окружающих в своей правоте, вдохновляя и побуждая их к определенным поступкам, внедряя определенные идеи и ценности в массовое сознание. А как можно эффективно влиять на массовое сознание, на сознание тысяч, десятков и сотен тысяч людей? Именно с помощью печатных изданий (а позже – и других СМИ)…

Если рассмотреть такие наиболее интересные и одновременно наиболее важные, «переломные» периоды исторического развития, как революции, гражданские войны, кардинальные реформы и т.п. (которые определяли вектор дальнейшего развития государств на долгие годы), нетрудно увидеть, что самые выдающиеся, значимые и яркие политики, лидеры этих перемен были зачастую одновременно и наиболее яркими журналистами, публицистами, редакторами своего времени. Как, например, Жан Поль Марат, Оноре де Мирабо, Камил Демулен в период Великой Французской революции, как Томас Пейн, Бенджамен Франклин, Томас Джефферсон и целый ряд других во время американской войны за независимость. Это лишь несколько характерных примеров такой теснейшей и естественной взаимосвязи журналистики и политики в деятельности лидеров общественных перемен.

В девятнадцатом, а затем и двадцатом веке влияние прессы только многократно усилилось. Девятнадцатый век многие даже называют «веком газет». Действительно, под их воздействием происходили крупные реформы (такие как парламентская реформа 1832 г. в Англии) или принимались важнейшие законы, совершались гражданские и другие войны, под их воздействием формировались взгляды, пристрастия, поведенческие установки уже миллионов людей. Недаром, в XIX веке за журналистикой прочно закрепляется прозвище «четвертая власть». Газеты «The Times», «The New York Times» и другие влиятельнейшие издания год за годом не только отражали, фиксировали, но и во многом формировали ценности и мировоззрение так называемого среднего класса, являющегося основой современных демократических государств… Кстати, желая опережать конкурентов в оперативности подачи информации, ведущие газеты тратили огромные деньги на телеграфные сообщения, тем самым, стимулируя быстрое развитие телеграфа; стремясь сделать свои издания более красивыми, выразительными, их издатели серьезно способствовали развитию фототехники и фотоискусства; стремясь привлечь публику чем-то захватывающим, ведущие издания устраивали конкурсы: кто первый на своем летательном аппарате сумеет перелететь через пролив Ла-Манш и т.д., тем самым содействуя развитию авиации… Так же как и сегодня ведущие медиакорпорации вкладывают большие деньги в развитие спутниковой связи и других технологий.

Впрочем, самое главное в журналистике – это все же не технологии, а честное служение интересам общества, в том числе борьба с несправедливостью и всевозможными злоупотреблениями властью, борьба за более справедливое и гуманное общество.

Именно под воздействием СМИ и формируемого ими общественного мнения американцы вынуждены были вывести свои войска из Вьетнама. Президент США Ричард Никсон в 1974 году вынужден был уйти в отставку в результате журналистских разоблачений, проведенных журналистами газеты «Вашингтон пост».

Без активного участия журналистов не была бы возможна никакая «перестройка» в Советском Союзе, со всеми ее долгосрочными последствиями. И многочего еще не было бы возможным.

Все это изучается в курсе истории журналистики.

Думаю, правы те исследователи, которые утверждают, что современные нации, со всеми своими достоинствами и недостатками, сформировались под воздействием прессы, во многом благодаря прессе (а также другим СМИ). Как сказал один немецкий философ, «газеты суть одно из тех великих культурных средств, благодаря которым европейцы сделались европейцами»… А американцы – американцами.

Разумеется, к серьезному воздействию прессы на умы людей власть предержащие всегда относились с опаской. И почти всегда стремились поставить прессу под свой контроль, добиться, чтобы она выражала именно их интересы и их точку зрения. Известны, например, фразы Наполеона Бонапарта, хорошо понимавшему силу печати и поэтому установившему над ней тотальный контроль: «Четыре враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков», «Если я сниму с них узду, то и трех месяцев у власти не продержусь» (это он о французских журналистах).

