Кружковцы: Критские, Станкевич.
Основные организации конца 20х-начала 30х гг.
1. "Общество любомудрия". 1823-начало30х гг. Литературно-философский кружок, возникший в Москве. В него в разные периоды входили В.Ф.Одоевский, А.И.Комелев, И.В.Киреевский, Н.М.Рожалин, С.П.Шевырев, В.П.Титов и пр. представители элитной дворянской молодежи. Его лидером был Д.В.Веневитинев (умер в 1827г). Члены кружка пытались с помощью философской системы Шеллинга осмыслить историческое предназначение России, видели свою задачу в построении мировоззренческой основы русской культуры и истории.
2. Кружок братьев Критских. 1826-1827гг. Состоял из 6 человек. Его члены анализировали историю и перспективы развития России и мечтали об уничтожении крепостничества. Был разгромлен властями.
3. Сунгуровское общество. 1831г. Состоял из 26 человек. Его руководителями были Н.П.Сунгуров, Я.И.Костенецкий, А.Ф.Кноблох. Общество планировало подготовить вооруженное восстание с привлечением рабочих московских фабрик и городской "черни". Члены кружка были арестованы.
4. Студенческий кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева. 1831-1834гг. Участники: Н.И.Сазонов, Н.М.Сатин, А.Н.Савич, Н.Х.Кетчер и другие студенты Московского университета. Критически оценивали существовавший строй, изучали труды французского социалиста К.А.Сен-Симона, проповедовали ненависть к политическому произволу, декламировали запрещенные стихи и пьянствовали. В 1834г Герцен, Огарев и некоторые другие участники кружка были арестованы и сосланы в отдаленные губернии.
Общественное движение 30х гг.
1. Деятельность кружка Н.В.Станкевича. 1831-1839гг. В разные годы входили: М.А.Бакунин, В.Г.Белинский, В.П.Боткин, К.С.Аксаков, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, Ю.Ф.Самарин и др. Изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались с их помощью объяснить развитие России.
2. Консервативное направление. Оформилось в идейном отношении раньше других течений. Оно было призвано обосновать незыблемость существующих в России порядков и противостоять распространению идущих с Запада идей.
Его наиболее значительными представителями стали историк М.П.Погодин, философ С.П.Шевырев, известные журналисты Я.И.Греч и Ф.В.Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Н.М.Карамзина об исторических особенностях России, Погодин в середине 20х гг. предложил концепцию самобытности России. История страны основана на "вечном начале.русском духе", который воплощается в православии и самодержавии. Крепостничество рассматривается им как система отношений, обеспечивающая органическую связь между землевладельцем и крестьянами. Шевырев доказывал ложность католичества и протестантизма, превозносил православие как "истинное просвещение", обеспечивающее мирное развитие России.
Президент Академии наук С.С.Уваров, ставший в 1834г министром народного просвещения, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832г сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе, была призвана обосновать самобытность России и ее превосходство над Западом. Суть ее заключалась в том, что "самодержавие, православие и народность" как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от тлетворных революционных идей Запада. Все это дополнялось тезисом о необходимости развития европейского образования.
В 1836г в журнале "Телескоп" было опубликовано письмо П.Я.Чаадаева, ставшее своеобразным ответом на пропаганду теории "официальной народности". Чаадаев оценил особенный путь развития России как обрекающий ее на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал изоляцию России от Европы, вызванную принятием православной формы христианства. Автор письма был объявлен антипатриотом, русофобом и вовсе умалишенным и долго находился под надзором полиции.
Славянофилы и запальники.
Общественное движение 40х гг.
1. Славянофилы. Появилось в начале 40х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, К.С и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин и др.
Основные положения: - важнейшей характеристикой российского общества и государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер - в допетровской России власть находилась в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострялись социальные конфликты; самодержавие избавляло общество от политической борьбы - основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности - Россия развивается ненасильственным путем - в России духовные устремления преобладают над материальными ценностями - Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты
Цели: ликвидировать крепостное право, сохранив приэтом общину и патриархальный уклад жизни. Для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский собор. Отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху. Ограничивались творческой и публицистической деятельностью.
Западничество.
Оформилось в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н.Грановского, К.Д.Кавелина, П.В.Анненкова, Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева, В.Г. Белинского.
Основные идеи: - Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей
- необходимо ликвидировать историческое отставание, сохранив при этом национальную идентичность;
- в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского;
общества и просветив народ установить конституционную монархию
- важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность
- необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп
- следует развивать образование и распространять научные знания
Свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность они направляли на формирование общественного мнения для подготовки преобразований. Единственно возможным средством обновления России считали реформы сверху.
Революционная демократия.
Совмещение ряда идей западничества, славянофильства и европейского социализма. Цель - создание социализма. Велись споры о предпочтительности радикальных реформ или народной революции.
Теория "русского общинного социализма" (народничество). Основоположником теории выступил А.И.Герцен, другими идеологами - Н.Г.Чернышевский, Н.П.Огарев, Н.А.Добролюбов, М.А.Бакунин, которые ставили своей целью "достижение социализма как общества справедливости".
