Социальные движения Древней Руси.
Крупные социальные волнения на Руси относятся уже к тому периоду, когда ее первые правители направили усилия на подчинение своей власти союзов племенных княжений. Так, противодействие диктату Киева выразилось в восстании древлян против киевского князя Игоря в 945 г.Непосредственными причинами выступления послужили усиление недовольства родоплеменной знати господством киевского князя и увеличение размеров собираемой с них дани. В данном случае интересы главы союза племенных княжений древлянского князя Мала и рядовых общинников полностью совпали. Древляне убили Игоря во время дополнительного полюдья. Впоследствии его вдова княгиня Ольга- правительница Руси в 945-957 гг.- жестоко отомстила им. Сначала в Киеве по ее приказанию были убиты древлянские послы, а затем на землю древлян был организован и карательный поход. Город Искоростень - центр древлянских земель был сожжен, а жители перебиты или обращены в рабство.
На протяжении X в. древляне и полочане неоднократно поднимали восстания, а восточно-славянская общность вятичей вплоть до второй половины XI в. сохраняла свою самостоятельность. Только к концу XI в. на Руси постепенно стало формироваться внутреннее единство, и она начала обретать государственно-политическую стабильность. Однако корни сепаратизма подчинившихся союзов племенных княжений еще сохранялись, примерами этому могут служить особое положение полоцких князей и особый статус Новгорода.
С образованием государства Русь происходили перемены в социальной структуре общества. Шел неизбежный процесс дифференциации общества, сопровождавшийся распадом родоплеменных отношений, а формировавшаяся княжеско-боярская дружинная верхушка вела наступление на земли свободных общинников - людей и смердов.
В летописях сохранилось описание значительного социального движения в Северо-Восточной Руси в 1024 г.Это был голодный год. Распространился слух, что бояре скрывают хлебные запасы, поэтому в Суздале возник мятеж против богачей, их дворы были разграблены. Социальным взрывом городских низов воспользовались языческие жрецы-волхвы, которые попытались превратить социальный протест в религиозный. Чтобы подавить бунт, была направлена дружина, которую возглавил сам великий князь Ярослав Владимирович Мудрый. Вступив на Суздальскую землю, он приказал схватить и казнить волхвов. Лишь после этих событий социальное возмущение пошло на спад.
Для конца 60-х - начала 70-х гг. XI в. характерны частые выступления как сельского, так и городского населения в различных землях Древней Руси. В Ростовской земле вновь, как и в Суздале, волхвы встали во главе движения смердов на Волге и Шексне. Оно было подавлено воеводой князя Святослава Яном Вышатичем. В 1071 г. отмечались волнения в Новгороде, которые были вызваны стремлением его жителей покончить с тягостной зависимостью от Киева. Движение новгородцев также возглавил языческий волхв, "возводивший хулу на христианскую веру". Восставшие чуть не расправились с новгородским епископом. Это социальное выступление было подавлено с большим трудом.
Наиболее значимыми являются городские восстания, которые происходили в Киеве в 1068 и 1113 гг. Так, восстание киевлян в 1068 г. было связано с разгромом половецкими ордами войска сыновей Ярослава Мудрого на р. Альте. Побежденная княжеская дружина братьев Изяслава и Всеволода укрылась в Киеве и ожидала появления врагов. В это время в городе началось брожение. Ополченцы, собравшись на вече на торговой площади, обратились к Изяславу с требованием продолжить борьбу с половцами. Здесь же прозвучали обвинения в адрес князя и бояр в необоснованных поборах. Ремесленно-торговая часть Киева взбунтовалась, и восставшие холопы растерзали прибывшего в Киев новгородского епископа, пытавшегося их успокоить. Княжеский дворец был захвачен восставшими, разгромлено несколько боярских дворов. Изяслав и его брат скрылись у своего родственника польского короля Болеслава Смелого, а в это время на киевский престол был возведен освобожденный из заточения ("из поруба") полоцкий князь Всеслав. Вскоре черниговский князь Святослав разгромил половцев, что позволило великому князю Изяславу вместе с поляками силой вернуть себе Киев. Десятки горожан были казнены, многие из активных участников бунта ослеплены.
