Современный мировой политический процесс отличается следующими особенностями.
Во-первых, изменение положения государств в геополитическом пространстве осуществляется в основном в мирных формах. Государства предпочитают не втягиваться в вооруженные конфликты за территории, решать спорные территориальные проблемы путем переговоров в рамках международного права. Борьба за влияние, за расширение своей ниши в геополитическом пространстве ведется по следующим направлениям: экономическому, информационному, культурному, политическому. Экономическая экспансия государств, обладающих большим потенциалом, осуществляется в виде финансовых инвестиций в экономику других стран, завоевания рынков сбыта, установления контроля над сырьевыми ресурсами других стран и т.д. Информационная экспансия осуществляется путем распространения информации, в которой заинтересовано государство, например, с целью изменения отношения к себе мировой общественности. Информационная экспансия может осуществляться, в том числе, путем установления контроля над мировыми телекоммуникационными каналами. Культурная экспансия заключается в распространении ценностей, образа жизни, стереотипов и мифов, свойственных определенному обществу. В результате культурной экспансии может происходить замещение национальных образцов культуры образцами культуры более сильного государства. Политическая экспансия — это применение средств политического давления, в том числе демонстрация угрозы применения силы, введение санкций. Не надо думать, что экспансия — это удел исключительно сильных государств. В связи с многомерностью геополитического пространства экспансия может осуществляться по какому-либо одному из направлений, параметров. Например, Китай прочно обосновался со своими товарами широкого потребления на рыках США. Распространение ислама из арабских государств осуществляется, в том числе, и через иммиграцию в европейские государства.
Во-вторых, мировой политический процесс развивается противоречиво. Экспансия государств с растущим потенциалом происходит не в вакууме, она вызывает ответную реакцию других государств, порождает столкновения и конфликтные ситуации. В современном мире идет постоянная конкурентная борьба за рынки товаров и капиталов, за влияние на другие государства. Неравенство потенциалов государств ведет к появлению государств-лидеров, своеобразных центров притяжения, вокруг которых происходит консолидация других стран.
В-третьих, несмотря на государственно-территориальный принцип организации современного мира, наметилась тенденция к его глобализации, т.е. происходит постепенное преобразование геополитического пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где, несмотря на национальные границы, распространяются идеи и свободно передвигаются люди. В основе глобализации лежит процесс интернационализации экономики, связанный с появлением транснациональных корпораций, международных банков. Он активно развивается благодаря качественным сдвигам в системе связи и транспорта. Интернационализация экономики поставила на повестку дня проблему функционирования мирового рынка на основе более четких правил, определенных договоренностей. Для решения этой проблемы создаются международные политические и экономические организации, разрабатываются нормы международного права и осуществляется контроль за их исполнением.
34.Геополитика. Ее понятие. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля πολιτική — государственные или общественные дела) — направление политической мысли, концепция, о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, не является частью политической географии, в двух словах - это когда в одной стране затрагиваются интересы другой.
Российская Федерация как новый субъект международных отношений. Роль и место России в современном мире во многом определяется её геополитическим положением, то есть, размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных и экономических факторов.
Со второй половины 80-х годов Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.
После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн квадратных километров территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географичес-ким фактором. Территориальный массив России ' престал соответствовать каркасной транспортной инйгоаструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.
Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на черноморском побережье — Новороссийский и Туапсинский.
На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Украины, Белоруссии и Молдовы.
Геополитические изменения коснулись и границ России. В рамках СССР из 77 административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и числ<* зарубежных стран, граничащих с Россией˸ ранее имелось восемь стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей государств нет. Значительная часть государственных границ не имеет официального государственного статуса.
Пространственно-географическое сужение за счёт Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к ʼʼдопетровским временамʼʼ. Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир.
35.Мировая политика и международные отношения.
Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Международные отношения - самостоятельное научное направление.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа:
· отношения соперничества ,
· отношения сотрудничества.
Международная или мировая политика является ядром международных отношений.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации
решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных
участников, фактически – это все субъекты международного публичного права, оказывающие влияние на мировое общение. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные (МПО) и международные неправительственные организации (МНПО).
Межправительственные организации являются стабильными объединениями
государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами (например, ЕС).
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные членов.