Говоря о необходимости предоставлению Архангельской области особого регионального статуса, ещё в советскую эпоху Мосеев выступал за создание Поморской Республики в рамках РСФСР.

В 2013 году Мосеев был осуждён Октябрьским районным судом города Архангельска по статье 282 часть 1 УК РФ («Действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и происхождения, совершенные публично, с использованием средств массовой информации»), за возбуждение национальной ненависти к этнической группе «русские». Поводом для возбуждения уголовного дела послужила фраза, высказанная, по мнению следствия, под ником "Поморы" в гостевой книге сайта ИА "Эхо Севера": "Что ты с нами сделаешь? Вас миллионы быдла, нас 2 тысячи людей". Фраза, признанная "экстремистской", не содержала упоминания этнической группы русских или какой-либо из этнических групп, отвечала на предыдущий призыв одного из участников дискуссии поставить поморов "к стенке". Вместо того, чтобы привлечь к ответственности оппонента Ивана Мосеева следствие сочло виновным его, что некоторым кажется явным политическим заказом. Свою вину И.И. Мосеев не признал. По суду Мосееву было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Возобновление интереса к "поморскому вопросу" совпало с активизацией проектов по разработке Арктического шельфа и процесса территориального передела Арктики между иностранными государствами. Теперь историческая основа существования русских поморов как отдельного народа ставится под сомнение, как и их статус первооткрывателей Арктики.

В постановлении суда на основании доводов ФСБ утверждается, что в действиях Мосеева имеются признаки государственной измены в пользу норвежских спецслужб, а деятельность возглавляемой им организации "может привести к нарушению территориальной целостности России".

Митрополит Даниил

Наиболее яркие приоритеты деятельности митрополита – борьба с «сектами» и военно-патриотическое воспитание. Еще в бытность свою сахалинским архиереем он объявил о планах борьбы за духовную безопасность на восточных рубежах Родины. Теперь настал черед северных рубежей.

Антисектантская деятельность, однако, вызывает довольно вялую реакцию среди духовенства и мирян, а тем более широкой общественности. Среди священников широко распространены толерантные настроения по отношению к инаковерующим, многие имеют друзей среди протестантских пасторов. Традиции терпимости и даже диалога имеют в Архангельске глубокие корни. Пропагандистской кампанией их разрушить невозможно. За пределами областной столицы – на малонаселенных просторах Архангельской области, где один священник окормляет десятки исчезающих деревень, а приходы создаются и живут по инициативе местных жителей, оборонное сознание владыки и его административного аппарата выглядит совершенной фантастикой.

Старообрядчество

Древлеправославная поморская церковь. Поморское согласие.

До революции Архангельская область была одним из тех регионов, где старообрядцы, особенно поморцы, были многочисленны и влиятель- ны. Коммунистические репрессии, а также выделение Коми-епархии, в которой проживает большинство староверов Русского Север, а значи- тельно ослабило их присутствие в области.

Община существует с 1996 года, зарегистрирована в 2002 году.

В общине, в основном, пожилые, но есть и молодёжь. Староверы, в том числе и федосеевцы, есть в Пинеге, Котласе, в вер- ховьях Двины. В Архангельске федосеевцы также посещают общину по- морцев.

С РПЦ у староверов при епископе Тихоне сложились добрососедские отношения. После регистрации общины в 2002 году епископ Тихон при- езжал к поморцам, чтобы увидеть, как они живут.

По словам Сергея Мелькова, с митрополитом Даниилом у староверов контактов нет, так как с ними «нет смысла лобызаться». Владыка Тихон, считает Мельков, был более честным и благородным, в сомнительных финансовых делах не участвовал, а владыка Даниил – здесь чужой, менее щепетильный, деловой, не чурается связываться с сомнительными биз- несменами, делает резкие, агрессивные заявления. Он не учитывает, что Русский Север – многоконфессиональный край, здесь всегда были и си- нагога, и мечеть, и католический храм, и лютеране. «Основы православ- ной культуры» поморцы не выбирают – в школе обычно хотят больше узнать о мировой культуре, обо всех религиях.

Католицизм

Приход создали несколько представителей традиционных польских семей, оставшихся от влиятельной и большой дореволюционной общины. В 1994 году представители этих семей зарегистрировали католиче- скую общину свв. апп. Петра и Павла. До 2001 г. общину для богослуже- ний на квартире два раза в год посещал священник из Санкт-Петербурга о. КшиштофПожарский. В 2001–2004 гг. у общины постоянный священ- ник – Генрих Богдан-Левандовский. В 2004 г. его сменил отец Раймонд Грушка. По воскресеньям богослужения проводятся в арендованном зале ДК Строителей. В 2005 г. община приобрела земельный участок для стро- ительства церковного здания. В середине нулевых годов в общине было более 100 членов, есть украинцы, белорусы, поляки и русские. С 2010 г., когда общину возглавил отец Иосиф Роман, происходит закат общины, численность уменьшается, община отказалась от строительства костела на уже выделенной земле.