Так что взаимоотношения журналистики и власти всегда складывались и сейчас складываются не просто. А иногда даже оче6нь напряженно и конфликтно. Впрочем, были такие периоды в истории (например, как при Наполеоне во Франции или при Сталине в СССР, когда даже намека ни на какую оппозицию к власти пресса не могла себе позволить. В другие же периоды журналисты (конечно, не все, но их часть) пытались отстоять право на свободу слова и печати. А эти права важны не только для СМИ, но и для всего общества, т.к. без свободной и ответственной прессы практически не реализуем целый ряд других важных прав и свобод.

Поэтому основным вектором развития взаимоотношений прессы и власти на протяжение уже нескольких веков является борьба журналистов и общества за свободу печати.

В этой борьбе есть свои герои и жертвы. В этой борьбе очень многие журналисты, издатели серьезно пострадали и даже погибли. В том числе и ужасной, мученической смертью (как, например, английский типограф Твин в семнадцатом веке). Изучая, как боролись за свои права издатели и журналисты, как они взаимодействовали с властью, мы рассматриваем и принципы, «механизмы» деятельности власти в определенное время, основные моменты государственной политики в области СМИ, принципы взаимоотношений власти и общества.

В итоге пресса, а вместе с ней и гражданское общество отвоевывали себе все больше свобод (именно с боем, с кровью отвоевывали! Никто эти права и свободы «на тарелке с голубой каемочкой» не преподносил). Хотя в отдельные исторические моменты в некоторых странах власть снова отбирала и отбирает у прессы эти права. В целом, это, конечно, очень плохо и тревожно. В то же время нельзя не отметить, что нередко медиамагнаты злоупотребляли свободой печати, использовали (и используют) их не во благо общества, а в своих собственных корыстных интересах. Тем самым дискредитируя в глазах общества не только себя, но и журналистику в целом, подрывая доверие не только к себе лично, но и к журналистике в целом. Когда деятели СМИ допускают слишком много злоупотреблений, когда торгуют своей лояльностью, обменивают влияние СМИ на разные личные выгоды и преференции – журналистика перестает быть «четвертой властью» и становится представительницей «сферы услуг», подтверждает свой статус «второй древнейшей профессии». Конечно, для некоторых так удобнее… Но общество отворачивается от такой журналистики и начинает ее презирать. Тогда как честные, смелые, добросовестные журналисты становятся властителями дум и приобретают такой авторитет, что люди готовы за ними следовать даже на баррикады, бороться и побеждать. В истории журналистики есть много подтверждений этому.

Исторический опыт ясно свидетельствует: если представители власти «наезжают» на продажные, заботящиеся только о своей выгоде СМИ – обществу до этого мало дела. Если же начинают преследовать честную журналистику – общество возмущается и поддерживает ее.

Так что действительно, «зависимость от общества – лучшая независимость» для СМИ.

И, действительно, по-прежнему актуальны (и, наверное, всегда будут актуальны) слова Н.В. Гоголя о том, что «с печатным словом надо обращаться честно». Да, честно и ответственно. В противном случае очень негативные последствия грозят как обществу, так и самой журналистике, являющейся его частью.

Именно следование этому простому принципу позволит вернуть современной российской журналистике во многом утраченное доверие и уважение народа. Кстати, доверие, кроме прочего, положительно отражается и на росте тиражей печатных изданий, и в целом на финансовой независимости, экономическом благосостоянии СМИ.

Если кто-то в это не верит – он просто не знает историю журналистики.

Ее знание может быть очень полезно для действующих издателей редакторов, журналистов в самом практическом и прагматическом плане.

Например, если ты собрался издавать массовое издание, и при этом не знаком с опытом Джозефа Пулитцера и его знаменитой газеты «The N.Y. World», с опытом других выдающихся массовых изданий рубежа XIX-XX вв. – ты многое потеряешь, и тебе придется заново «изобретать велосипед».