Следующим крупным выступлением в Киеве стали события 1113 г. Рост ростовщичества, закабаление свободных общинников и горожан, постоянные межкняжеские распри, сопровождавшиеся разорением сел и городов, увеличение поборов вызвали крайнее недовольство населения. Поводом к восстанию послужила неожиданная смерть великого киевского князя Святополка Изяславича, крайне непопулярного из-за своего сребролюбия. (Например, он активно спекулировал солью и хлебом.) Срочно созванный в Софийском соборе киевским митрополитом Никифором совет бояр и старших дружинников потребовал призвания в Киев 60-летнего князя Владимира Мономаха, который в это время княжил в Переславле. Однако Мономах поначалу отказался от престола. Тогда на следующий день большая толпа горожан осадила великокняжеский дворец. После этих бурных событий Владимир Мономах внял просьбам митрополита и киевского боярства и в апреле 1113 г. торжественно вступил в Киев вместе со своей дружиной. Вскоре был утвержден "Устав Владимира Всеволодовича" ("Устав о резах"), определивший систему взимания долгов и выплаты процентов, что ограничило произвол ростовщиков и снизило социальный накал. Восстание в Киеве заставило княжеско-боярскую верхушку Русских земель на время прекратить междоусобицы, что позволило Владимиру Мономаху в годы его правления восстановить государственное единство Руси и обеспечить стабильность се социально-политического развития.
Однако достигнутый в древнерусском обществе социальный мир не был длительным. Межкняжеские распри после кончины в 1132 г. сына Мономаха - великого князя Мстислава II Великого - вновь обострились. Развернувшаяся борьба за киевский великокняжеский престол резко снизила авторитет и влияние великого князя киевского как главы рода Рюриковичей.
Особое значение в этот период приобрели вечевые органы управления, возглавляемые боярской и посадской верхушкой, которая то поддерживала, то отвергала того или иного претендента на княжеский стол. Например, закрепившийся на короткое время в Киеве могущественный ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий так и не сумел сохранить единство распадающихся Русских земель. Причиной этому послужила позиция киевских бояр, считавших князя Юрия чужаком, не отражавшим их интересов. Не случайно многие современники полагали, что внезапная кончина Юрия Долгорукого в Киеве в мае 1157 г. была вызвана отравлением. В день похорон князя киевляне разгромили его двор и, перебив суздальцев, захватили и поделили их имущество. Таким образом киевляне выразили свою ненависть к пришлому князю.
На первые десятилетия XII в. приходится заключительный этап формирования "боярско-республиканского" политического устройствав "Господине Великом Новгороде", в этот период окончательно утверждается институт посадничества. Замещение посадничих должностей исключительно новгородскими боярами привело к существенным социальным последствиям, которые выражались прежде всего в соперничестве боярских группировок Великого Новгорода, вовлекавших в свои распри и городские низы.
Утратив контроль над назначением посадников, киевский великокняжеский стол на некоторое время еще сохранял свое влияние в Новгороде за счет назначения туда князя, являвшегося наместником великого князя киевского. Как правило, новгородскими князьями-наместниками становились старшие сыновья великих князей, наследовавшие затем общерусский престол. Но уже в 1118 г. новгородская верхушка воспротивилась присылке вместо князя Мстислава Владимировича его сына и соответственно внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Этот заговор новгородской знати был подавлен самим Мономахом. Но сразу же после его кончины новгородцы смогли перестроить отношения с властью наместника, заменив назначение князя его избранием, что предусматривало установление договорных отношений. Положение Всеволода в Новгороде осложнилось еще больше после смерти Мстислава Великого. Когда князь попытался найти поддержку у новгородцев в очередной межкняжеской борьбе за власть, против него выступили все слои населения. В мае 1136 г. по приговору веча князь был заключен под стражу, а затем выслан из города. Впоследствии князья в Великом Новгороде правили лишь по приглашению городской общины.
После событий 1136 г. в Новгороде усилились позиции боярства. Таким образом, под влиянием социального движения, объединившего верхушку новгородского общества и его социальные низы, в первой половине XII в. складываются институты боярской республики. В 1156 г. были проведены первые независимые от киевского митрополита выборы новгородского епископа (позднее - архиепископа).
Важной вехой в развитии древнерусской общественно-политической мысли стало появление "Поучения" Владимира Мономаха (1099). В этом произведении князь Владимир говорит об идеальном русском князе, который беспрекословно подчиняется старшему в роде, живет в мире и согласии с равными себе князьями, не притесняет "младших" князей и бояр, по возможности избегает ненужного кровопролития, строго соблюдает христианские заповеди, неустанно трудится. Одной из обязанностей князя Мономах считает праведный суд, защиту смердов, убогих и вдовиц от притеснений. Свои наставления он подкрепляет примерами из собственной жизни.
