Студенческий стандарт качества медицинского
Термины и определения
Аудиты - проверки, проводимые для определения степени выполнения требований потребителей.
Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.
Заинтересованная сторона (стейкхолдер) - лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации.
Корректирующее действие - действие, принятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Маркетинг - процесс, направленный на определение требований и ожиданий заинтересованных сторон к основным результатам деятельности Университета, включая научные и инновационные исследования и разработки, требования к образовательным услугам и определение потребности в трудовых ресурсах определенной квалификации и компетенции, а также формирование спроса на результаты деятельности образовательного учреждения.
Мониторинг – постоянное или периодическое слежение, а также измерение или испытание объекта с целью его управления
Несоответствие - невыполнение требования.
Предупреждающее действие - действие, предпринятое для установления причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов, направлен на достижение степени упорядочения в определенной области.
Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Удовлетворенность потребителей - восприятие потребителями степени выполнения их требований.
Обозначения и сокращения
ГОС ВПО - государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;
ИОПО - индивидуальная образовательная программа обучающегося;
НИРС – научно-исследовательская работа студентов;
НПМО – непрерывное профессиональное медицинское образование;
ОО ВО – образовательная организация высшего образования;
ООП – основная образовательная программа;
РАМН – Российская Академия медицинских наук;
УИРС – учебно-исследовательская работа студентов;
УМО – учебно-методическое объединение;
ФЗ – Федеральный закон;
ФГОС ВО - Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.
«России… есть только один исход и одно спасение –
возвращение к качеству и его культуре»
Иван Ильин
Введение
Президент РФ В.В. Путин отметил: «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. Наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование…». Система отечественного высшего медицинского образования принимает вызовы времени:
· необходимость создания системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов высшего образования;
· преодоление противоречий, между изменяющейся законодательной базой деятельности вузов и отсутствием завершенных системообразующих подходов к ней;
· потребность разработки системы квалификационных траекторий профессионального роста, основанной на модульном принципе организации образовательного процесса и мотивации врача-специалиста к постоянному развитию;
· проектирование унифицированной модели оценки качества профессионального медицинского образования, включая послевузовский этап обучения и профессиональной подготовки;
· формирование кадрового резерва в системе высшего медицинского и фармацевтического образования.
По поручению министра здравоохранения В.И. Скворцовой, с участием членов Президиума Совета ректоров, РАМН, УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию, представителей профессиональных ассоциаций и объединений была создана рабочая группа по разработке проекта Концепции развития непрерывного профессионального медицинского образования. Внедряемая в настоящее время Концепция развития профессионального медицинского образования имеет две генеральных стратегии:
1. Обеспечить постоянный высокий уровень профессиональной компетенции для врачей всех специальностей и всех уровней, от столичных учреждений до сельской больницы.
2. Инкорпорировать европейские образовательные традиции в российскую систему высшего профессионального образования с целью повышения качества профессионального развития.
Достижение данной цели невозможно без развития новых форм и механизмов оценки качества подготовки выпускников, в том числе с привлечением общественности. Предпосылками законодательной базы создания механизмов оценки качества обучения выступают иннаугурационные Указы Президента РФ от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации демографической политики РФ», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения, 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (обосновывается понятие «качество образования»[1], предоставляются возможности проведения «независимой оценки качества образования» и «общественной и профессионально-общественной аккредитации»[2]), п. 5.2 ГОСТ ИСО 9001-2011 («Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности») и поручение Президента РФ В.В. Путина №1148 п.2 от 22 мая 2014 г., которое предполагает создание внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения, для последующего возможного учета результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.
Всероссийское общественное движение «За качественное образование», консолидирующее наиболее активные группы студенчества, инициировало создание и широкое обсуждение студенческого стандарта качества образования, проект которого в октябре 2014 г. был презентован и получил поддержку на форуме Общероссийского народного фронта в г. Пенза. 21.11.2014 г. на открытом заседании Комиссии по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи студенческий стандарт качества высшего образования был утвержден и стал основой для разработки отраслевых модификаций студенческого стандарта. Это позволяет учитывать специфику подготовки специалистов, предъявлять требования студентов к приобретению конкретных знаний, умений и навыков, совершенствованию общекультурных и профессиональных компетенций.
В настоящем макете студенческого стандарта качества медицинского и фармацевтического образования представлены показатели качественного профессионального образования, предлагаемые студенчеством медицинских вузов. Список показателей является открытым – он может дополняться и уточняться в ходе их апробации. Одновременно, в ходе реализации пилотных проектов, в ОО ВО будут отработаны оценочные процедуры, механизмы включения представителей студенческих сообществ в деятельность в рамках функционирования внутривузовских систем оценки качества подготовки выпускников.
Период апробации стандарта – 1-2 года, по результатам апробации макет студенческого стандарта качества образования примет окончательный вид и будет представлен для обсуждения широкой общественности.
Нормативные ссылки
Указанные ссылочные документы необходимы для использования настоящего стандарта. Для датированных ссылок применяют только ту версию, которая была упомянута в тексте, для недатированных ссылок используется последнее издание документа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
3. Приказ Минздрава России от 4 октября 2012 г. № 392 «О совете студентов медицинских и фармацевтических вузов при Министерстве здравоохранения Российской Федерации».
СТУДЕНЧЕСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО