Виды правовых актов государственного управления.

Цели, задачи, функции и методы исполнительной власти реализуются в разнообразных правовых управленческих актах. Они образуют самостоятельную систему юридических актов, внутри которой можно обнаружить их определенные группы или виды, отличающиеся один от другого соответствующими признаками.

Классификация актов государственного управления дает возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления, его отраслевое и пространственное действие, место среди других актов.

1. По юридическим свойствам акты подразделяются на нормативные (общие), индивидуальные (административные), акты смешанного характера.

Нормативными являются те акты, которые содержат в себе нормы права. В соответствии со ст. 1 закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, который содержат общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенное число лиц и неоднократное применение. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на длительный срок действия и не имеют конкретного, персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в Правилах дорожного движения, пожарной безопасности и др.). Нормативные акты рассчитаны на многократное применение, поэтому нормативный акт подлежит применению всегда, когда какой-либо субъект вступает в сферу отношений, регулируемых данным актом.

Нормативными актами управления определяется правовой статус органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту или Правительству Республики Беларусь. Акты нормативного значения являются основным видом актов, издаваемых органами государственного управления. Это юридические акты подзаконного административного нормотворчества, или правоустановительные акты. Являясь одним из наиболее емких источников административного права, нормативные управленческие акты регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех сферах и отраслях государственного управления.

К нормативным правовым актам законодательство относит:

- Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

- Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый Республиканским или местным референдумом.

- Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

- Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) Республики Беларусь – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

- Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

- Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

- Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

- Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

- Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

- Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, Правления Национального банкаРеспублики Беларусь, Совета Директоров Национального банка Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

- Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

- Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

- Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

- Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

- Приказ – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

- Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Согласно ст. 3 Закона «О нормативных правовых актах» 2000 г., не являются нормативными правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

К индивидуальным (административным) актам относятся акты, которые не устанавливают, не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретный вопрос управления (дело) на основе законов или других государственно-правовых актов, в том числе и нормативных актов управления, т.е. являются актами применения норм права к конкретным обстоятельствам жизни (случаям). Данные, акты содержат предписания разового характера, являются по существу юридическими актами. Будучи в своей основе правовыми, они устанавливают, изменяют или прекращают конкретные административно-правовые отношения.

Индивидуальный акт – наиболее распространенный вид актов государственного управления. Посредством таких актов оперативно решается большое число дел и вопросов государственной жизни, возникающих в процессе управления. Они всегда адресуются определенным субъектам конкретных отношений. Примером таких актов могут служить, постановления Правительства Республики Беларусь о назначении конкретных лиц на должности заместителя министра и др.

По характеру, непосредственным целям и значению индивидуальные акты подразделяются на две группы:

а) оперативно-исполнительные (акт о назначении на должность);

б) правоохранительные (в них дается правовая оценка деятельности юридических и физических лиц и соответственно реализуется санкция правовой нормы).

К ненормативным правовым актам относятся:

- распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

- распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;

- распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

- акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

- акты органов записи актов гражданского состояния;

- иные правовые акты.

Принцип законности требует строгого соответствия индивидуальных актов нормативным. Акты, изданные не в соответствии с правовыми нормами, опротестовываются, и отменяются.

Правовые акты управления смешанного характера содержат в себе как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам. Такие акты управления принимаются по комплексу взаимосвязанных опросов управления общего, индивидуального, частного значения.

2. По сроку действия правовые акты управления подразделяются на акты с неопределенным сроком действия (бессрочные), срочные и временные.

3. По территории действия правовые акты управления подразделяются на акты, действующие в масштабе Республики Беларусь, и акты, действующие в масштабе административно-территориальной единицы (района, города, области), внутриорганизационные.

4. По характеру компетенции органов государственного управления, издающих акты, последние делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления. Акты общего управления издаются органами общей компетенции (Правительством, исполнительными комитетами областей, городов, районов, местными администрациями городов, районов) и обладают большей юридической силой, чем акты отраслевого и межотраслевого управления. Актами органов межотраслевой (функциональной) компетенции регулируются отношения, связанные с решением специальных вопросов, имеющих межотраслевой характер. Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.