Основные идеи: - достичь цели можно, опираясь на сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением
- необходимо двигаться по некапиталистическому пути - от крепостничества к социализму
- крепостничество, "немецкая монархия", патриархальные порядки самой общины душат инициативу и свободу личности
- желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ
- следует ввести гражданские свободы и демократическое правление
В.Г.Белинский занимался публицистической работой и литературной критикой. Герцен издавал в Лондоне газету "Колокол", в которой критиковал русскую действительность и обосновывал теорию "русского социализма". Бакунин участвовал в европейских революциях 1848-1849гг, работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма. Чернышевский развивал и пропагандировал идеи "русского социализма".
4. Петрашевцы.
1845-1849гг. Члены кружка, собиравшегося на квартире М.В.Буташевича-Петрашевского (Н.А.Спешнев, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Плещеев, Ф.М.Достоевский и др.) говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ж.Фурье и других европейских социалистов. Часть их склонялась к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания. Однако все ограничивалось лишь теоретическими дискуссиями и издательской деятельностью. В 1849г кружок был разгромлен.
В общественном движении России в период реформ спорили, боролись за влияние те же течения, которые оформились в 30—50-е гг. XIX в. — накануне реформ.Отмена крепостного права, учреждение земского самоуправления, введение гласного, бессословного судопроизводства — эти и другии перемены,осуществленные властями создали новую общественную реальность. Из ответов на вызовы времени складывались идеология и деятельность консерваторов, либералов, революционеров 60—90-х гг.
Консервативное течение.
Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855—1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Этому способствовали польское восстание 1863г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881 —1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность «учиться у Европы». Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи с коронацией Александра III, «утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного от всяких на нее поползновений».
Либеральное течение.
Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной силой. Тому были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли. Положение изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти». Крупнейшими представителями русского либерализма были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, и др. События 1 марта 1881 г. были восприняты либералами как трагедия. Их влияние на Александра III и власть было маленьким.Либерализм долгие годы не участвовал в политике. Радикальное течение. В 60-х — начале 80-х гг. оно было представлено движением народников. Основой идеологии народничества была теория «общинного социализма», основанной на трудах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый — справедливый и цивилизованный — мир. В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».
В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения — пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Идеологом пропагандистского направления был П. Л. Лавров. М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору».
Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти. В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых людей, — «хождение в народ». Они пытались поднять деревню на бунт, но их попытка провалилась.В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Ее члены осуществляли террористические акты против власти.Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации — «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др) .
1 марта 1881 г. Александр был убит членами народной воли на престол вошел Александр III . Террор, не смог помочь народовольцам добиться своей цели
В »). Формой преодоления народничества стал марксизм. Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве марксистскую группу «Освобождение труда» (1883).
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Кто такие «западники»?
2. Как называлась газета Герцена А. издаваемая в Лондоне?
3. Что означает термин «хождение в народ»?
4. Кем была создана группа «Освобождение труда».
11.Занятие № 35.Тема 10.6.Русская культура XIX века.
1. Архитектура,скульптура;
2. Русская живопись;
3. Театр и музыка;
4. Литература в общественном сознании.
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Архитектура, скульптура.
Конец XVIII и начало XIXвв. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.
Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.
Еще в середине 18 в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.
Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Принципиальное значение имело возведение в начале 19 в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.
Невский проспект, приобрел вид целостного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801 - 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И.Орловским.
В 40 - 50-е годы 19в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Еще одна работа Клодта - памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади.
Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (17886-1858). Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И.Орловским. Ему же принадлежит памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге.
Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского дворца (ныне - Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади.
Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.
После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому - произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.
В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку.
В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа - все это создавало впечатляющий образ музея - хранилища шедевров мирового искусства.
Работа Тона понравились Николаю 1. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.
Русская живопись.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - Оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.
В 1803 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. В это время начинается эпоха академической живописи.
Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Намекнувшими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское детство», многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории.
Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.
В первой половине XIXв. в русскую живописи входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».
Лучшие творения художников попали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.
I-я половина XIX века — яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства.
Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм - европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, — утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции - трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, близкой по духу революционным и вольнолюбивым настроениям.
Имея своей особенностью познание конкретного человека, романтизм стал основой для последующего зарождения и становления реалистического направления, утвердившегося в искусстве во второй половине 19 века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в искусстве — жизни крестьян. Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А.Г. Венецианова. Наиболее же полно реалистические открытия первой половины 19 века отразились в 1840-е годы в творчестве П.А. Федотова.
В целом культурная жизнь данного периода была неоднозначной и многообразной: одни преобладающие тенденции в искусстве сменялись другими. Поэтому исследователи при более детальном рассмотрении искусства первой половины XIX века его обычно делят на два периода — первую и вторую четверти столетия. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Кроме того, говорить о классицизме, романтизме и реализме в чистом виде в этот период не приходится: их разграничение,как хронологически, так и по признакам не является абсолютным.