Если ты решил заняться расследовательской журналистикой, было бы большой ошибкой с твоей стороны не познакомиться с творчеством и биографиями так называемых «макрейкеров» и вообще выдающихся журналистов-расследователей прошлого.

И какой бы журналистской или литературной работой человек ни решил заняться – он бы многое потерял, если бы не прочел «Сказку бочки» и другие прекрасные памфлеты Джонатана Свифта.

Хотя, еще раз говорю, знакомство с историей журналистики, ее выдающимися представителями, их деятельностью и творчеством полезно не только для журналистов и не только для литераторов.

Надеюсь, хотя бы в какой-то мере я смог вас в этом убедить.

www.evartist.narod.ru , раздел «Библиотека» - там в электронном виде есть много полезной литературы по истории журналистики («История мировой журналистики», «История печати» в двух томах и т.д.).

На любые вопросы готов ответить:

E-mail: [email protected]

Чемякин Юрий Владимирович

2. Глоссарий к лекции

«Зачем нужно знать историю журналистики?»

Главный редактор– лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

Журналист –«лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию»(из Закона РФ «О средствах массовой информации»)

Журналистика –вид общественной и творческой деятельности, связанной со сбором, обработкой и распространением социально-значимой информации.

Издатель – издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

Информация (от лат. Informatia – разъяснение, изложение). Исконное значение этого термина – сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или иным способом (с помощью условных

сигналов, жестов и технических средств различных типов). B сфере коммуникативистики это значение расширяется и углубляется, распространяясь и на обмены информацией между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также и на сигнальные связи в животном и растительном мире. Подобно кибернетикам, видные теоретики в области коммуникативистики склонны рассматривать информацию наряду с коммуникацией в качестве одного из всеобщих свойств материи вместе с такими ее атрибутами, как движение, время и пространство. В более узком смысле термин употребляется для обозначения данных, сообщаемых посредством тех или иных средств связи (message). Профессор Сидни Хед определяет информацию как любой вид коммуникационного материала (слова, картины, символы, жесты, сигналы), “которые должны кодироваться на специальном языке для данного канала связи”.

Масс медиа (mass media) – средства массовой информации. Обосновывая значение этого термина, теоретики американской коммуникативистики (У. Шрамм, У. Риверс, Дж. Гербиер и др.) отмечают, что многие особенности массовых средств информационных связей исторически обусловлены развитием культуры и социальных отношений в условиях рыночного производства на базе индустриального прогресса, создавших объективные предпосылки для превращения информации в продукт купли-продажи в формах дешевого и популярного товара, наделенного тремя основными функциями: развлекательность, распространение новостей о текущих событиях и рекламирование новинок торговли и услуг. Благодаря этому процессу, начавшемуся в CIlIA в ХIХ веке, в ХХ столетии пресса, радио, кино, телевидение и другие информационные средства связи, рассчитанные на широкую аудиторию, органически связываются с различными экономическими структурами индустриального развития общества, способствуя его успехам и регуляции. Качественные сдвиги в развертывании этого процесса наблюдаются во второй половине ХX века, когда в атмосфере электронно-компьютерной революции происходит концентрация и монополизация информационных средств, обретающих значение движущих факторов развития и массовой культуры и массового консьюмеризма в глобализирующихся масштабах. Некоторые исследователи видят в этом путь к планетарной демократизации общественных отношений, но им возражают противники монополизации информационных средств, полагающие, что сосредоточение информационного капитала в лоне крупного частного бизнеса, принося ему доходы, противоречит общественной природе информационных связей. К современным средствам массовой информации коммуникативисты относят — прессу (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели, домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Всем этим средствам присущи объединяющие их качества — обращенность к массовой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения информации.

