Тема 4. Политическая и правовая мысль в Средние Века

1. Учение Аврелия Августина.

Важнейшим идеологом церкви и западной патристики был епископ Гиппона Северная Африка Аврелий Августин в православии – Августин Блаженный 354 – 430 гг.. Учение Августина, вобрав в себя наследие поздней античности, стало частью патристики – трудов отцов христианства, за что он был канонизирован римской церковью. Мировоззрение Августина сложилось на сочетании христианской мистики и мифологии. Он считал, что история

человеческого общества подчинена божественному провидению, известному только Богу. Мистически осмысленная диалектика истории представлена в трактате «О граде Божием». В «Исповеди» Августин исследует причины проступков и преступлений, называя в качестве таковых нарушения общественного договора, укрепленного законом и обычаем государства или народа. Греховный земной град рушится. Пример тому – падение Рима. Автор пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим» – общиной праведников, следующих божественным установлениям. В земном граде люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу; в небесном граде – по духу; здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе. Государство эволюционирует и придет к совершенству, если не погрязнет в грехе. В вопросе о формах государства Августин придерживается традиционного деления на правильные и неправильные, не отдавая предпочтения ни одной из них. Любая форма возможна, когда уважают Бога

и человека, т.е. соблюдает верность заветам религии. В процессе обоснования своих теологических воззрений Августин зачастую обращается к правовым вопросам. Основополагающее значение в его подходе к праву занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем

и в области человеческих отношений. Законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право.

2. Учение Фомы Аквинского

Авторитет Авгутина Блаженного оставался незыблемым до появления в XIII в. другого светила теологии – Фомы Аквинского Аквината 1225-1274 гг. В XIII в. завершилось создание системы схоластики – католической теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. Схоласты, используя рационалистический и формально-логический подходы, попытались обосновать догматы веры, рационально доказать иррациональные истины. Работы Фомы Аквинского – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». Он вернулся к античным представлениям о праве и государстве, признал значение римского права и трактовку естественного характера государства. По мнению Фомы Аквинского, в людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. по этой естественной причине и возникает политическая общность государство. Учреждение государственности аналогично процессу сотворения мира Богом. Цель государства – «общее благо». Фома Аквинский выделяет три чистые, правильные формы монархия, аристократия, полития и три извращенные тирания, олигархия, демагогия или демократия. Принцип деления на формы – отношение к общему благу. Интерес представляет учение о многоярусной

31 32


иерархичной системе права, соединяющее знания о римском праве с Пиллиус, Ваккариус, Рогериус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы были
патристикой. На вершине системы права – «вечный закон» божественное изданы Аккурсиусом в середине XIII в. сборник Glossa Ordinaria, игравший в
провидение-универсальные нормы, не доступные человеческому сознанию и судах роль источника действующего права. Целью данной школы являлось
воплощенные в божественном законе, который передается с помощью изучение собственно римского права без наслоившихся на него последующих
откровения и содержится в Библии и видениях святых. Вечный закон норм. Приверженцы римского права легисты не ограничивались одним
заключен в Боге, а естественный закон есть отражение вечного закона в только его изучением и комментированием, но занимались еще и тем, что
человеческом разуме. Естественный закон предписывает стремиться к приспосабливали его к экономическим и политическим изменениям, которые
самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину Бога и объективно происходили в феодальном обществе. Глоссаторы считали, что
уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит изучение позитивного права не может обойтись без догматической и
человеческий позитивный закон. Его предназначение – силой и страхом систематической обработки. Соотношение права и закона глоссаторы решили
принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Наиболее в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были
несовершенен – человеческий закон. Нормы человеческого закона могут быть законниками, стоявшими у истоков европейского легизма.
в разных странах несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми, Возникли школы канонического права, занимавшиеся систематизацией
образует «право народов». Специфическое в них – образует «право граждан» источников. Теоретической предпосылкой канонического права служило
каждого отдельного государства. Право -сфера правды, справедливости. представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и
Справедливостью Аквинский считал постоянное стремление воздавать вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто
каждому свое. Действие, воплощающее подобное стремление и уравненное с светский характер. Первая кодификация канонического права – «кодекс
другим действием, есть право. Правовым человеческое установление является Грациана» XII в..
только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Фома Кодификация обычного права происходит в складывающихся
Аквинский был провозглашен католической церковью святым, национальных государствах: Англии и Франции. Среди представителей
«ангелическим доктором». В 1879 г. его учение томизм объявлено данной школы – Г. Брэктон « О законах и обычаях Англии» и Ф. де Боманур
«единственно истинной философией католицизма». В наше время « Кутюмы Бовези». Бове — город в королевском домне на Северо-востоке
официальной философией Римской курии и христианской демократии Франции, чье обычное право кутюмы стали моделью для многих других
является неотомизм (см. Ж. Маритен).         областей.
3. Против притязаний католической церкви на светскую власть 5. Возникновение и становление политических и правовых идей в
выступил Марсилий Падуанский 1275 1289 – 1343 гг.. В работе «Защитник средневековой Руси.
мира» он доказывал, что попытки церкви вмешаться в светские дела сеют Генезис русской политической мысли связан с историей
раздоры и лишают мира государства. Он выдвинул идею народного Древнерусского государства. Вечевые собрания, принятие христианства,
суверенитета, объявляющую народ источником политической власти и составление первого правового сборника Русская правда, установление
высшей ее инстанцией. Правительство должно быть подзаконно и выбираться сильной власти великого князя, феодальная раздробленность, эпоха
народом. От него исходит вся власть – как светская, так и духовная. Под суверенитета Золотой Орды образование русского централизованного
народом автор подразумевал только лучшую его часть par valentior -значимая государства, абсолютизм, буржуазные реформы и революции – все это
часть.             способствовало развитию политико-правового мышления. Наличие
4. Средневековая юридическая мысль       отдельного учебника по ИППУ России и весьма значительные отличия от
Основой развития средневековой юридической мысли стали римское западноевропейского политико-правового развития делают целесообразным
право и римская юриспруденция. Значительное внимание уделялось отдельное ознакомление с ИППУ России после изучения остальных тем.
соотношению римского и местного готского, лангобардского и др. права, Первый политический трактат «Слово о законе и благодати» написан
трактовке роли римского права для восполнения пробелов местных обычаев и киевским митрополитом Иларионом середина XI в.. Он считал «благодать»
кодификации. В западноевропейском средневековье кроме римского права синонимом истины, а «закон» – его тенью. Для автора было характерно
действовало право каноническое церковное и обычное. Начало возрождения употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так
интереса к римскому праву положило основание Ирнерием 1065 – 1125 как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина.
школы глоссаторов или экзегетов в Болонье. Глоссаторы основное внимание Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не
уделяют толкованию текста источников римского права – Свода Юстиниана, нуждается в Законе. Истина связана с достижением христианином высокого
особенно, Дигест. Представителями школы глоссаторов были Булгар, нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и

