Классификация правовых форм управленческой деятельности.
В науке административного права формы государственного управления классифицируются по содержанию, целенаправленности, способу выражения.
1. По содержанию (характеру действий) правовые формы подразделяют на правотворческую и правоприменительную.
Правотворческая форма заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене, т.е. возникновении, изменении или прекращении административных правоотношений между субъектами и объектами.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешение на основе норм права конкретных управленческих вопросов (дел).
2. По содержанию и свойствам правовых форм, применяемых органами управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на регулятивную и правоохранительную.
Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально-культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.
Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность.
Совершение иных юридически значимых действий также является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при наступлении соответствующих условий, указанных в правовой форме, без принятия индивидуальных актов.
К ним относятся такие действия, как применение мер пресечения противоправных действий (прописка и выписка граждан, регистрация автотранспорта), выдача официальных документов типа прав на вождение транспортных средств и др.
3. По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные.
Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности предопределяются ее юридическими свойствами. Наиболее распространенным способом выражения результата управленческой правоприменительной деятельности является индивидуальный письменный акт. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.
Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды), который часто применяется при решении вопросов оперативного характера.
Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.
Исполнительная и распорядительная деятельность может выражаться в различных действиях органов исполнительной власти, характеризующих как внешние, так и внутренние реорганизационные отношения.
4. По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.
Правовые формы внутренней управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри органа, а также для управления нижестоящими подчиненными органами.
Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на органы задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.
Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.
Критерии применения правового регулирования в области государственного управления:
1. Общие требования.
1.1. адекватное отражение объективных потребностей, выявление необходимой зависимости между общими задачами управления, развития хозяйства, культуры и другими целями правового регулирования;
1.2. определение метода правового регулирования и его соотношения с другими видами воздействия для решения возникающих задач управления;
1.3. обоснованный выбор формы правового акта в соответствии с характером регулируемых отношений;
1.4. устранение пробелов в системе правового регулирования.
2. Критерии законности правовых актов:
2.1. правомочность субъекта, принимающего акт;
2.2. соответствие содержания акта объему полномочий субъекта;
2.3. правильный выбор формы акта;
2.4. соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и вступления акта в силу.
3. Конституционные критерии (критерии соответствия законов и иных актов Конституции):
3.1. отражение конституционных идей и принципов;
3.2. правильное использование конституционных понятий и терминов;
3.3. учет места акта в правовой системе;
3.4. соблюдение процедуры принятия и вступления акта в силу;
3.5. соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
3.6. корреляция объема и содержания нормы Конституции нормы соответствующего закона.
4. Дополнительные критерии:
4.1. обеспечение меры императивности актов вышестоящих органов для актов нижестоящих органов;
4.2. соблюдение допускаемой степени самостоятельности принятия конкретизирующих и дополнительных норм;
4.3. оценка локальной целесообразности принятия конкретизирующих и дополнительных норм;
4.4. оценка локальной целесообразности принятого акта с точки зрения государственной целесообразности;
4.5. учет временного фактора, включая бездействие и т.п.;
4.6. ресурсная обеспеченность акта.
В соответствии с названными критериями можно добиться высокой степени правового воздействия на общественные процессы.
Правовое обеспечение обладает комплексным характером, что выражается прежде всего в охвате им главных сфер управления – политической, экономической, научной, технической, социальной и др.
Элементы обеспечения правового регулирования:
1) изучение правовых актов всеми субъектами при вступлении в должность и в процессе их деятельности;
2) правовое воспитание как средство повышения правовой культуры и профессиональной квалификации работников;
3) правильное применение юридических норм для оптимального решения задач управления;
4) анализ практики применения законодательства, правовых актов (административный прецедент);
5) контроль за соблюдением законности, предотвращение и устранение нарушений, применение мер поощрения и взыскания к гражданам, должностным лицам;
6) совершенствование законодательных и иных актов, изменение, отмена устаревших.
3. Акты управления как основная правовая форма управления
Основной правовой формой управленческой деятельности является издание актов управления. Существенна роль регламентирующих актов (положений и процедур), определяющих статус звеньев государственного аппарата. Это комплексные по своему характеру правовые акты, реализация которых содействует упрочению юридической основы управленческой деятельности. На практике эти нормативные регуляторы недооцениваются, нормативные акты слабо реализуются и усиливается поток ведомственных актов.
В литературе актами управления признаются:
а) действия, направленные на установление правовых норм или же влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений
б) юридические документы, принятие которых государственными органами означает установление правовых норм или возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений;
в) форма исполнительно-распорядительной деятельности субъектов государственного управления.
Акты управления есть основанные на законе предписания государственно-властного характера, изданные в соответствующих формах в процессе исполнительно-распорядительной деятельности полномочными органами (должностными лицами) и влекущие юридические последствия.