Недостатком этих конвенций является то, что в них не определена ширина территориального моря и границы континентального шельфа.

Основные принципы ММП:

· принцип свободы открытого моря – открытое море открыто для всех государств, как прибрежных так и не имеющих выхода к морю;

· принцип использования открытого моря в мирных целях – исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств;

· принцип рационального использования морских ресурсов;

· принцип предотвращения загрязнения морской среды – например, М/н конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года;

· принцип свободы морских научных исследований.

Поэтому в 1960 году состоялась 2-ая Женевская конференция ООН по морскому праву, рассматривавшая вопросы о ширине территориального моря и об урегулировании промысла рыбы в открытом море. Однако решения приняты не были, так как государства, имевшие ранее ширину территориального моря 3 мили отказывались расширять ее до 12 миль.

В конце 60-х – начале 70-х гг. возникла необходимость уточнения правового статуса морского дна и его недр за пределами шельфа, выработки режима освоения минеральных ресурсов этого района, установление более точной внешней границы шельфа и единого предела ширины территориальных вод, разработки норм для защиты морской среды и регулирования научных исследований Мирового океана.

В 1970 году была созвана 3-я Конференция ООН по морскому праву (с 1973 года состоялось 12 рабочих сессий). В 1982 году была подготовлена новая Конвенция ООН по морскому праву, но из-за того, что США и ФРГ блокировали ее принятие она вступила в действие только в 1994 году. В целом Конвенция сохраняет все основные принципы действующего м/н морского права с включением в нее ряда новых положений.
В соответствии с Конвенцией 1982 года предусмотрено создание двух м/н органов:

· м/н органа по морскому праву,

· м/н трибунала по морскому праву.

На основании этой Конвенции государства-участники, имплементировав нормы конвенции в национальное законодательство, должны принять новые внутренние правовые акты: положение об охране государственной границы, кодекс торгового мореплавания, таможенный кодекс, воздушный кодекс, законы и правила по исполнению и охране континентального шельфа.

74. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года: разработка, принятие, структура, значение, новые институты

В 1970 году была созвана 3-я Конференция ООН по морскому праву (с 1973 года состоялось 12 рабочих сессий). С 6 по 10 декабря 1982 года в Монтего Бее (Ямайка) состоялась заключительная сессия Конференции. На ней представители государств подписали Заключительный акт и Конвенцию ООН по морскому праву.

Конвенция устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства. Она состоит из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. В соответствии с пунктом 1 статьи 311 для государств-участников эта Конвенция будет превалировать над Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года.

Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы.

В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств в вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов, и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря государств, не имеющих выхода к морю, и свободы транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.

Конвенция рассматривает вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции государств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.

Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает новую м/н организацию – М/н орган по морскому дну (МОД) с его оперативным подразделением – Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минеральных ресурсов дня океана.

Конвенция касается охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составлении новых карт океанских вод и районов, покрытых льдами.

Конвенция предусматривает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный М/н трибунал по морскому праву. Предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по рыболовству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т.д.

Вопросы, не урегулированные Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего МП.

75. Принципы м/н морского права. Понятие исключительной юрисдикции государства флага. Иммунитет военных кораблей

Основные принципы ММП:

· принцип свободы открытого моря – открытое море открыто для всех государств, как прибрежных так и не имеющих выхода к морю;

· принцип использования открытого моря в мирных целях – исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств;

· принцип рационального использования морских ресурсов;

· принцип предотвращения загрязнения морской среды – например, М/н конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года;

· принцип свободы морских научных исследований – все государства независимо от их географического положения и компетентные м/н организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции ОНН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года:

Статья 31 «Ответственность государства флага за ущерб, причиненный военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях»

Государство флага несет м/н ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм м/н права.

Статья 32 «Иммунитет военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях»

За исключением случаев, предусмотренных в подразделе A и в статьях 30 и 31, ничто в настоящей Конвенции не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях.

Статья 92 «Статус судов»

1. Судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в м/н договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

2. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Статья 94 «Обязанности государства флага»

1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство, в частности:

a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых м/н правил вследствие их небольших размеров; и

b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:

a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых м/н актов;

c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения

4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:

a) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;

b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;

c) капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми м/ни правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.

5. Принимая меры, предусмотренные в пунктах 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых м/н правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.

