Политико-правовое учение Аристотеля

Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – величайший древнегре­ческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики и политической науки.

Родился в семье придворного врача ма­кедонского царя Аминты III.В 17-летнем возрасте поступил в академию Платона. В конце 340-х гг. по приглашению македонского царя Фи­липпа становится воспитателем его сына Александра.

В 50-летнем возрасте Аристотель снова возвращается в Афины, где открывает свою философскую школу – Ликей (Лицей). В нем он преподавал фактически до конца своей жизни.

Аристотель считается родоначальником политической науки,поскольку он сформулировал ее предмет(в качестве предмета выступает государство и его элементы) и метод(сравнительный и метод эмпирического наблюдения).

ПолитическаядоктринаАристотеляпредставляет собой це­лостное учение о политике, ее содержании и назначении в об­ществе.

В обосновании сущности политики Аристотель исхо­дит из политической природы человека. Это означает:

1) человек наделен от природы потребностью к общению, совместному прожива­нию;

2) «от прочих животных человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправед­ливом».

Справедливость– это общее благо, безотносительная добродетель.Достиже­нию общего блага и должна служить политика, поскольку это ее главная цель.

Учение о государстве

Государство– «форма общежития (общения) граждан, поль­зующихся известным политическим устройством», цель которого «состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо».

Вне государства в силу своей природы может находить­ся «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».

В отличие от Платона Аристотель к возникновению государ­ства подходит исторически,полагая, что государство – продукт естественного развития.

Будучи существом политическим, чело­век создает для общения различные формы совместной жизни (семьяи селение – общности, предшествующие государству; они же – изначальные элементы государства).

Следовательно, Аристотель отношения патриархальной се­мьи переносит на государство, рассматривая власть в государст­ве как продолжение власти главы семьи, создавая патри­архальнуютеориюгосударства.

Как «совершеннейшая форма жизни», государство имеет определенное политическое устройство («порядок, который лежит в ос­новании распределения государственных властей»). Аристотель классифицирует государ­ства по трем критериям:

1) количественный–число правящих (один, меньшинство, боль­шинство);

2) качественный–цели правления (благо одного, меньшинства, большинства);

3) имущественный–кому принадлежит власть (бедным или богатым).

Первые два критерия позволяют выделить:

три правильные фор­мы:

Ø монархия;

Ø аристократия;

Ø полития.

три неправильные формы:

Ø тирания;

Ø олигархия;

Ø демократия.

Третий критерий приводит все многообразие форм правле­ния к двум:

Ø олигархия– правление богатых и благородных;

Ø де­мократия – правление неимущих.

Аристотель различает две модели наилучшего государства:

1) абсолютно наилучшую;

2) реально возможную.

С точки зрения нравственного критерия абсолютно наилучшей моделью будет аристократия– государство, где граждане стремятся к дос­тижению добродетельной жизни, чтобы «жить счастливо».

Реально возможная лучшая форма прав­ления,которая обеспечивает политическую стабильность и над­лежащее равенство, должна быть:

1. Умеренной, преодолевающей крайности и недостатки оли­гархии и демократии.

2. Смешанной, соединяющей их добродетели.

Эту форму Аристотель назвал политией.

Признаки политии:

1. Собственность средних размеров,позволяющая не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить проти­воречия между бедностью и богатством.

2. Преобладание среднего класса со средним достатком.

3. Социальной опорой власти выступают собственники земли.

4. Политическая власть «сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет».Они обладают гражданскими правами в полном объеме.

Надлежащее распределение благ, что обеспечивает ста­бильность в полисе, достигается благодаря соблюдению принци­па политической справедливости.

Учение о праве

В процессе политического общения свободных и добродетельных граждан возникает право, которое выражает отношение одного человека к другому.

Право– это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.

Аристотель различает:

Ø право естественное – неизменные веления политической природы человека, которые действуют повсеместно и не зависят от воли законодателя. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни.

Ø право условное– равная мера, которая может быть установлена для регулирования отношений между людьми на основе их взаимного согласия. Эта мера закрепляется в законах (писаное право) и обычаях (неписаное право).

Любой позитивный закон должен соответствовать требованиямполитической справедливости(«всякий закон в основе предполагает своего рода право» – правовую справедливость): в соответствии с этим только правильные формы государства имеют правовой характер, поскольку они обеспечивают возможность достижения общего блага.

Закон – некая общая мера, и он не может предусмотреть все возможные конкретные случаи жизни, однако даже при этом неопре­деленном общем характере закон является незаменимым регулятором политических отношений.

Подобное преодоление отрицательных последствий об­щего характера закона Аристотель называет правдой: «та­кова природа правды: она заключается в исправлении за­кона в тех случаях, где он, вследствие своей общности, неудовлетворителен».

Наши рекомендации