Массовая информация– «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» (из Закона РФ «О средствах массовой информации»)

Массовая коммуникация (mass communication). В большинстве работ

коммуникативистов это понятие трактуется как процесс не только связи, но и передачи информации группе людей одновременно с помощью специальных средств - масс медиа. Выделяются пять основных особенностей этого процесса: 1) массовость аудитории; 2) ее гетерогенность; З) использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации; 4) быстрое распространение сообщений; 5) относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации, Согласно определению С. Хеда, “можно сказать, что массовая коммуникация — это почти одновременная доставка одинаковой информации посредством ее быстрого репродуцирования и распространения значительному и недифференцированному в массе своей количеству людей”. Только в системном единстве, - поясняет Хед, - все эти особенности образуют понятие массовой коммуникации в его современном значении. Ибо в прежние времена издания книг, например, даже если они предназначались для многих читателей (Библия), лишены были тех условий скоростного тиражирования и доставки потребителям, которые возникают на базе индустриально-технической революции и рыночных отношений, превращающих информацию в товар. Более того, условия, создающие возможность массовой информации, включают не только высокоразвитую технику, необходимую для дешевого репродуцирования и распространения сообщений, но также и урбанизированное, сравнительно грамотное население с покупательной способностью, досуговым временем и некоторой долей потребительской ориентации. Предпосылки для этих условий возникли еще в ХIХ веке, но только в ХX столетии вместе с развитием многотиражной прессы, радио, кинематографа и телевидения массовая коммуникация получила все необходимые возможности для глобальных масштабов. Объясняя это явление, многие аналитики подчеркивают важную роль коммерческого фактора в формировании массовых коммуникаций через массовую печать, радио и телевидение, финансовое благополучие которых зависит от большого количества реализуемой информтоварной продукции среди массовой аудитории.

Паблик рилейшнз (PR) - 1) Самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и ее общественностью; 2) Планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

Печать – 1) то же, что печатание; 2) печатная продукция; 3) периодические издания, пресса, одно из основных средств массовой информации и пропаганды; 4) термин, объединяющий все многообразные способы получения оттисков на бумаге или ином запечатываемом материале (Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника).

Политические коммуникации – любые коммуникации в сфере политики, то есть, коммуникации, так или иначе касающиеся приобретения, удержания и использования политической власти; связь, общение между собой разных субъектов политики, а также общение между субъектами и объектами политики.

Политический диалог– демократическая форма общения людей, направленная на поиск общеприемлемых решений, связанных с функционированием политической власти. «Политический диалог» является частью более широкого понятия «политическая коммуникация», которая может быть как двусторонней, так и односторонней (монологической). Политический диалог же всегда подразумевает двустороннее общение.

Пропаганда –это распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, знаний; процесс распространения идей, норм, взглядов, ценностей, знаний и т.п. с целью внедрения в поведенческие установки людей.

Публицистика - специфический род литературы и журналистики, который рассматривает наиболее актуальные проблемы жизни и деятельности общества, его культуру, политику, философию, экономику и т.д. Публицистические произведения не просто информируют о чем-либо, а содержат авторскую оценку, мнение, пытаются убедить читателя в чем-либо (внушить в сознание определенные ценности, идеалы).

Редакция средства массовой информации – «организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации» (из Закона РФ «О средствах массовой информации»)

Реклама —«информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»(из Закона РФ «О рекламе»)

Средство массовой информации – «периодическое печатное издание, радио-, теле-видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации» (из Закона РФ «О средствах массовой информации»)

3. Список литературы, использованной при подготовке к лекции.