Живопись в первой половине XIX века приобрело гораздо большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII веке. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, подняло интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Вследствие чего в течение первой четверти столетия впервые возникли общественные организации, основной задачей которых ставилось развитие искусств. Среди этих организаций были такие, как Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество поощрения художников. Появились специальные журналы, предпринимались первые попытки коллекционирования и показа русского искусства. Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. В практику Академии художеств с начала века вошли периодические выставки, которые привлекали немало посетителей. При этом большим достижением был допуск на эти выставки по определенным дням простого народа, что вызывало, тем не менее, возражения некоторых журнальных критиков. Под веянием эпохи, вследствие повышения интереса общества ко всему национальному, была изменена и тематика учебных и выпускных работ в Петербургской Академии художеств: ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, стали частыми темы из отечественной истории.
Одно из известных произведений начала века на историческую тему - картина Дмитрия Ивановича Иванова «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. Художник обращается к истории древней Руси, периода борьбы Новгородского княжества с усиливающимся Московским княжеством. На картине изображен Мирослав, который готовится повести новгородцев на борьбу с Москвой, и принимает от отшельника Феодосия Борецкого меч Ратмира. Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию. Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Лица торжественны и спокойны, доблестные чувства героев выражены лишь при помощи жестов. В этой картине, как и в большинстве произведений Д. Иванова преобладают темно-коричневые тона. Вообще классицисты отводили цвету в живописи второстепенное место, отдавая предпочтение графической стороне изображения, которая, по их мнению, составляла основу картины. Величественная простота, гармония форм, - все это должно соответствовать величию героических помыслов, — вот к чему стремился Д. Иванов. Тем не менее, в произведении обнаруживаются свойственные классицизму отвлеченность, риторическая условность изображения заметные в лицах и жестах героев. Именно эти черты приведут во второй половине XIX века классицистическую живопись к упадку.
Выдающимися достижениями в русском искусстве начала XIX века характеризуется портретная живопись. Русский портрет в течение всего столетия будет являться тем жанром живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Ведь, как известно, большое количество заказов от отдельных лиц художники получали именно на портреты.
Одним из выдающихся мастеров портретной живописи конца XVIII – начала XIX веков был Владимир Лукич Боровиковский. Художник в своем творчестве испытал влияние сентиментализма — литературно-художественного направления, соприкасавшегося порой с классицизмом. Сентиминтализм явился, по существу, предвестником романтизма. В.Л. Боровиковский в своих портретных произведениях начала XIX века верен лирическим женским образам. Характерной является картина «Портрет сестер Гагариных», написанная в 1802 году. Здесь, на фоне пейзажа изображены прильнувшие друг к другу девочки, поглощенные занятием музыкой. Образы девочек являют собой пример нежной чувствительности и душевной чистоты. Пейзажный мотив, следуя канонам сентиментализма, создает представление о естественной красоте деревенского бытия, о сочетании тонких и нежных душевных порывов с красотой природы.
Орест Адамович Кипренский.
Тем не менее самым известным представителем русской портретной живописи этого периода является Орест Адамович Кипренский. Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно. В своих творческих устремлениях Кипренский подвержен влиянию как романтизма, так и классицизма. Произведения художника даже одного периода часто несхожи. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности. В своих произведениях художник наделяет человека духовными качествами — умом, благородством, характером, умением размышлять и чувствовать. Именно поэтому в своих портретах Кипренский преимущественно изображал или выдающихся современников – среди его работ портреты Пушкина, Батюшкова, Жуковского, героев Отечественной войны 1812 года, или свих близких знакомых.
Еще один известный представитель русской живописи начала века - Александр Осипович Орловский. В творчестве Орловского, также как и Кипренского, были ярко выражены романтические тенденции. Художнику были интересны свободные, сильные люди, национальные особенности различных народностей. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Излюбленный романтический образ художника - человек на коне. Всадники и конные сцены в окружении эмоционального пейзажа присутствуют во многих его художественных произведениях.
Знаменитый русский художник-портретист Василий Андреевич Тропинин продолжал свою творческую деятельность более полувека, большую часть жизни при этом, оставаясь крепостным. Лучшие годы творчества художника совпали по времени с периодом расцвета таланта Кипренского. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Однако персонажи Тропинина будничнее и проще, что свидетельствует о следовании художником характерных для того времени новых тенденций к демократизации искусства. Еще одной отличительной особенностью многих произведений Тропинина является их жанровый, бытовой характер.
Еще один известный портретист начала века - Александр Григорьевич Варнек. В своих работах, в отличие от Тропинина, Варнек значительно холоднее и академичнее. Возможно именно поэтому впоследствии художник стал профессором Академии художеств в Петербурге. Показателен чистый и серьезный образ мальчика в произведении «Портрет Н.А. Томилова в детстве», написанном в 1825 году. При всей своей привлекательности он лишен трепетности и эмоциональности детских портретов Кипренского и Тропинина.