Государство Русь и его соседи в ІХ-Х вв.Становление и развитие Древнерусской державы проходило в тесном взаимодействии с окружающими его народами и государствами на фоне относительно благоприятной внешней обстановки. В отличие от государств Западной Европы, объединенных в этот период в "Священную Римскую империю", Русь (Русская земля) возникла не на основе древнеримской цивилизации, а в результате объединения различных этнических общностей, существовавших в догосударственной фазе развития на обширной территории. Вместе с тем образование Древнерусского государства четко вписывалось в хронологию государственно-политического развития, протекавшего в IX X вв. на Европейском континенте.
Еще в 860 г.русские дружины совершили морской поход на столицу Византии Константинополь (Царьград), в летописях эта военная акция связана с именами киевских правителей - князей-конунгов Аскольда и Дира. В 907 г.поход на Царьград предпринял князь Олег. Его войском окрестности Константинополя были опустошены, а византийцы выплатили Олегу дань. Но главным результатом стало заключение договоров (их тексты сохранились в "Повести временных лет"), регламентировавших пребывание русских послов и купцов в столице Византии и предоставлявших им льготы. Неудачный поход на Константинополь осуществил в 941 г. князь Игорь: русские боевые "ладьи" были сожжены "греческим огнем". Второй поход Игоря в 944 г. завершился заключением нового договора с Византией, но на менее выгодных, чем при Олеге, условиях. Текст договора также сохранился в летописи. Наконец, в 946 или 957 г. (точная дата спорна) княгиня Ольга совершила поездку в Константинополь и приняла здесь крещение, что, однако, не привело тогда к закреплению христианства как государственной религии Руси.
Активную внешнюю политику проводил сын Игоря и Ольги выдающийся полководец Древней Руси киевский князь Святослав. Во второй половине 960-х гг. воины Святослава разгромили Хазарский каганат, разрушили его столицу Итиль, покорили предков осетин - ясов и предков адыгейцев - касогов, а затем заняли стратегически важный хазарский город на Дону - крепость Саркел (Белая Вежа). В итоге на некоторое время Волжский торговый путь в значительной степени оказался под контролем Руси.
В 967 г. по приглашению императора Никифора II Святослав выступил против воевавшей с Византией Дунайской Булгарии, разбил болгар и обосновался на Нижнем Дунае. Внешнеполитическая активность русских дружин уже создавала угрозу самой Византии, тем более что Святослав вынашивал планы переноса столицы своего государства в болгарские земли. Однако летом 968 г. он был вынужден вернуться на Русь, так как воспользовавшись отсутствием великого князя и, возможно, подкупленные византийцами кочевники-печенеги едва не захватили Киев. Разгромив печенегов, Святослав в том же году вернулся на Дунай и начал борьбу с Византией, которая закончилась неудачей: в 971 г. новый император Иоанн I Цимисхий предпринял осаду крепости Доростоль (на правом берегу Дуная), Святослав вынужден был заключить с Византией договор, по которому он терял свои завоевания на Балканах и должен был вернуться на Русь. На пути к Киеву в 972 г. во время переправы у Днепровских порогов князь-воин был предательски убит печенегами.
Важную роль в расширении территории Руси сыграл поход сына князя Святослава Владимира Святого в 981 г. на Червенскую землю, ранее захваченную Польшей. В результате успешных походов Владимира на вятичей, литовцев, радимичей и волжских болгар, осуществленных в 983-985 гг., положение Руси значительно укрепилось. Для организации обороны от возросшего в конце X в. натиска печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей, представлявших систему городов-крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и Стугна.
Внешняя политика Киевской Руси в эпоху расцвета державы Рюриковичей. Наибольшего могущества Киевская Русь достигает в правление Ярослава Мудрого и его внука Владимира Мономаха в XI - первой четверти XII вв. В этот период государство Русь выступает как влиятельнейшая держава в Европе. Породниться с династией Рюриковичей считалось весьма почетным среди всех европейских правителей. Ярослав Мудрый осуществляет невиданную по масштабам международную политику, закрепляя свое влияние на общеевропейские дела путем оформления целого ряда династических браков.
Сам он был женат на Ингигерде - дочери шведского короля Олафа, его старший сын Изяслав женился на дочери польского короля Мешко II. В результате этого брака был оформлен временный военно-политический союз между Польшей и Русью. Сын Святослав был женат на дочери немецкого маркграфа, сын Всеволод - на Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, а внук Владимир был женат на Гите - дочери последнего англо-саксонского короля Гаральда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. Дочери Ярослава были выданы замуж: Анастасия - за короля Венгрии Андрея, Елизавета - за короля Норвегии Харальда, а после его смерти она стала женой датского короля Свейна. Анна Ярославна стала женой французского короля Генриха I, причем после его смерти она в 1060-1066 гг. была даже регентшей Франции при своем малолетнем сыне Филиппе I.