К органам межотраслевого управления относятся, например, Министерство статистики и анализа, Министерство экономики, некоторые комитеты при Совете Министров.

Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли хозяйства или социально-культурного строительства. К данной группе относятся правовые акты министерств транспорта и коммуникаций, архитектуры и строительства, сельского хозяйства и продовольствия, торговли и др.

5. По органам, издающим правовые акты управления, последние делятся на несколько видов на основании Конституции Республики Беларусь, которая устанавливает виды актов, издаваемых органами государственного управления.

По этому признаку определяются следующие виды актов государственного управления: декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Совета Министров; постановления и приказы Министерств и государственных комитетов, комиссий и специальных ведомств; решения и распоряжения исполкомов; приказы и распоряжения руководителей управлений и отделов исполкомов, руководителей учреждений и организаций.

В регулировании отношений в сфере государственного управления участвуют многие органы, в первую очередь Президент и Правительство Республики Беларусь. В соответствии со ст. 85 Конституции Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Как показывает практика, нормативные акты управления издаются Президентом в форме нормативных указов, а по наиболее конкретным вопросам управления - в форме распоряжения.

Нормативными указами Президента регулируются вопросы о структуре органов исполнительной власти, об укреплении единства системы исполнительной власти и ряд других вопросов, связанных с функционированием данной ветви государственной власти и с осуществлением Президентом руководящих функций в отношении Правительства (назначает Премьер-министра по согласованию с Парламентом, принимает решение об отставке Правительства, по предложению Премьер-министра назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, министров и других членов Правительства). Президент в значительной степени определяет характер и особенности функционирования исполнительной власти в стране с учетом того, что согласно ст. 106 Конституции исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Нормативные акты управления издает также Правительство Республики Беларусь на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, действующих законов, а также декретов и указов Президента Республики Беларусь.

Совет Министров издает постановления по вопросам обеспечения эффективного управления в сфере проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и собственности, борьбе с преступностью.

Реализуя перечисленные и многие другие функции, Правительство издает нормативные акты управления – постановления, реально охватывающие многие сферы и отрасли государственного управления и позволяющие ему осуществлять на практике исполнительную власть Республики Беларусь.

Реализация названной конституционной функции Правительства не ограничивается изданием постановлений. В своей практике Совет Министров применяет и другие административно-правовые формы, в частности распоряжения. Распоряжения Премьер-министра – индивидуальные акты с ограниченным сроком действия, которые издаются по вопросам оперативного характера.

Акты Совета Министров Республики Беларусь обязательны на территории всей республики. Они обладают большей юридической силой по сравнению с другими актами государственного управления.

Акты министерств и руководителей других центральных органов. К этим актам относятся постановления и приказы, издаваемые на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений и распоряжений Советы Министров Республики Беларусь.

Издавая постановления и приказы, министерства направляют и руководят деятельностью подчиненных им органов управления.

Исполнительные комитеты издают решения и отдают распоряжения по вопросам своей компетенции. Решения исполкома представляют собой акт коллегиального руководства и принимаются на заседании путем голосования. Они могут содержать как общие правила поведения, так и конкретные предписания.

Распоряжения исполкома отдаются единолично председателем или одним из его заместителей. Органы специальной и отраслевой компетенции (отделы, управления, департаменты и т.п.) издают приказы и иные акты.

К актам управления относятся также приказы и инструкции, издаваемые администрацией государственного учреждения или организации по вопросам совершенствования его работы, расстановки кадров, распоряжения материальными и денежными средствами, укрепления трудовой дисциплины.

Правовые акты управления издаются также государственными органами, которые не являются органами исполнительной власти. Например, приказы, инструкции и другие акты принимаются руководителями представительных органов, прокурорами. Эти акты издаются для решения внутриорганизационных вопросов. Кроме того, судьи выносят постановления по делам об административных правонарушениях.