6. Государство, которое имеет явные основания полагать, что надлежащая юрисдикция и контроль в отношении какого-либо судна не осуществляются, может сообщить о таких фактах государству флага. По получении такого сообщения государство флага обязано расследовать этот вопрос и, когда это уместно, принять любые меры, требуемые для исправления положения.

7. Каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами или под их руководством каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.

Статья 95 «Иммунитет военных кораблей в открытом море»

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Военные корабли, а также суда, принадлежащие государству (или эксплуатируемые им) и состоящие на государственной службе, пользуются за внешней границей территориального моря полным иммунитетом от принудительных действий и юрисдикции какого-либо иностранного государства.

76. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

· пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

· пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.

В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными водами — оба термина равнозначны).

В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Внутренние морские воды – воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

§ акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

§ море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

§ морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Принятые правила отсчета внутренних вод в заливах (бухтах, губах и лиманах) не применяются к "историческим заливам", которые, независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. К таким "историческим заливам" относится, в частности, на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102 морские мили). Статус залива Петра Великого как "исторического залива" был определен Россией в 1901 году в правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства, а также в соглашениях России и СССР с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 годов. Канада считает своими историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около 50 морских миль). Норвегия — Варангер-фьорд (ширина входа 30 морских миль), Тунис — Габесский залив (ширина входа около 50 морских миль).

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов.

Правовой режим морских портов. Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Поэтому прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. Оно вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Этот м/н обычай был подтвержден Конвенцией о режиме морских портов, заключенной в Женеве в 1923 году. Ее участниками являются около 40 прибрежных государств.

Тем не менее в интересах развития м/н отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации.

Согласно М/н конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.
Для захода в морские порты иностранных военных кораблей необходимо приглашение прибрежного государства или получение предварительного разрешения, а в некоторых странах требуется уведомить прибрежное государство.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т. д. Обычно государства заключают между собой договоры о торговле и мореплавании, которые определяют порядок захода и правовой режим пребывания в портах торговых судов договаривающихся государств. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима (предоставление режима, которым пользуются отечественные суда) либо наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо наиболее благоприятствуемого третьего государства).
Согласно м/н обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

В 1965 году была заключена Конвенция по облегчению м/н судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику для упрощения и уменьшения формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них.

Военные корабли, законно находящиеся в иностранном порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Но они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также соответствующие нормы м/н права (запрещение угрозы силой или ее применения, невмешательство и др.).

К внутренним морским водам относятся:

· внутренние моря – это моря, омывающие берега одного государства или двух государств, а также моря-заливы (например, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское);

· воды заливов, бухт, губ и лиманов, а также морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству. Исторические заливы имеют США, Франция, Англия, Канада и другие. Например, исторический залив Петра Великого в России.

· воды портов до линии, проведенной между наиболее выдающимися в море постоянными портовыми сооружениями, которые являются составной частью системы порта.

Внутренние морские воды являются частью территории государства, на них полностью распространяется его суверенитет, и находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Во внутренних морских водах запрещается судоходство, рыболовство и иной морской промысел иностранных судов. Иностранные морские суда могут допускаться во внутренние морские воды при согласии прибрежного государства и на основе специальных м/н соглашений, правила пользования внутренними морскими водами иностранными судами устанавливаются в одностороннем порядке прибрежным государством.

Морские порты имеют режим внутренних морских вод. Объявить порт открытым или закрытым для иностранных судов – суверенное право каждого государства. Внутригосударственным законодательством определяется режим портов. Для захода иностранных торговых судов в торговые порты не требуется специального разрешения. Что касается иностранных военных судов, то для них установлен либо разрешительный (например: Россия, Финляндия), либо просто уведомительный порядок.

Военный корабль может заходить во внутренние морские воды иностранного государства без разрешения или уведомления только в двух случаях:

1) если на его борту находится глава государства или глава правительства или же

2) если судно терпит бедствие (например: непогода, поломка).

Торговые суда с атомными энергетическими установками для захода в иностранные воды должны заранее направлять информацию о своей безопасности государству, в воды которого они предполагают зайти (конвенция об охране человеческой жизни на море 1960 года). Иностранное торговое судно и военный кораблю во время пребывания во внутренних водах государства обязаны выполнять правила прибрежного государства.
Местные власти уважают “право флага” и не вмешиваются во внутренний распорядок судна, за исключением тех случаев, когда на борту судна совершается действие, нарушающее законы и правопорядок страны порта. В этом случае вступает в силу юрисдикция страны пребывания судна. Под юрисдикцией порта – находятся все невоенные суда.

