Билет №13. Завершение объединения русских земель при Иване III и Василии III
Завершение объединения русских земель приходится на вторую XV века.
Иван 3. Объединительная политика.
Наследником престола после смерти Василия Темного в 1462 стал его сын Иван, которому на тот момент было 22 года. Этот правитель является во многом ключевой фигурой для российской истории, поскольку он придал завершенность объединению земель вокруг Москвы и покончил с 240-летним ордынским игом.
Ивана характеризуют как властного, умного и дальновидного политика, однако также говорят, что он мог прибегать к интригам и коварству.
Первым делом Ивана на престоле было окончательное объединение Северо-Восточной Руси. В 1463 ярославский князь уступил свое княжество волостями Ивану, в 1472 присоединил Пермь Великую, в 1474 прибрел оставшуюся часть ростовского княжества, а в 1485 году окончательно была присоединена Тверь. В 1489 в состав Московского княжества вошла Вятская земля, а в 1503 к территориям Руси присоединились князья западных русских областей от Литвы – Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Отдельная заслуга Ивана состояла в том, что он смогу присоединить Новгород Великий.
В 1410 в Новгородской республике была реформа посаднического управления – усилилась олигархическая власть боярства, а вечевой строй утратил свое прежнее значение. После 1456 года князь в новгороде являлся высшей судебной инстанцией. Новгород опасался подчинения Москве. По этой причине группа горожан во главе с посадницей Марфой Борецкой и Дмитрием Исааковичем собрались заключить соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы, где в то время правил король Казимир. Намерения новгородцев передать свою церковь под юрисдикцию итовского митрополита Григория были подходящим поводом для Ивана для того, чтобы начать войну. И она вспыхнула в 1471 году. Казимир не оказал действенной помощи Новгороду и на реке Шелони они были разбиты войсками Ивана 3. Был подписан Коростынский договор: Новгород был ограничен в суеринитете, но сохранял самобытное устройство. Однако после этого случая Иван стал часто туда наведываться и чинить суд и управу, кстати, руководителей пролитовского движения жестоко казнили. Весной 1477 года якобы прибыло посольство к князю, которое подтвердило зависимость Новгорода от Ивана. Однако в самом городе от этой идеи отреклись и были эти возмущены, вновь возникли призывы идти к Казимиру. Поэтому осенью Иван подошел к городу и начались переговоры, по которым новгородская автономия была упразднена, и в 1478 году из Новгорода был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.
Во время проведения свое объединительной политики Иван руководствовался несколькими принципами, главным из которых было его стремление к сокращению числа удельных княжеств. После того, как исчезли все самостоятельные княжества, Иван стал убирать московские уделы, все территориальные приобретения прошлых лет и новые приобретения не подлежали родственному разделу. Таким образом Иван провел политику предотвращения феодальной войны.
Иван 3. Освобождение от татарского ига.
Создание единого государства было невозможным без освобождения от монголо-татарского ига. Однако для того, чтобы это сделать, требовалась широкая мобилизация ресурсов и военной мощи, а также активизацию внешней политики. К тому моменту Золотая Орда представляла собой уже осколок от некогда громадной империи – части империи были разбиты на Казанское, Сибирское, Крымское и Астраханское ханства.
К концу 1470-ых годов нарастающее могущество Русского государства стада тревожить Орду. По этой причие литовский князь Каимир и хан Орды Ахмет заключили союз против Москвы. В ответ на это Иван 3 заключил союз с врагом Орды – крымским ханом Менгли-Гиреем. Ахмет хотел восстановить могущество Золотой Орды, поэтому готовился к походу крайне тщательно.
У самого Ивана в этот момент возникли проблемы с братьями. Они были возумщены тем, что вопреки традициям, Иван не раздает новых завоеванных земель в удел своим родственникам. Братья со своими войсками стояли в города Великие Луки, а это позволяло им в случае чего искать поддержки даже у Казимира, злейшего врага Ивана. При этом собирался нападать золотоордынский хан, и в этой ситуации Ивану пришлось пойти на уступки братьям: к ним был послан духовник Вассиан, который передал, что Иван отдает братьям на откуп Алексин и Калугу. Таким образом, войска братьев стояли вместе с войсками Ивана на Угре.
Осенью Ахмет подошел к притоку Оки реке Угре для того, чтобы соединиться с войсками Кзимира и переправиться через реку. Полки князя вышли раньше и воспрепятствовали переправе. Так началось именно «стояние» на реке. Союзник Ивана Менгли-Гирей нанес поражение войскам Казимира, поэтому он не смог помочь своему союзнику. Иван 3 колебался, многие его не поддерживали и говорили, что необходимо дать генеральное сражение и наголову разбить татар. Так или иначе, хан простоял на Угре несколько недель, но вскоре, то ли из-за холодов, то ли из-за известия о том, что Сибирское ханство напало на столицу Орды Сарай, повернул обратно и ушел, по дороге разорив литовские владения.
Русское государство освободилось от 240-летнего ига татар. Сама Орда потерпела свой крах в 1502 году, когда Менгли-Гирей нанес ей такое поражение, что она более никогда не возрождалась.