6. По форме выражения правовые акты управления подразделяются на словесные и конклюдентные. Словесные акты в свою очередь делятся на письменные и устные. Письменный акт управления рассматривается как надлежащим образом оформленный письменный документ. Во многих случаях акт управления имеет силу лишь тогда, когда он соответствующим образом письменно оформлен.

Наряду с письменными актами существуют устные (приказы, распоряжения, указания, команды и т.п.), которые чаще всего принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления.

Воля субъекта управления может выражаться посредством определенных жестов, сигналов, знаков и других конклюдентных действий. Таковы, например, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы и специальные знаки, подаваемые работниками железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Правовой акт управления должен приниматься в строгом соответствии с требованиями принципа законности, на основе и во исполнение законов. Основные требования законности, предъявляемые к актам государственного управления заключаются в следующем.

1. Правовые акты управления должны быть юридически обоснованы. Юридическая обоснованность актов управления не должна быть формальной. Недостаточно одной лишь ссылки на тот или иной закон. Необходимо, чтобы эти акты соответствовали цели, которая предусмотрена законом или другим юридическим актом вышестоящего органа.

Юридическая обоснованность актов управления предполагает также их издание в пределах компетенции соответствующего органа государственного управления, т.е. по предмету своего ведения, с соблюдением объема полномочий и территориальных границ деятельности.

2. Правовые акты управления должны быть экономически обоснованы. Это требование предполагает и учет экономических последствий принимаемых решений, выбор на этой основе наиболее оптимального их варианта, определяемого не только государственными потребностями и интересами (например, общеотраслевыми), но и возможностями резерва исполнителей.

3. Правовые акты управления должны приниматься в установленном порядке. Например, акты, принимаемые, коллегиальными органами, должны обсуждаться на заседаниях этих органов при наличии кворума, т.е. простого или квалифицированного (не менее двух третей) большинства членов данного коллегиального органа. Без выполнения этого требования акты являются незаконными. Также являются незаконными акты, принимаемые иногда на практике путем опроса или в рабочем-порядке, без обсуждения их на заседаниях коллегиального органа.

4. Правовой акт управления должен быть издан по установленной форме и подписан надлежащими должностными лицами.

Неправомерные акты государственного управления. Акты государственного управления могут быть признаны неправомерными, если они изданы с нарушением предъявляемых требований. В зависимости от характера нарушения и его последствий они подразделяются на ничтожные и оспоримые.

Ничтожными актами государственного управления являются такие, которые не порождают юридических последствий с момента их возникновения. Их юридическая несостоятельность настолько очевидна, что они не подлежат никакому исполнению, пороки таких актов не могут быть устранены. Ничтожными являются акты, которые грубо нарушают законы и интересы личности, общества, государства.

Оспоримые акты – это такие акты государственного управления, которые при обязательности их исполнения могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке по инициативе самого издавшего органа или в результате обжалования. Вопрос о законности оспоримого акта государственного управления решается органом, который издал акт, вышестоящим органом, органом контроля или судом.

Организационно-технические требования к актам управления.

Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. В соответствии с этим в актах управления должны быть четко определены: 1) конкретные задачи (права и обязанности); 2) их исполнители; 3) сроки; 4) формы и 5) методы решения задач.

Акты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разрешения с помощью правовых средств.

В целях осуществления дифференцированного руководства акты управления должны издаваться в соответствии с особенностями отдельных местностей, отраслей управления, спецификой задач тех или иных государственных органов и должностных лиц. При этом должны учитываться конкретные условия работы исполнителей, их реальные возможности.

Большое значение для эффективности актов управления имеет соблюдение требования четкого содержания акта. Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и понятным языком, исключающим разное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии (ст. 9 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Необходимыми являются также следующие требования: согласование проекта акта с другими заинтересованными органами, соответствие положений проекта действующему законодательству, а если возникает необходимость внести изменения в последнее, то подготовка предложения по этому вопросу.

Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правовых актов дает основания для их оспаривания, а возможно, и для признания недействительными.

