Общественное движение в России во второй половине 19 в.
Причины подъема общественного движения. 1-сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя , 2- нерешенность аграрно-крестьянского вопроса. Консерваторы .В него входили: реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Они поддерживали теорию официальной народности.Были за самодержавие, за единение царя с народом, за неприкосновенность частной собственности. Во внешней пол0ке развивали теорию панславизма (единение славянских народов вокруг России.Идеологами были :Победоносцев .Толстой ,Катков. Либералы в него входили обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции.Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они приветствовали предпринимательство, были за сохранение частной собственности.Идеологи: Кавелин,Чичерин, Долгоруков,Гольцев.Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества. Теория «общинного социализма» характеризуется некапиталистическим развитием.Шестидесятники .Они разъясняли народу задачи предстоящей революции и необходимость ликвидации самодержавия. В них входили Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др.«Земля и воля» (1861—1864). Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?». «Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных, социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русском почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом .Их идеологами были — М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым. «Земля и воля»(1876—1879). Программа – осуществе-ие социалистической революции путем свержения самодержавие.Представители: Плеханов,Морозов,Михайлов. «Народная воля» (1879—1881). Ее возглавили A. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, B. Н. Фигнер и др. Программа отражала разочерование в революционном потенциале крестьянских масс . Гл. Задача борьба с государством. Либеральные народники требовали уничтожение остатков крепостничества,ликвидация помещечьего землевладения .Идеологи: Михайловский , Даниельсон, Воронцов.
Золотой век русской культуры.
Литература
Русская литература является одной из наиболее популярных в мире. В России творили такие литераторы, как: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Николай Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие. Изобразительное искусство. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства. Музыка. Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов , Гурилёв, Верстовский, Булахов. Первым крупным представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков. Архитектура. Идеи величия государственной власти выражал ампир в архитектуре ХIX века ряда европейских стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси,) , монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).Также развивалась наука.