Проблема происхождения славян.

Несостоятельность концепции исходной германо-балто-славянскойи более локальной балто-славянскойобщности сужает круг возможных «кандидатов» на роль праславянских археологических культур. Практически отпадают поиски таковых среди «молодых» культур (V-VI вв.), поскольку признаваемая всеми близость уходит в эпоху бронзы или раннежелезного века.

Концепции, отвергнутыеКузьминым А.Г.:

- Концепция А.Л. Монгайта о возникновении самого славянского этногенезаоколо VI в. н.э.

- Концепция И.П. Русановой, выводящей славян из пшеворской культуры

- Концепция В.В. Седова, выводящего славян из области западных балтов, смежных с лужицкой культурой последних веков ее существования, - подклошевая кульутраV-II вв. до н. э.

Концепции, принимаемые с оговоркамиКузьминым А. Г.:

-Концепция Ф.П. Филина, который не связывал происхождение славян с балтами, отводил славянам территорию от Днепра до Западного Буга. Филин предупреждал, что эта территория была заселена славянами в 1 тыс. до н.э. Были ли славяне раньше и где именно они были – неизвестно.

-Концепция Б.А. Рыбакова и П.Н. Третьякова о происхождении славян из тшинецкой культуры бронзового века(около 1450 – 1100 до н.э.). Тшинецкая культура занимала территорию от Одера до Днепра. Соседство с балтскими культурами в данную эпоху уже не вызывает вопросов с точки зрения языковых закономерностей, но в самой культуре явно наблюдает смешение двух разных этнических образований: разный обряд погребения (трупосожжение и трупоположение), причем погребения с трупоположениями близки как раз к балтскому типу.

Комментарий Кузьмина к этой концепции: Тшинецкая культура возможно и была первым соприкосновением славян и балтов. Но откуда пришли славяне? Б.А. Рыбаков предположил, что распространение культуры шло с востока на запад. Однако Кузьмин считает это не верным, так как на востоке в это время господствовала срубная культура, где славяне быть просто не могли. Кузьмин предполагает, что целесообразнее присмотреться к юго-западным территориям, смежным с тшинецкой культурой (концепция Трубачева).

-Концепция О. Н. Трубачева воспринимает факт архаичности славянского языка как признак его древности. Трубачев приходит к заключению, что архаизм – следствие совпадения прародины и индоевропейцев и славян.

Комментарий Кузьмина к этой концепции: совпадении территории, занимавшейся праславянами, с одной из больших групп индоевропейцев. Трубачев соглашался с тем, что прародина индоевропейцев в Центральной Европе (севернее Альп), но в рамках этой концепции хронологическая глубина не выходила за рамки энеолита, что противоречит многим другим данным.Обобщающая концепция происхождения славян Кузьмина А. Г.:

В количественном отношении наиболее представительным в составе славянства является тип населения культур шнуровой керамики.Типичное для культур шнуровой керамики широколицее длинноголовое население сближает славян с балтами. Наличие в составе славянства этого компонента указывает, однако, на территорию гораздо большую, чем область балтской топонимики, так как родственное население занимало в эпоху неолита и бронзы значительную часть Левобережной Украины, а также северо-западного побережья Европы. Заметное участие в сложении славянства приняли также племена с погребениями в каменных ящиках и культуры колоколовидных кубков.

Славян от балтов отличает, прежде всего, наличие в их составе центральноевропейского альпийского расового типа и населения культуры колоколовидных кубков.

В настоящее время трудно решить: пришел ли славянский язык в «готовом» виде в Центральную Европу, или он формируется здесь в результате смешения населения культур колоколовидных кубков и разных вариантов культур, уходящих к предшествующим племенам культуры шнуровой керамики. Длительное соседство способствовало взаимовлиянию праславянского языка с языками, иллиро-венетскими и кельтскими. В результате шел непрерывный процесс взаимоассимиляции и возникновения промежуточных диалектов в рамках разных племенных объединений.

Т. И. Алексеева, допускающая, что культура колоковидных кубков– возможный исходный славянский антропологический тип, указывает на близость древнерусского населения именно приальпийской зоны (Венгрия, Австрия и т.д.). Речь в данном случае идет о движении протославян с запада на восток.Исторически распространение этого типа прослеживается сначала на Моравию и Чехию, затем к будущим племенам уличей, тиверцев, древлян. Указать на время, когда такое население двинулось из Центральной Европы на восток, антропология не может.