К внутренним водным путям относятся:

а) воды национальных внутренних рек (национальный правовой режим);

б) воды пограничных и м/н рек (смешанный правовой режим);

в) воды внутренних каналов;

г) воды внутренних и пограничных озер.

77. Территориальные воды: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления. перилежащие зоны

Под территориальными водами или морем понимается прибрежная морская полоса шириной не более 12 морских миль, находящаяся под суверенитетом (верховенством) прибрежного государства. Ширина территориальных вод отсчитывается от так называемых исходных линий (как правило, это линия наибольшего отлива вдоль берега, а если берег сильно изрезан, то от условных прямых линий, называемых “базисными линиями”).

Территориальные воды, воздушное пространство над ними, дно и недра под ними считаются составной частью территории прибрежного государства. Внешняя граница территориальных вод государства является его государственной границей.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года торговые суда всех государств без исключения пользуются правом мирного прохода через территориальные воды, и прибрежное государство не должно препятствовать такому проходу.

Под мирным проходом понимается проход иностранных судов через территориальные воды без захода во внутренние воды прибрежного государства, или проход во внутренние воды этого государства, или выход из этих вод в открытое море.

В случае нарушения режима территориальных вод пограничные войска прибрежного государства могут преследовать иностранное судно-нарушитель, преследование продолжается и в открытом море, до захода судна в свои территориальные воды или воды третьего государства. Основным условием правомерности преследования является его непрерывность (т.е. по “горячим следам”).

Военные корабли, при разрешительном порядке, могут без разрешения войти в территориальные воды в случаях:

· если они несут на своем борту главу государства, главу правительства, дипломатического представителя своего государства в страну пребывания,

· при форс-мажорных обстоятельствах.

За проход в территориальные воды суда налогами не облагаются, за исключением случаев, когда судну требуется лоцманская проводка, буксирная или иная помощь, которая облагается особым сбором.

В момент прохода на них действует юрисдикция государства флага судна, за исключением случаев, когда:

· на судне совершено преступление, затрагивающее интересы прибрежных государств;

· если капитан судна или консул флага судна просит о вмешательстве государства;

· для пресечения торговли наркотиками.

Прилежащая зона – это район открытого моря, прилегающий к внешней границе территориальных вод, который устанавливается для осуществления контроля прибрежного государства в целях предотвращения нарушений в пределах его территории или территориального моря. Конвенция 1982 года установила ширину прилежащей зоны в 12 морских миль, т.е. 12 миль – территориальные воды и 12 миль – прилежащая зона.

Существуют следующие основные виды прилежащих зон:

- эмиграционная;

- таможенная;

- санитарная;

- фискальная.

Конвенция 1982 года выделяет: зону уголовной и гражданской юрисдикции, в пределах этой зоны к судам, уходящим из зоны юрисдикции прибрежного государства могут применяться санкции в случае нарушения законов прибрежного государства; зона безопасности; зона нейтралитета; крепостная зона; зона морского контроля; зона консервации.

Преследования по “горячим следам” – это преследование возможно в случае, если командой или членом его экипажа, кораблем совершено правонарушение, т.е. нарушены уголовные и гражданские законы страны пребывания. Преследование по “горячим следам” должно отвечать следующим требованиям:

· оно должно начаться до выхода судна из порта;

· оно должно осуществляться непрерывно выходя за пределы территориального моря в открытое море;

· в случае преследования возможно применение оружия;

· оно должно окончиться до вхождения судна-нарушителя в территориальное море своего или третьего государства.

78. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Законодательство России об исключительной экономической зоне

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – находящийся за пределами территориального моря прилегающий к нему район шириной до 200 миль, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок, сооружений, морских исследований и охраны морской среды.

В ИЭЗ все государства, как прибрежные, так и не имеющие выходы к морю, пользуются свободой судоходства и пролета воздушных судов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными в м/н порядке видами использования моря.

В ИЭЗ установлен специфический правовой режим. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странамис согласия прибрежного государства.

На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.). Никакое государство не вправе претендовать на подчинение ИЭЗ своему суверенитету.

Конвенционные положения об исключительной экономической зоне являются компромиссными. Они иногда подвергаются неоднозначному толкованию. Так, некоторые зарубежные авторы, в частности из развивающихся государств, высказывают точку зрения о том, что ИЭЗ ввиду присущего ей специфического правового режима, включающего значительные права прибрежного государства, не является ни территориальным морем, ни открытым морем.