Протестантизм

Протестантские церкви, за исключением лютеранства, которое стало частью религиозной жизни края с XVII века, стали активно развивать- ся на Русском Севере в начале ХХ века, когда здесь появились баптисты и евангельские христиане. В 1920-е годы особенно активно стали расти баптисты и пятидесятники. В постсоветский период наиболее крупными течениями, у которых есть общины и группы по всей области, стали пяти- десятники различных направлений, баптисты и адвентисты. В основном, центральные общины церквей сосредоточены в Архангельске, Новодвин- ске и Северодвинске.

Власти Архангельска и области в целом занимают вполне веро- терпимую позицию по отношению к развивающимся протестантским церквям. В Северодвинске, напротив, мэрия фактически не дает церк- вям арендовать помещения в каких-либо учреждениях. Чиновники ча- сто объясняют свои отказы тем, что собирается слишком много народа и ссылаются на необходимость профилактики экстремизма, согласно Закону о противодействииэкстремистской деятельности. В 2010 году пятидесятников, баптистов, адвентистов и мусульман Архангель- ска вызывали в прокуратуру на встречу, посвященную борьбе с экс- тремизмом – церкви были предупреждены о проверках, в том числе на предмет наличия экстремистской литературы, а также о том, чтобы церкви выводили из зданий детей, если они заходят туда без разреше- нияродителей.

Общее количество членов протестантских церквей по области – около 3,5–4 тысяч человек.

Лютеранство

Евангелическо-Лютеранская Церковь. С самого начала своего су- ществованиянемецкий лютеранский приход в Архангельске считался «мятежным». В начале ХIХ века он отказался подчиняться консистории в Санкт-Петербурге и по повелению Александра I был переподчинённа- прямую Министерству иностранных дел. На рубеже ХIХ–ХХ вв. приход состоял большей частью из обрусевших немцев и уже тогда в нем была значительная доля русских. В 1916 году численность прихода была 2 ты- сячи, что составляло 10 % населения Архангельска.

В 1992 году общину Св. Екатерины возродили. В 1994 году община перешла под юрисдикцию Немецкого Лютеранского синода еп. Кречма- ра в Петербурге. В Архангельск был послан пастор-немец, присутствие которого вызвало недовольство в общине службой на немецком языке. В 1996 году его заменили по требованию архангельских прихожан рус- ским пастором Антоном Тихомировым, который жил в Петербурге и при- езжал в Архангельск служить раз в месяц. Все указания из питерского центра воспринимались членами общины в штыки. В 1999 году в люте- ранской общине произошел раскол.

В Архангельске сохранилась кирха (ул. Карла Марк- са, д.3), в которой расположен органный зал. Лютеранам разрешают бес- платно проводить там службу два раза в месяц. Ок. 40 чел. членов прихода в Архангельске, маленькие незарег. группки в Северодвинске и Каргополе.

Методизм

Церковь «Святая Троица» в Архангельске. Входит в Российскуюобъ- единенную методистскую церковь (РОМЦ).

В общине около 20 чел., в основном, интеллигенция. Зарегистриро- вана в 2005 году. Церковь входит в Новгородский округ.

Группа возникла в результате миссии пастора методистской церкви из США из штата Иллинойс, город Уиттон. Американская церковь помога- ла через Фонд Мира детским домам в Архангельской области. В 2002 году было решено, что в Архангельске будет образована церковь РОМЦ с пасто- ром. В 2005 году в методистскую общину влилась группа пятидесятников в результате распада Церкви христиан веры евангельской (ХВЕ) «Святая Троица»

У методистов, помимо быв- ших пятидесятников, есть и выходцы из адвентистской церкви.

Баптизм и евангелизм

а) Российский Союз Евангельских Христиан-баптистов (РСЕХБ)

По об- ласти всего насчитывается 9 церквей и групп, принадлежащих к РСЕХБ. В Архангельске около 100 чел. в общине.

В 90-х гг. баптисты устраивали евангелиза- ции в домах культуры, затем активная проповедническая деятельность пошла на спад. Однако молодые активисты, группирующиеся вокруг семьи старшего пресвитера, проводили в 90-х гг. некоторые акции (хри- стианская дискотека, чаепития) совместно с американской организацией Co-Missions (Джим Хогри, Энн Бенс). Эта организация создала в городе курсы по изучению Библии в Центре христианской культуры.

С православным епископом Тихоном у баптистов сложились благо- приятные отношения – Тихон принимал у себя делегации американских баптистов.