Зато о времени может рассказать топонимический и иной языковой материал. В работах Трубачева, как правило, предлагается только относительная хронология: что и где древнее. Украинские археологи (А.И. Тереножкин) высказывали мнение о славянстве смежной с киммерийцами чернолесской культурыХ-VII вв. до н.э. Примечательно, что выявленная Трубачевым славянская топонимика полностью наложилась на чернолесскую археологическую культуру. Такое совпадение – исключительно редкий случай.В итоге чернолесская культурастановится надежным звеном и для движения вглубь, и для отыскания последующих преемников. Решение вопроса об этнической принадлежности чернолесской культуры помогает понять и природу более ранней тшинецкой. В ней как раз и обозначается путь древнейших славян из приальпийских областей к Днепру. При этом обряд трупосожженияи выявляет собственно славян, в то время как в обряде трупоположенияславянский антропологический тип в чистом виде не представлен. Это, по всей вероятности, было преимущественно балтское население. Именно здесь и произошел первый контакт славян с балтами, вполне объясняющий и схождения и расхождения тех и других в языке. Именно здесь, в рамках этой культуры южный темнопигментированный брахикефал пересекся со светлыми долихокранамии ассимилировал их.

Русь и Литва в XIVв.

Великое княжество Литовское-восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии и Литвы, а также частично Украины, России, Латвии, Польши и Эстонии.

Литовское княжество являлось полиэтническим: исторически оно складывалось из двух народов русского и литовского. Официальный язык княжества был русский. Все это позволило позже претендовать на позицию центра объединения Руси. Консолидация Великого княжества Литовского проходила на фоне сопротивления крестоносцам Тевтонского ордена в Пруссии и ордена Меченосцев в Ливонии.

С 1244-1244 Миндовг оказывается на лидирующих позициях среди других литовских князей,а затем и занимает должность великого князя лиТак в середине XIV века сложилось два центра претендовавшие первенство в объединении Руси, причѐм тверские и новгородские князья шли на союз с Литвой против Москвы

Особенно позиции государства укрепляются после того как Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах и присоединил к своим владениям Подольскую землю. Вслед за тем Ольгерд сместил княжившего в Киеве князя Федора, подчиненного Золотой Орде, и отдал Киев своему сыну Владимиру, что привело к прекращению выплаты дани Орде с этих земель. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам-Золотой Орде и Тевтонскому Ордену.

1368-1378 в союзе с Тверью Ольгерд совершает ряд закончившиеся неудачами походов на Москву. Дело закончилось договором о «разделении сфер влияния». Литва шла на сближение с Московской Русью, но в 1382 году татары разоряют столицу Руси, Москва снова становится данницей Орды, и союз с ней перестал привлекать уже нового литовского госадаря-Ягайло. Зато союз с Польшей давал ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником - Тевтонским орденом. Ягайло женится на польской королеве и крестится по католическому обряду. Он становится польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния с западными. Это усилило позиции обоих государств в борьбе с Тевтонским Орденом. С того времени литовская история очень тесно переплетается с польской: потомки Ягайло процарствовали в обеих державах еще три века. Однако два государства оставались полностью независимыми. Большую часть своего царствования Владислав-Ягайло провел в новых владениях: в Польше. Литвой же правил его двоюродный брат Витовт. товского.

В XIVв. Все большее значение во внутриполитических и внешнеполитических делах Руси начинает приобретать Великое княжество Литовское, которое, в то время, скорее, было русско-литовским государством.

Усобица в Орденачалась сразу после кончины Узбека в 1341 г. На престол взошел Джанибек. В условиях, когда нельзя доверять никому из ближних, приходится искать поддержки среди дальних, да и сил для совершения карательных набегов не доставало: разные улусы, ранее признававшие власть Золотой Орды были заняты междоусобицей и соответственно искали союзников, а на дальние походы сил не хватало и в этот период происходит некоторое ослабление ордынского гнета на Руси.

6. Проблема этногенеза руси.

Дело в том, что этноним «Русь» встречается в самых разных областях Европы, более того, под этим этнонимом в древнейших источниках подразумеваются разные народы. А.Г. Кузьмин называет главной ошибкой и норманистов и антинорманистов – стремление свести к одной «Руси» свидетельства о разных «Руссиях».

Наши рекомендации