Тема 4. Политическая и правовая мысль в Средние Века
1. Учение Аврелия Августина.
Важнейшим идеологом церкви и западной патристики был епископ Гиппона Северная Африка Аврелий Августин в православии – Августин Блаженный 354 – 430 гг.. Учение Августина, вобрав в себя наследие поздней античности, стало частью патристики – трудов отцов христианства, за что он был канонизирован римской церковью. Мировоззрение Августина сложилось на сочетании христианской мистики и мифологии. Он считал, что история
человеческого общества подчинена божественному провидению, известному только Богу. Мистически осмысленная диалектика истории представлена в трактате «О граде Божием». В «Исповеди» Августин исследует причины проступков и преступлений, называя в качестве таковых нарушения общественного договора, укрепленного законом и обычаем государства или народа. Греховный земной град рушится. Пример тому – падение Рима. Автор пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим» – общиной праведников, следующих божественным установлениям. В земном граде люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу; в небесном граде – по духу; здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе. Государство эволюционирует и придет к совершенству, если не погрязнет в грехе. В вопросе о формах государства Августин придерживается традиционного деления на правильные и неправильные, не отдавая предпочтения ни одной из них. Любая форма возможна, когда уважают Бога
и человека, т.е. соблюдает верность заветам религии. В процессе обоснования своих теологических воззрений Августин зачастую обращается к правовым вопросам. Основополагающее значение в его подходе к праву занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем
и в области человеческих отношений. Законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право.
2. Учение Фомы Аквинского
Авторитет Авгутина Блаженного оставался незыблемым до появления в XIII в. другого светила теологии – Фомы Аквинского Аквината 1225-1274 гг. В XIII в. завершилось создание системы схоластики – католической теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. Схоласты, используя рационалистический и формально-логический подходы, попытались обосновать догматы веры, рационально доказать иррациональные истины. Работы Фомы Аквинского – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». Он вернулся к античным представлениям о праве и государстве, признал значение римского права и трактовку естественного характера государства. По мнению Фомы Аквинского, в людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. по этой естественной причине и возникает политическая общность государство. Учреждение государственности аналогично процессу сотворения мира Богом. Цель государства – «общее благо». Фома Аквинский выделяет три чистые, правильные формы монархия, аристократия, полития и три извращенные тирания, олигархия, демагогия или демократия. Принцип деления на формы – отношение к общему благу. Интерес представляет учение о многоярусной
31 32
иерархичной системе права, соединяющее знания о римском праве с | Пиллиус, Ваккариус, Рогериус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы были | ||||||
патристикой. На вершине системы права – «вечный закон» божественное | изданы Аккурсиусом в середине XIII в. сборник Glossa Ordinaria, игравший в | ||||||
провидение-универсальные нормы, не доступные человеческому сознанию и | судах роль источника действующего права. Целью данной школы являлось | ||||||
воплощенные в божественном законе, который передается с помощью | изучение собственно римского права без наслоившихся на него последующих | ||||||
откровения и содержится в Библии и видениях святых. Вечный закон | норм. Приверженцы римского права легисты не ограничивались одним | ||||||
заключен в Боге, а естественный закон есть отражение вечного закона в | только его изучением и комментированием, но занимались еще и тем, что | ||||||
человеческом разуме. Естественный закон предписывает стремиться к | приспосабливали его к экономическим и политическим изменениям, которые | ||||||
самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину Бога и | объективно происходили в феодальном обществе. Глоссаторы считали, что | ||||||
уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит | изучение позитивного права не может обойтись без догматической и | ||||||
человеческий позитивный закон. Его предназначение – силой и страхом | систематической обработки. Соотношение права и закона глоссаторы решили | ||||||
принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Наиболее | в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были | ||||||
несовершенен – человеческий закон. Нормы человеческого закона могут быть | законниками, стоявшими у истоков европейского легизма. | ||||||
в разных странах несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми, | Возникли школы канонического права, занимавшиеся систематизацией | ||||||
образует «право народов». Специфическое в них – образует «право граждан» | источников. Теоретической предпосылкой канонического права служило | ||||||
каждого отдельного государства. Право -сфера правды, справедливости. | представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и | ||||||
Справедливостью Аквинский считал постоянное стремление воздавать | вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто | ||||||
каждому свое. Действие, воплощающее подобное стремление и уравненное с | светский характер. Первая кодификация канонического права – «кодекс | ||||||
другим действием, есть право. Правовым человеческое установление является | Грациана» XII в.. | ||||||
только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Фома | Кодификация обычного права происходит в складывающихся | ||||||
Аквинский | был | провозглашен | католической | церковью | святым, | национальных государствах: Англии и Франции. Среди представителей | |
«ангелическим доктором». В 1879 | г. его | учение | томизм объявлено | данной школы – Г. Брэктон « О законах и обычаях Англии» и Ф. де Боманур | |||
«единственно истинной философией католицизма». В наше время | « Кутюмы Бовези». Бове — город в королевском домне на Северо-востоке | ||||||
официальной философией Римской курии и христианской демократии | Франции, чье обычное право кутюмы стали моделью для многих других | ||||||
