Политико-правовое учение Аристотеля
Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики и политической науки.
Родился в семье придворного врача македонского царя Аминты III.В 17-летнем возрасте поступил в академию Платона. В конце 340-х гг. по приглашению македонского царя Филиппа становится воспитателем его сына Александра.
В 50-летнем возрасте Аристотель снова возвращается в Афины, где открывает свою философскую школу – Ликей (Лицей). В нем он преподавал фактически до конца своей жизни.
Аристотель считается родоначальником политической науки,поскольку он сформулировал ее предмет(в качестве предмета выступает государство и его элементы) и метод(сравнительный и метод эмпирического наблюдения).
ПолитическаядоктринаАристотеляпредставляет собой целостное учение о политике, ее содержании и назначении в обществе.
В обосновании сущности политики Аристотель исходит из политической природы человека. Это означает:
1) человек наделен от природы потребностью к общению, совместному проживанию;
2) «от прочих животных человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом».
Справедливость– это общее благо, безотносительная добродетель.Достижению общего блага и должна служить политика, поскольку это ее главная цель.
Учение о государстве
Государство– «форма общежития (общения) граждан, пользующихся известным политическим устройством», цель которого «состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо».
Вне государства в силу своей природы может находиться «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».
В отличие от Платона Аристотель к возникновению государства подходит исторически,полагая, что государство – продукт естественного развития.
Будучи существом политическим, человек создает для общения различные формы совместной жизни (семьяи селение – общности, предшествующие государству; они же – изначальные элементы государства).
Следовательно, Аристотель отношения патриархальной семьи переносит на государство, рассматривая власть в государстве как продолжение власти главы семьи, создавая патриархальнуютеориюгосударства.
Как «совершеннейшая форма жизни», государство имеет определенное политическое устройство («порядок, который лежит в основании распределения государственных властей»). Аристотель классифицирует государства по трем критериям:
1) количественный–число правящих (один, меньшинство, большинство);
2) качественный–цели правления (благо одного, меньшинства, большинства);
3) имущественный–кому принадлежит власть (бедным или богатым).
Первые два критерия позволяют выделить:
три правильные формы:
Ø монархия;
Ø аристократия;
Ø полития.
три неправильные формы:
Ø тирания;
Ø олигархия;
Ø демократия.
Третий критерий приводит все многообразие форм правления к двум:
Ø олигархия– правление богатых и благородных;
Ø демократия – правление неимущих.
Аристотель различает две модели наилучшего государства:
1) абсолютно наилучшую;
2) реально возможную.
С точки зрения нравственного критерия абсолютно наилучшей моделью будет аристократия– государство, где граждане стремятся к достижению добродетельной жизни, чтобы «жить счастливо».
Реально возможная лучшая форма правления,которая обеспечивает политическую стабильность и надлежащее равенство, должна быть:
1. Умеренной, преодолевающей крайности и недостатки олигархии и демократии.
2. Смешанной, соединяющей их добродетели.
Эту форму Аристотель назвал политией.
Признаки политии:
1. Собственность средних размеров,позволяющая не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между бедностью и богатством.
2. Преобладание среднего класса со средним достатком.
3. Социальной опорой власти выступают собственники земли.
4. Политическая власть «сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет».Они обладают гражданскими правами в полном объеме.
Надлежащее распределение благ, что обеспечивает стабильность в полисе, достигается благодаря соблюдению принципа политической справедливости.
Учение о праве
В процессе политического общения свободных и добродетельных граждан возникает право, которое выражает отношение одного человека к другому.
Право– это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.
Аристотель различает:
Ø право естественное – неизменные веления политической природы человека, которые действуют повсеместно и не зависят от воли законодателя. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни.
Ø право условное– равная мера, которая может быть установлена для регулирования отношений между людьми на основе их взаимного согласия. Эта мера закрепляется в законах (писаное право) и обычаях (неписаное право).
Любой позитивный закон должен соответствовать требованиямполитической справедливости(«всякий закон в основе предполагает своего рода право» – правовую справедливость): в соответствии с этим только правильные формы государства имеют правовой характер, поскольку они обеспечивают возможность достижения общего блага.
Закон – некая общая мера, и он не может предусмотреть все возможные конкретные случаи жизни, однако даже при этом неопределенном общем характере закон является незаменимым регулятором политических отношений.
Подобное преодоление отрицательных последствий общего характера закона Аристотель называет правдой: «такова природа правды: она заключается в исправлении закона в тех случаях, где он, вследствие своей общности, неудовлетворителен».