33 34

следованием ему в своей жизни. Закон и истина не противопоставлены друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. Политико-юридические проблемы, затронутые Иларионом представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике князя, ответственности за управление страной были восприняты русской политико-правовой мыслью.

Идея единовластия рассматривается в плане внутриполитических и социальных отношений в «Молении Даниила Заточника» конец XII -начало XIII вв.. Центральной политической идеей произведения служит идеализированный образ Великого князя. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих подданных, защищать их от произвола.

6. Политическая и правовая мысль Арабского Востока VII-XV вв.. Мусульманское право шариат сформировалось в Арабском халифате в

VII – X вв. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридические предписания Корана, как божественного слова. Вторую группу составляет Сунна – речения и деяния прока Мухаммада. Третью группу составляют нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе таких источников, как единогласное мнение «иджма» наиболее авторитетных правоведов и умозаключение по аналогии «кияс». в качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, имеется как прямые указания например, мирас – раздел наследства, так и общие положения, имеющие отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами факихами. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны имеет казуальное происхождение. Начиная с VIII в., главную роль в ликвидации пробелов и в приспособлении мусульманских предписаний к потребностям общественного развития взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-мазхабов и их последователи. В процессе развития мусульманского правоведения фикх – право и доктрина права в суннизме к X в. сложилось несколько мазхабов религиозно-правовые школы. Ханафиты самый распространенный мазхаб, в том числе в России признают источником права – Коран, Сунну, иджму, кияс, и местные обычаи

– урф ва адат. Ни одна из норм фикха не может противоречить Корану. После создания четырех толков и выработки исламской догматики X в. было признано невозможным дальнейшее развитие права: «двери иджтихада были закрыты».

С XI в. утвердилось мнение среди правоведов – суннитов о начале «века традиции» «таклид». Мусульманское право развивалось в рамках правовых школ-толков. Мусульманское право представляет собой пример «права юристов». Правовые решения по конкретным случаям мусульманские юристы предпочитали искать путем рационального осмысления общих предписаний – ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и в сунне, или в индивидуальных решениях, вынесенных сподвижниками пророка. Мусульманское право давало широкий простор для выбора судей – кади или казыев. Поэтому мусульманское право называют «юстицией казыев».

Политико-правовые вопросы были предметом исследования ряда мусульманских философов: Абу – аль – Фараби 870 –950 гг., Аль Маварди 974-1058 гг.; Ибн Халдун 1332-1406 гг.. Ибн Халдун выделял три разновидности форм правления – «естественную» монархию, «политическую» монархию и халифат. Власть халифа над подданными опирается на мусульманско-правовые основы и направлена на защиту веры и вершение земных дел. Теория халифата была признана классической, не подлежащей критике. Арабская политико-правовая мысль напрямую проповедовала мусульманскую доктрину, применяя ее к проблемам государства и права.

Наши рекомендации