В 1037 г. произошло последнее крупное сражение русских дружин с печенегами, которые были разгромлены под Киевом и уже перестали представлять опасность для Руси. Но в 1043 г. обострились русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном новгородским князем Владимиром. Однако поход закончился разгромом русского войска. Этот период характеризуется стабильностью государственно-политической структуры, системы управления и территориальной целостностью Русских земель.
После смерти Ярослава в 1054 г. и раздела княжений между его сыновьями некоторое время еще сохранялась внутриполитическая и внешняя стабильность государства. Однако единство Руси, подобно другим раннесредневековым европейским государствам, было непрочным. В этот период возросла и экспансия новых орд кочевников на южных рубежах Руси. В 1055 г. русские впервые встретились с половцами (кипчаками, куманами) - тюркским кочевым этносом: они сменили печенегов и торков в причерноморских степях. Тогда же у границ русских владений расположилась половецкая орда хана Болуша. Поначалу русско-половецкие отношения складывались миролюбиво, но уже в 1060 г. половцы предприняли первую попытку разграбить Русские земли. Она была неудачной: черниговский князь Святослав Ярославич с вчетверо меньшей дружиной на р. Снови сумел нанести мощный удар кочевникам. Но уже в феврале следующего года тяжелое поражение от орды хана Сокала потерпел переяславский князь Всеволод Ярославич.
В 1068 г., объединив свои силы, половецкие орды во главе с ханом Шаруканом двинулись на Русь. В открытом бою с ними на р. Альте трое братьев - князей Ярославичей потерпели поражение и бежали в свои города. Как было сказано выше, в Киеве началось восстание горожан, требовавших у великого киевского князя Изяслава оружия и коней, чтобы биться с половцами. Изяслав Ярославич бежал в Польшу. Тем временем его брату и союзнику Святославу Ярославичу удалось разбить значительную часть половецких сил и взять в плен Шарукана. Весной 1069 г. Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский престол. Однако союзнические отношения между братьями Ярославичами были подорваны, и в 1073 г. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава, которому пришлось на этот раз отправиться в четырехлетние скитания по Европе, в ходе которых он просил помощи у польского короля и папы римского. Киевским князем стал его брат Святослав, а после смерти последнего в 1076 г. престол занял Всеволод, но в следующем году ему пришлось уступить Киев Изяславу, вновь двинувшемуся на Русь с польским войском.
С 1092 г.на Руси наступает период постоянной борьбы с половцами, что привело к отсутствию в эти годы усобиц. Владимир Мономах и Святополк Изяславич организовали несколько успешных походов в половецкую степь в 1103, 1107 и 1111 гг.; были разбиты ханы Шарукан (возглавлявший еще поход на Русь в 1068 г.), Боняк, Урусоба и Сугра. Половецким ордам был нанесен сокрушительный удар. Несколько десятилетий половцы не осмеливались приближаться к границе Руси. Лишь их отдельные отряды участвовали на стороне тех или иных князей во все-таки иногда вспыхивающей междоусобной борьбе.
Владимиру Мономаху удалось предотвратить опасность, угрожавшую Южной Руси со стороны половцев; одна из орд во главе с сыном Шарукана Отроком была даже вынуждена уйти из Подонья на Северный Кавказ. Это позволило в 1116-1118 гг. князю Владимиру организовать военно-политическое наступление на Византию. Хотя оно и не увенчалось успехом, тем не менее, произошло упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.
Культура Древней Руси.
Важнейшим событием IX в. является принятие Русью христианства.До принятия христианства, во второй половине IX в была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменностьна основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на язык Священное писание. Русская литературародилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент - телячья кожа.Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие XI в.) и Евангелие (XII в.). Кириллом и Мефодием были переведены на старославянский, книги Священного Писания. Вся древнерусская литр делится на переводную и оригинальную(конец XI - началу XII вв.. - "ПВЛ", "Сказание о Борисе и Глебе"). Жанровое разнообразие – летописание (писали специально обученные монахи), житие (жизнеописания знаменитых епископов, , патриархов, монахов – «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия»), слово («слово о законе и благодати» Илариона), позднее - поучение («Поучение Владимира мономаха») Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер.XI в. Антоний и Федосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество) на Руси.В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.). В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке. Живопись- Иконами, фресками и мозаикой. Музыкальное искусство- церковное пение, светская музыка. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.