Культура Руси периода феодальной раздробленности.

Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи.

Литература: 12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Киевский летописный свод 1198 г.- игумен Выдубецкого монастыря Моисей. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи – внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века, составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. Выдающийся памятник лит-р «Слово о полку Игореве» повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 году

С нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «Слово о погибели земли Русской» литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев. Ремесло: Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали. Особенно интересен «Звериный орнамент»

Музыка: В отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках, свирелях. Дружину было принято приветствовать фанфарами. Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений.

Архитектура: Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице.

В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей. Зодчество Владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар. 1164 – Золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры. 1158 была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея - Успенский собор. Княжеская резиденция – Боголюбовский замок, Храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12 века.

В архитектуре 2-ой половины 12-13 веков характерна выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте

Живопись: развивалась по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только священнослужители. «Икона апостолов Петра и Павла»,» Спас Вседержитель», «Суздальский спас Златые власы», «Ярославский Спас нерукотворный», и «Спас Вседержитель», свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека.

Образование монгольской державы.

Главный источник образования Монгольского государства является «Сокровенное сказание монголов», написанное в 1240 г., а в историографии, наряду со специальными работами, следует выделить книгу В. Чивилихина «Память».

Чингисхан

«Сокровенное сказание», т. е. тайное, рассчитанное на узкий круг придворных, дает биографию Темучина-Чингисхана (1155/1162—1227).Темучин начинает проявлять характер с детства, убив своего брата. Мать отчитывает Темучина и его брата Хасара, соучастника убийства: «Нет у вас друзей, кроме собственной тени». Позднее Темучин, уже провозглашенный в 1206 г. Чингисханом, уничтожит монгольское племя татар, и «татарами» монголов будут именовать лишь со стороны, но какая-то часть татар уцелела и рабски служила Чингисхану. В. Чивилихин, рассуждая о причинах, почему войско Чингисхана называли именем уничтоженного племени, предположил, что какую-то часть плененных татар пускали в сражениях в первых рядах «на убой». Такая тактика у монголов была постоянной. В «Сокровенном сказании» объясняются и причины ненависти Чингисхана к татарам: это была кровная месть, и Чингисхан мстил за отца, отравленного некогда татарами. Татары были уничтожены в конце XII — начале XIII в.

Из этих источников мы получаем сведения как о наружности Чингиса (высокий рост, крепкое телосложение, широкий лоб, длинная борода), так и о чертах его характера. Происходя из народа, по-видимому, не имевшего до него письменности и развитых государственных институтов, Чингисхан был лишѐн книжного образования. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников. Не отказывая себе в радостях жизни, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности Сама Монгольская держава возникла в результате длительных междоусобных войн, в ходе которых разные роды старались уничтожить или подчинить соседей

Т-М взаимодействовали с высокоразвитыми племенами китайцев. Название «Татары» скорее всего, произошло от «китая», который близко к ним относился, которое называли их «татар».

Во главе объединения татарских племен стоял Тимучин. 1206год – формирование монгольского гос-ва. Тимучин – Чингисхан. Он запрещает междоусобицу. Почти единственным наказанием в гос-ве была смерть. Войны выполняли роль регулятора демограф. давления.

Образование Монг. империи было логическим продолжением развития монгольского гос-ва. Главный фактор создания Монг-империи – сила

1207 – начинаются завоеват. походы на племена южной Сибири, Джурджении, Китай. Монголы ядро войска, обрастающего отрядами из завоеванных народов

В 1220 г. столицей Монгольского государства стал город Каракорум

Наши рекомендации