  1. Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.
  2. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. М.: Изд-во МГУ, 2002.
  3. Быков А.Ю. Журналистика в мире коммуникации / Под научной редакцией профессора М.М. Ковалевой. – Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008. Серия «Журналистика и общество».
  4. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.В. Прутцков. М.: Аспект Пресс, 2007.
  5. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М.: Языки русской литературы, 1999.
  6. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
  7. Гуревич С. «Новая рейнская газета» К. Маркса и Ф. Энгельса. М., Госполитиздат, 1958.
  8. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М.: Российско-американский информационный пресс-центр, изд-во «Вагриус», 1997.
  9. Евсеева Л.П. Печать Коминтерна. Лекция для студентов факультетов и отделений журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1974.
  10. Живейнов Н.И. Капиталистическая пресса США. М., Госполитиздат, 1956.
  11. Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. М., «Высшая школа», 1989.
  12. История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия / Сост. Г.В. Прутцков. М., Аспект-пресс, 2007.
  13. История мировой журналистики. Ростов-на-Дону: «Старые русские», 2000 (вариант: История Мировой журналистики. М., Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2004).
  14. История печати: Антология. Т. I, II. М.: Аспект Пресс, 2001.
  15. История печати: Антология: Т. III. М.: Аспект Пресс, 2008.
  16. Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. Екатеринбург: Издат-во Уральского университета, 1996.
  17. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник. Изд. Аспект-Пресс. М., 2001.
  18. Лекции по истории советской и зарубежной журналистики. Свердловск: Изд-во Уральского гос. университета, 1991.
  19. Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007.
  20. Матвеев В.А. Империя Флит-стрит (современная пресса Англии). М., Госполитиздат, 1961.
  21. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2004
  22. Михайлов С.А. Зарубежные СМИ: история и современное состояние. Учебное пособие. СПб, 2005.
  23. Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
  24. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
  25. Познин В.Ф. От Пиктограммы до Интернета: Краткий очерк развития средств информации и коммуникации: Уч. пособие, СПб, 2001.
  26. Попов Ю.В. Публицисты Великой Французской революции. Изд-во МГУ, 1989.
  27. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебник. Изд. РИП-холдинг. М., 1998.
  28. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Изд. РИП-холдинг. 2001.
  29. Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. М., Омега-Л, 2003.
  30. Рэндалл Д. Универсальный журналист / http://journalism.narod.ru/pressa/0029.html
  31. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.
  32. Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. М.: Филол. о-во «Слово»; Эксмо, 2005.
  33. Средства массовой информации России: Учеб. Пособие. М.: Аспект-пресс. 2005.
  34. Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода: Лекции по курсу: Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1998.
  35. Стровский Д.Л. Российская журналистика в эпоху перемен. Из века XX в век XXI. – Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс-Пи», 2006. Серия «Журналистика и общество».
  36. Телерадиоэфир: История и современность. М.: Аспект Пресс, 2005.
  37. Типология периодической печати. Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект-пресс. 2007.
  38. Трыков В.П. История зарубежной журналистики: От истоков до Второй мировой войны: Учеб. пособие. – М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007
  39. Трыков В.П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
  40. Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989.
  41. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999 / http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=229

А ТАКЖЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ПУБЛИЦИСТОВ ПРОШЛОГО:

1. Мильтон Д. «Ареопагитика».

2. Лютер М., Лильберн Дж., Свифт Дж, Дефо Д., Аддисон Дж., Стил Р., Марат Ж.-П., Пейн Т. Памфлеты.

3. Твен Марк. «Разнузданность печати», «Журналистика в Теннесси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Как меня выбирали в губернаторы».

4. Маркс К. «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции», «Дебаты о свободе печати…», «Оправдание мозельского корреспондента» и др. публицистические произведения.

5. Энгельс Ф. «Наброски к критике политической экономии», «Коммунисты и Карл Гейнцен» и др. произведения.

6. Рид Дж. «Десять дней, которые потрясли мир».

7. Уэллс Г. «Россия во мгле».

8. Фучик Ю. «Репортаж с петлей на шее».

9. Киш Э. Очерки, репортажи.

10. Твардовский А. Статьи, репортажи.

11. Симонов К. Статьи, очерки, репортажи.