Василий 3. Объединительная политика.
После смерти Ивана 3 в 1505 году ему наследовал его сын Василий 3. Он продолжил борьбу за отмену системы уделов и вел себя так, как подобает государю. Поскольку к смерти Ивана 3 оставалось неприсоединенными всего лишь несколько княжеств и земель, то его сын окончательно завершил объединение.
Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, в 1510 году он захватил Псков, бывший под литовским влиянием. Вечевой строй был упразднен, а городом стали управлять московские наместники. В 1514 был присоединен Смоленск, а в 1521 в состав Русского государства вошла Рязанская земля.
Иван 3 и Василий 3. Внутренняя политика.
Объединение земель вокруг Москвы вело к складыванию единой системы государственного управления. После окончательного присоединения всех земель и освобождения от ордынского ига Иван 3 присвоил себе титул «Государя Всея Руси Великого князя ... земель». Появился герб государства – двуглавый орел и был возведены стены кирпичного Кремля.
Шел процесс формирования государева двора, в границах которого происходит сословное определение титулованной и нетитулованной знати. В присоединенных землях князья становились боярами московского государя (процесс обояривания князей), их бывшие княжества стали называться уездами и управляться московскими наместниками. Наместники назывались боярами-кормленщиками, поскольку за службу получали корм – часть от налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Порядок назначения должности получил название местничества – право на занятие должности зависело от положения твоих предков. Возникли территориально-уездные служилые корпорации, которые тормозили консолидацию правящего сословия.
Начал складываться государственный аппарат управления. Была создана Боярская Дума в качестве законно-совещательного органа при монархе. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре\окольничьи – чины). Кроме того, в Думе заседали и князья из присоединенных земель, которые признал главенство Москвы. Существовало два государственных ведомства – Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна же управляла государственными архивами, печатью, финансами. Эти ведомства управлялись дьяками – людьми, которые специализировались на постоянной работе в государственных органах. Это – самое-самое начало приказной системы.
Основой экономики оставался экстенсивный путь хозяйства и сельское хозяйство. Существовали разнообразные типы поселений, где главной фигурой был земледелец (крестьянин), который обладал широкой правоспособностью. (Об этом и Судебнике – чуть ниже).
С получением такого большого количества земель в руках власти получает распространение поместная система. Основной задачей высшего сословия теперь является служба государю, за которую им выдается надел.
В 1497 году был создан Судебник – новый свод законов единого государства, который содержал в себе 68 статей. Он унифицировал судебные и процессуальные нормы. Однако самой важной была статья 57, которая ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому и давала разрешение это делать исключительно в установленное время – за и после недели до Юрьева дня (26 ноября). При уходе крестьянин платил феодалу плату за пожилое – за годы, прожитые на старом месте. Этот шаг был одним из важнейших на пути к крепостному праву.
Отношения с церковью – появление ересей – стригольники, жидовствующие, стяжатели и нестяжатели. Закрепление пышного церемониала в государевом дворце.
При Иване III была сформирована теория «Москва—третий Киев». Теория «Москва—третий Рим» была сформирована уже после его смерти.
Политическую идеологию Русского государства XIV—XV веков выразил Д.С.Лихачев в своей теории «Москва—третий Киев». Согласно его теории, Москва претендовала на политическое наследие Киева, а затем Владимира. Для того, чтобы показать преемственность Москвы, стоит обратиться к «Сказанию о князьях владимерских».
«Сказание о князьях владимирских» — это литературно-публицистический памятник XVI в., который использовался в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе данного «Сказания» лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой — возможно, являлся родственником Рюрика. (убери ,возможно, это легенда, тут вообще правды нет).
В 51 году до н.э. Август после захвата Египта дал своим родственникам провинции в управление. Пруса, одного из своих родственников, он послал на «на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море»[1]. Четыре поколения родственников Пруса жили там, поэтому эта земля называлась Прусской.
Князь Владимир являлся родственником Рюрика в четвертом поколении, он принял христианство (в 988 году). Его правнук—Владимир Всеволодович Мономах стал князем в Киеве и, собрав войско, отправился во Фракию—область Царьграда, и завоевал ее и возвратился с богатой добычей.
Вторая легенда, входящая в данное «Сказание», повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха, который подтверждал становление русских князей от Бога.
Время появления этих легенд не установлено, и об их существовании нет никаких данных до начала XVI века. Важно и то, что в легендах нет упоминания Софьи Палеолог—племянницы последнего императора Византии, хотя само сказание датируемо XVI веком. Это может означать, что Софья не является важной политической фигурой в делах Московского государства. Таким образом, можно сделать вывод, что Москва являлась политической наследницей Киева и Владимира, что могло было использовано для формирования политической идеологии Московского государства конца XV—начала XVI века.
Таким образом, мы видим существование двух параллельных тенденций, благодаря которым Московское государство могло претендовать на политически активную и важную роль в международных отношениях. С одной стороны, это династические связи с Византийскими императорами, чей авторитет признавался во всей Европе, с другой стороны – обоснование преемственности к Киевским князьям, которые почитались как русскими князьями, так и многими европейскими правителями.