В Республике Беларусь не существует одного правового акта, определяющего общий порядок принятия (издания) актов управления. Такой порядок регулируется многими правовыми актами. Некоторые аспекты рассматриваемого порядка закреплены в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

- планирование нормотворческой деятельности;

- нормотворческая инициатива;

- подготовка проекта нормативного правового акта;

- принятие (издание) нормативного правового акта;

- включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

- опубликование нормативного правового акта и введение в действие.

Наличие всех указанных самостоятельных стадий характерно главным образом для нормативных актов. Издание же индивидуальных актов в ряде случаев упрощено и не всегда может быть четко подразделено на такие стадии.

Неодинаковы и стадии издания актов в разных органах, и действия, связанные с изданием актов в различных формах одним органом. Например, процедура принятия решений исполкомом отлична от процедуры принятия распоряжений. При этом имеются и общие правила издания некоторых актов различными органами, хотя они содержатся в разных источниках.

Подготовка проекта нормативного правового акта может включать:

- рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;

- организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;

- сбор необходимых материалов и информации;

- разработку концепции проекта;

- составление текста проекта;

- согласование проекта;

- проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно либо поручить субъекту нормотворческой инициативы, заказать ее Национальному центру законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, а также в установленном порядке привлечь к подготовке проекта соответствующих специалистов из иных учреждений и организаций, в первую очередь государственных, поручить специально создаваемым для этого временным комиссиям или рабочим группам.

Проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе. Ее вид зависит от вида правового акта. Например, юридическую экспертизу проектов нормативно-правовых актов (постановлений) Совета Министров Республики Беларусь проводит Министерство юстиции Республики Беларусь (ст. 49 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом).

Нормотворческий орган (должностное лицо) по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:

- одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт;

- отклонить проект с указанием мотивов и причин;

- отложить принятие проекта на определенный срок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

- возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Подписание официального текста нормативного правового акта осуществляется:

- декрета, указа Президента Республики Беларусь, закона – Президентом Республики Беларусь;

- постановлений Совета Министров Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов – руководителем органа, принявшего (издавшего) акт, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности.

Декреты Президента Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию.

Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь:

ü в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь;

ü в газете «Советская Белоруссия» – акты Президента Республики Беларусь;

ü в газете «Рэспублiка» – постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, правовые акты республиканских органов государственного управления;

ü в периодических печатных изданиях, которые определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, – правовые акты областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты.

Опубликование нормативного правового акта на других языках допускается только при наличии его официального перевода на соответствующий язык, утвержденного соответствующим государственным органом (должностным лицом) в порядке, установленном для принятия (издания) этого акта.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.

В случае разновременного опубликования нормативного правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного правового акта и срок вступления его в силу определяются по дате первоначального опубликования.

Неофициальное опубликование осуществляется только после его официального опубликования с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации. Кроме того, акты Президента, Правительства Республики Беларусь могут быть переданы в установленном порядке для опубликования в иных органах печати, обнародованы по телевидению, радио, каналам связи, а также разосланы соответствующим государственным органам.

Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Решение о том, что нормативный правовой акт или его отдельные положения не подлежат опубликованию, принимается в установленном законодательством Республики Беларусь порядке уполномоченным государственным органом (должностным лицом), о чем на оригинале нормативного правового акта делается соответствующая отметка.

Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: наименования органа (должностного лица), принявшего (издавшего) нормативный правовой акт, вида этого акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.

Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования нормативных правовых актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

Указы Президента Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь или законодательством.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь или законодательством.

Иные нормативные правовые акты могут быть официально опубликованы после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Так, нормативные акты министерств и ведомств Республики Беларусь, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Беларусь, подлежат официальному опубликованию не позднее десяти дней после их регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования ведомственных нормативных актов возложен на Министерство юстиции Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, поступившие от уполномоченных государственных органов (должностных лиц) в органы официального издания, должны быть опубликованы не позднее чем в 5-дневный срок со дня их поступления, за исключением декретов Президента Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, подлежащих немедленному опубликованию.

Наши рекомендации