Список литературы, рекомендуемый студентам по теме лекции

Основная литература

  1. История мировой журналистики. Ростов-на-Дону: «Старые русские», 2000 (вариант: История Мировой журналистики. М., Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2004).
  2. История печати: Антология. Т. I, II. М.: Аспект Пресс, 2001.
  3. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.В. Прутцков. М.: Аспект Пресс, 2007.
  4. История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия / Сост. Г.В. Прутцков. М., Аспект-пресс, 2007.

Дополнительная литература

  1. Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.
  2. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. М.: Изд-во МГУ, 2002.
  3. Быков А.Ю. Журналистика в мире коммуникации / Под научной редакцией профессора М.М. Ковалевой. – Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008. Серия «Журналистика и общество».
  4. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М.: Языки русской литературы, 1999.
  5. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
  6. История печати: Антология: Т. III. М.: Аспект Пресс, 2008.
  7. Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. Екатеринбург: Издат-во Уральского университета, 1996.
  8. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник. Изд. Аспект-Пресс. М., 2001.
  9. Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007.
  10. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2004
  11. Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
  12. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
  13. Познин В.Ф. От Пиктограммы до Интернета: Краткий очерк развития средств информации и коммуникации: Уч. пособие, СПб, 2001.
  14. Попов Ю.В. Публицисты Великой Французской революции. Изд-во МГУ, 1989.
  15. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебник. Изд. РИП-холдинг. М., 1998.
  16. Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. М., Омега-Л, 2003.
  17. Рэндалл Д. Универсальный журналист / http://journalism.narod.ru/pressa/0029.html
  18. Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. М.: Филол. о-во «Слово»; Эксмо, 2005.
  19. Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода: Лекции по курсу: Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1998.
  20. Телерадиоэфир: История и современность. М.: Аспект Пресс, 2005.
  21. Трыков В.П. История зарубежной журналистики: От истоков до Второй мировой войны: Учеб. пособие. – М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007
  22. Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989.
  23. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999 / http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=229

А ТАКЖЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ПУБЛИЦИСТОВ ПРОШЛОГО:

1. Мильтон Д. «Ареопагитика».

2. Лильберн Дж., Свифт Дж, Дефо Д., Аддисон Дж., Стил Р., Марат Ж.-П., Пейн Т. или другие выдающиеся публицисты XVI-XIX вв[1]. Памфлеты.

3. Твен Марк. «Разнузданность печати», «Журналистика в Теннесси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Как меня выбирали в губернаторы».

4. Маркс К. «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции», «Дебаты о свободе печати…», «Оправдание мозельского корреспондента» и др. публицистические произведения.

5. Рид Дж. «Десять дней, которые потрясли мир».

6. Уэллс Г. «Россия во мгле».

7. Фучик Ю. «Репортаж с петлей на шее».

8. Киш Э. Очерки, репортажи[2].

9. Твардовский А. Статьи, репортажи.

10. Симонов К. Статьи, очерки, репортажи.

Рекомендуемые журналы(в которых периодически публикуются серьезные научные статьи по проблемам теории и истории журналистики):

- Вестник Московского университета (Серия 10, Журналистика).

- Известия Уральского государственного университета.

Рекомендуемый сайт (где выложено немало хороших книг по истории журналистики, в том числе из приведенного выше списка рекомендуемой литературы):

www.evartist.narod.ru , раздел «Библиотека»

[1] В частности, публицисты, представленные в хрестоматиях: Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987; Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. Том второй. М., Омега-Л, 2003; Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.В. Прутцков. М.: Аспект Пресс, 2007; Трыков В.П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Камерон», 2004.

[2] Произведения К. Маркса, Дж. Рида, Г. Уэллса, Ю. Фучика и Э-Э. Киша представлены, в частности, в хрестоматии: История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия / Сост. Г.В. Прутцков. М., Аспект-пресс, 2007.

Наши рекомендации