Баптисты сотрудничают с Центром по работе с несовершеннолетни- ми, устраивают детские праздники. Ежегодно устраиваются лагеря в Ма- лых Карелах и в Северодвинске на Белом море. По районам с миссией баптисты ездили с русскими эмигрантами из Сакраменто, США, в рамках проекта «Время верить».

b) Архангельская Библейская Церковь

Церковь основана в апреле 2000 г. Сайт: abc. one-way.ru. Около 50 чел. После 2000 года в Архангельске была созда- на энергичная молодежная община – АБЦ, которую посещает несколько сот верующих. Баптистская молодежь участвует в пасторских встречах и совместных акциях с другими евангельскими церквями, в том числе и с пятидесятниками.

АБЦ была создана на основе миссии американских проповедни- ков, которые проводили семинары с педагогами по христианской эти- ке в 1990-е годы совместно с молодежной организацией «Co-mission». На эти семинары приехал американский фермер из штата Огайо Ричард Ринг, который жил в Архангельске два года и собрал общину на квартире. Когда он уехал в США, то предал церковь в РСЕХБ.

В АБЦ сохраняется американский стиль служения, привнесенный фермером, и более кальвинистское мировоззрение, чем в других церк- вях РСЕХБ.

Пятидесятничество

a) Церковь ХВЕ «Новое поколение»

Всего в общине около 300 чел.

В 1997 году после принятия Закона о свободе совести церковь вошла в Союз пятидесятников (сейчас РЦ ХВЕ).

В объединение РЦ ХВЕ входит 15 церквей и групп, Церкви в Котласе, Вельске, Пасьве, Новодвинске, Северодвинске, Коряжме, Сие и другие. В Архангельске собирается две церкви, которые арендуют помещение для богослужений в клубе общества глухих. У каждой общины в области есть несколько филиалов.

Пятидесятники стараются проводить евангелизации в области, пишут свои собственные песнопения, на служениях используют инструменталь- ную музыку.

Областные и городские власти никак не препятствуют социальному служению церквей и ее культурным акциям, хотя бывают конфликты с директорами Домов культуры из-за аренды помещений. Проблемным городом в Ар- хангельской области является только Северодвинск, где православные священники выпускают антисектантские буклеты и выступают с пропо- ведями против евангельских церквей.

Другие Церкви ХВЕ: «Новая жизнь», «Источник жизни», «Жизнь во Христе», «Царство Божье Всем Народам», «От сердца к сердцу».

Адвентизм

Общины в Архангельске и Соломбале, Северодвинске, Онеге, Плесецке, пос. Октябрь, Котласе, Коряжме, пос. Савинский, группы в пос. Боброво, Березнике, Новодвин- ске, Нарьян-Маре.

Первая адвентистская община была образована в деревне Красное у Архангельска в 1930-е годы из ссыльных. В конце 1930-х годов все ве- рующие были репрессированы. Община АСД возродилась лишь в 1950-е годы. На пожертвования единоверцев из США в 1999 году был построен Дом молитвы. В общине по списку 215 чел., около 20 врачей.

5. Наличие (отсутствие) документов, формулирующих основные направления национальной и конфессиональной политики

Региональная стратегия государственной национальной политики в Архангельской области на период до 2025 года

http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/Nats_Pol_Arkh.pdf

6. Анализ этих документов (особо отметить сходство или различие с федеральными, учет особенностей региона)

Основными вопросами государственной национальной политики в Архангельской области, требующими особого внимания государственных органов и органов местного самоуправления, по-прежнему являются сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области, укрепление их духовной общности, а также обеспечение прав национальных меньшинств.

Общая с федеральной стратегией направленность на гармонизацию межнациональных отношений, налаживание подлинного диалога культур как актуальное условие обеспечения политической и социальной стабильности.

Стратегия направлена на развитие сотрудничества народов Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области, развитие их национальных языков и культур (одинаково с федеральной стратегией).

Приоритетные направления полностью идентичны.

Задачи совпадают с задачами в федеральной стратегии, кроме

задачи государственной национальной политики в Архангельской области в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, которые заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю страны и региона, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении, чести и национальном достоинстве граждан, духовных и нравственных ценностях народов Российской Федерации, на всех этапах образовательного процесса путем:

- организации просвещения населения Архангельской области о роли и значении Архангельской области, ее жителей в ключевых исторических этапах развития российского государства, популяризации и изучения традиционной поморской северной культуры, традиций, обычаев, фольклора;

- проведения мероприятий, посвященных вопросам развития межнациональной толерантности в молодежной среде.

В региональной стратегии нет задач в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики, т.к. этим занимаются только на федеральном уровне.

Раздел IV. Механизмы реализации государственной национальной политики в Архангельской области

Государственные органы исполняют план мероприятий по реализации стратегии, разрабатываемый министерством по развитию местного самоуправления Архангельской области и утверждаемый Губернатором Архангельской области, положения которого учитываются при формировании областного бюджета.

Мониторинг хода реализации стратегии осуществляет министерство по развитию местного самоуправления Архангельской области.

7. Наличие (отсутствие) специальных органов, занимающихся этими направлениями, оценка их деятельности.

Наши рекомендации