является неотомизм (см. Ж. Маритен). | областей. | ||||||
3. Против притязаний католической церкви на светскую власть | 5. Возникновение и становление политических и правовых идей в | ||||||
выступил Марсилий Падуанский 1275 1289 – 1343 гг.. В работе «Защитник | средневековой Руси. | ||||||
мира» он доказывал, что попытки церкви вмешаться в светские дела сеют | Генезис русской политической мысли связан с историей | ||||||
раздоры и лишают мира государства. Он выдвинул идею народного | Древнерусского государства. Вечевые собрания, принятие христианства, | ||||||
суверенитета, объявляющую народ источником политической власти и | составление первого правового сборника Русская правда, установление | ||||||
высшей ее инстанцией. Правительство должно быть подзаконно и выбираться | сильной власти великого князя, феодальная раздробленность, эпоха | ||||||
народом. От него исходит вся власть – как светская, так и духовная. Под | суверенитета Золотой Орды образование русского централизованного | ||||||
народом автор подразумевал только лучшую его часть par valentior -значимая | государства, абсолютизм, буржуазные реформы и революции – все это | ||||||
часть. | способствовало развитию политико-правового мышления. Наличие | ||||||
4. Средневековая юридическая мысль | отдельного учебника по ИППУ России и весьма значительные отличия от | ||||||
Основой развития средневековой юридической мысли стали римское | западноевропейского политико-правового развития делают целесообразным | ||||||
право и римская юриспруденция. Значительное внимание уделялось | отдельное ознакомление с ИППУ России после изучения остальных тем. | ||||||
соотношению римского и местного готского, лангобардского и др. права, | Первый политический трактат «Слово о законе и благодати» написан | ||||||
трактовке роли римского права для восполнения пробелов местных обычаев и | киевским митрополитом Иларионом середина XI в.. Он считал «благодать» | ||||||
кодификации. В западноевропейском средневековье кроме римского права | синонимом истины, а «закон» – его тенью. Для автора было характерно | ||||||
действовало право каноническое церковное и обычное. Начало возрождения | употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так | ||||||
интереса к римскому праву положило основание Ирнерием 1065 – 1125 | как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина. | ||||||
школы глоссаторов или экзегетов в Болонье. Глоссаторы основное внимание | Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не | ||||||
уделяют толкованию текста источников римского права – Свода Юстиниана, | нуждается в Законе. Истина связана с достижением христианином высокого | ||||||
особенно, | Дигест. | Представителями | школы | глоссаторов были | Булгар, | нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и |
33 34
следованием ему в своей жизни. Закон и истина не противопоставлены друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. Политико-юридические проблемы, затронутые Иларионом представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике князя, ответственности за управление страной были восприняты русской политико-правовой мыслью.
Идея единовластия рассматривается в плане внутриполитических и социальных отношений в «Молении Даниила Заточника» конец XII -начало XIII вв.. Центральной политической идеей произведения служит идеализированный образ Великого князя. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих подданных, защищать их от произвола.
6. Политическая и правовая мысль Арабского Востока VII-XV вв.. Мусульманское право шариат сформировалось в Арабском халифате в
VII – X вв. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридические предписания Корана, как божественного слова. Вторую группу составляет Сунна – речения и деяния прока Мухаммада. Третью группу составляют нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе таких источников, как единогласное мнение «иджма» наиболее авторитетных правоведов и умозаключение по аналогии «кияс». в качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, имеется как прямые указания например, мирас – раздел наследства, так и общие положения, имеющие отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами факихами. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны имеет казуальное происхождение. Начиная с VIII в., главную роль в ликвидации пробелов и в приспособлении мусульманских предписаний к потребностям общественного развития взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-мазхабов и их последователи. В процессе развития мусульманского правоведения фикх – право и доктрина права в суннизме к X в. сложилось несколько мазхабов религиозно-правовые школы. Ханафиты самый распространенный мазхаб, в том числе в России признают источником права – Коран, Сунну, иджму, кияс, и местные обычаи
– урф ва адат. Ни одна из норм фикха не может противоречить Корану. После создания четырех толков и выработки исламской догматики X в. было признано невозможным дальнейшее развитие права: «двери иджтихада были закрыты».
С XI в. утвердилось мнение среди правоведов – суннитов о начале «века традиции» «таклид». Мусульманское право развивалось в рамках правовых школ-толков. Мусульманское право представляет собой пример «права юристов». Правовые решения по конкретным случаям мусульманские юристы предпочитали искать путем рационального осмысления общих предписаний – ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и в сунне, или в индивидуальных решениях, вынесенных сподвижниками пророка. Мусульманское право давало широкий простор для выбора судей – кади или казыев. Поэтому мусульманское право называют «юстицией казыев».
Политико-правовые вопросы были предметом исследования ряда мусульманских философов: Абу – аль – Фараби 870 –950 гг., Аль Маварди 974-1058 гг.; Ибн Халдун 1332-1406 гг.. Ибн Халдун выделял три разновидности форм правления – «естественную» монархию, «политическую» монархию и халифат. Власть халифа над подданными опирается на мусульманско-правовые основы и направлена на защиту веры и вершение земных дел. Теория халифата была признана классической, не подлежащей критике. Арабская политико-правовая мысль напрямую проповедовала мусульманскую доктрину, применяя ее к проблемам государства и права.