Согласно Конвенции 1982 года ИЭЗ фактически рассматривается как часть открытого моря с некоторыми изъятиями в пользу прибрежных государств, о чем свидетельствуют следующие факты:

· ИЭЗ представляет собой район, который находится за пределами территориального моря и прилегает к нему, на него, следовательно, не распространяется суверенитет прибрежного государства;

· в ИЭЗ все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, т.е. свободы, действующие в ИЭЗ, квалифицируются как свободы открытого моря;

· в ИЭЗ никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету;

· в отношении ИЭЗ прибрежные государства могут принимать только такие законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов, которые соответствуют общепринятым м/н нормам и стандартам;

· право преследования по горячим следам за нарушение законов и правил прибрежного государства прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства, т.е. может продолжаться и в ИЭЗ, которые и в этом отношении рассматриваются как часть открытого моря;

· юрисдикция прибрежного государства в ИЭЗ не является, как правило, исключительной.

Законодательство РФ об исключительно экономической зоне:

Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны в РФ – система регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.

ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.1998 №191-ФЗ (в редакции от 04.11.2006).

Данный ФЗ определяет статус исключительной экономической зоны РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами м/н права и м/ни договорами РФ. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней.

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны РФ

1. Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, м/ни договорами РФ и нормами м/н права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено м/ни договорами РФ.

Статья 5. Права РФ в исключительной экономической зоне

1. РФ в исключительной экономической зоне осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;

2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к "сидячим видам" морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к "сидячим видам", производятся в соответствии с Законом РФ "О недрах", Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ", другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;

3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ";

4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ";

5) юрисдикцию в отношении:

· морских научных исследований;

· защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

· прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов РФ, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ".

6) другие права и обязанности, предусмотренные м/ни договорами РФ.

2. РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и м/ни договорами РФ.

3. РФ, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами м/н права.

4. Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении РФ: регулирование деятельности по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства РФ.

Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне

1. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения м/н права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

2. Указанные свободы осуществляются при условии соблюдения настоящего Федерального закона и м/н договоров РФ, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов исключительной экономической зоны.

79. Континентальный шельф: понятие, внешний предел, правовой режим. Законодательство России о континентальном шельфе

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных м/н правом пределов.

На I Конференции ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов "сидячих видов" (жемчуг, губки, кораллы и др.), прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему или под ним в надлежащий период своего развития.

Конвенция предусмотрела право прибрежного государства при осуществлении разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа возводить необходимые сооружения и установки, а также создавать вокруг них 500-метровые зоны безопасности. Эти сооружения, установки и зоны безопасности не должны устанавливаться, если это может создать препятствия для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для м/н судоходства.

В Конвенции сказано, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. На III Конференции по морскому праву были приняты цифровые пределы для установления внешней границы континентального шельфа. Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как "морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние" (п. 1 ст. 76).

В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м (п. 5 ст. 76).
В соответствии с Конвенцией создается Комиссия по границам континентального шельфа. Границы, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом.

Кроме того, все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства.

Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Однако оно не может по своему усмотрению отказать другим странам в согласии на проведение морских исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль, за исключением тех районов, в которых им ведутся или будут проводиться операции по детальной разведке природных ресурсов.

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

ФЗ «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 №187-ФЗ (в редакции от 04.11.2006 № 188-ФЗ).

Данный ФЗ определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами м/н права и м/ни договорами РФ. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу РФ и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу РФ.

Статья 1. Определение и границы континентального шельфа РФ

Континентальный шельф РФ (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами м/н права.

Статья 5. Права РФ на континентальный шельф

РФ на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если РФ не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия РФ;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию в отношении:

· морских научных исследований;

· защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;

· прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.

РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами м/н права.

Права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

РФ, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами м/н права.

Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов.

80. Открытое море: понятие, свободы. Борьба с преступлениями, совершаемыми в открытом море. Пиратство. Преследование по горячим следам

Под открытым морем понимается водное пространство, расположенное за пределами территориального моря, следовательно, открытое море – это море, которое не выходит в территориальное и внутреннее море прибрежных государств.

Открытое море как часть Мирового океана находится в общем пользовании всех государств и народов на началах их полного суверенного равенства. Государства пользуются водами открытого моря на основе общепризнанного и сложившегося веками принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свою власть на открытое море и воздушное пространство над ним.

Наши рекомендации