Формально-юридический и методологический аспекты государственного управления
1.Понятие и виды форм государственного управления.
2.Правовые формы государственного управления, их особенности.
3.Акты управления как основная правовая форма управления.
4.Методы государственного управления.
1. Понятие и виды форм государственного управления
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, которые осуществляют управление посредством определенных форм, от использования которых в значительной мере зависит успех управленческой деятельности.
Форма государственного управления – это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности в конкретных действиях, совершаемых органом управления (должностным лицом) в рамках компетенции, и вызывающее определенные последствия.
Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.
Как правило, формы деятельности регламентируются административно-правовыми нормами (например, положениями, уставами о тех или иных органах государственного управления, должностными инструкциями).
Общая регламентация форм управленческой деятельности не препятствует свободному выбору самим органом управления той из установленных форм, которая в данной ситуации представляется наиболее целесообразной и эффективной.
Выбор тех или иных форм зависит от следующих обстоятельств:
1) характера компетенции данного органа (должностного лица);
2) особенностей объекта управляющего воздействия (влияние форм собственности, в частности);
3) конкретной цели совершаемых управленческих действий;
4) характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов.
Различают две группы форм управленческой деятельности:
а) правовые, всегда влекущие определенные юридические последствия (например, наложение штрафа - последствия возлагают обязанность уплатить определенную денежную сумму в доход государства); управленческая деятельность является подзаконной, поэтому превалируют правовые формы.
б) неправовые – непосредственно не вызывают юридических последствий (инструктаж регулируется правовыми нормами, но его цель состоит в том, чтобы разъяснить, как лучше выполнить какие-либо предписания, он сам не изменяет, не порождает и не прекращает правоотношение).
Различия между этими группами форм деятельности органов управления обусловлены их отношением к праву.
При сохранении важного значения издания правовых актов все большее развитие в деятельности аппарата государственного управления получают формы организационно-структурного типа (например, изучение, обобщение и распространение передового опыта оказания практической помощи на местах, разработка научно обоснованных рекомендаций и т.п.).
Классификация неправовых форм управленческой деятельности.
К не правовым формам относятся формы выражения организационных и материально-технических действий по управлению. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъекта управления.
Организационные управленческие действия выражаются в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, обучении исполнителей, их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, при разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.
Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.
Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако, с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.
К материально-техническим действиям, например, относятся:
ü составление отчетов;
ü ведение делопроизводства;
ü оформление документов;
ü регистрация фактов;
ü размножение материалов, документов и др.
Материально-технические действия призваны обеспечить четкую и эффективную работу субъектов управления.
Они облегчают процесс управления, повышают производительность и культуру управленческого труда.
2. Правовые формы государственного управления, их особенности
Фундаментальное значение имеет правовая организация управления, что определяет актуальность законодательного регулирования статуса органов государства, упорядочение правового положения управленческих органов путем принятия нормативной правовой базы, определяющей задачи, функции, полномочия, структуру и штаты, информационную систему, кадровый персонал, организацию, формы, методы деятельности.
Особенность правовой формы управления заключается том, что в данном случае наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.
Правовые формы управления отличаются от других правовых форм деятельности государства (законодательной, судебной) тем, что посредством этой формы практически реализуются задачи и функции управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений во всех сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.