Тема 7. Московская Русь во 2-й половине XVI в.

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический институт

Отделение вечернего обучения

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

___________________________

профессор А.С. Ревушкин

«____» __________ 2007 г.

Литвинов А.В.

История Отечества

Программа курса для студентов специальности «Юриспруденция»

Томск - 2007

Программа курса «История Отечества» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по государственным и социально-экономическим дисциплинам государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».

Составитель – к.и.н., доцент кафедры современной отечественной истории ТГУ Литвинов Александр Валерьевич.

Учебная программа курса «История Отечества» утверждена учебно-методической комиссией юридического института Томского государственного университета «___» ___________ 2007 г.

Председатель учебно-методической комиссии

_______________________________________________________________

© Томский государственный университет

© Литвинов А.В.

Организационно-методический раздел

Цель курса - сформировать у студентов обобщенное представление об истории России.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

· дать представление об основных концептуальных оценках исторического развития России;

· объяснить суть социально-экономических процессов;

· дать понятие об основных социально-политических процессах.

Курс читается в первом семестре первого курса и предшествует всем другим историко-юридическим дисциплинам. По этой причине курс выполняет функции фундамента для усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Изучение курса оканчивается экзаменом. В билетах сформулированы два вопроса - основной и дополнительный.

Для положительной оценки студенты должны знать основные факты по отечественной истории и грамотно их излагать, знать основные термины и уметь их правильно применять, знать хронологию и географию событий, формулировать суть основных социально-экономических и социально-политических процессов, иметь представление об исторической роли выдающихся государственных и общественных деятелей страны.

Содержание курса

Тема 1. Восточные славяне в эпоху первобытности.

Происхождение, расселение и этническое окружение, хозяйство, общественно-политическое устройство, верования.

Тема 2. Древнерусское государство (IX - XIII вв.)

Предпосылки образования, основные этапы эволюции социально-экономического и политического устройства. Крещение Руси.

Тема 3. Русь в эпоху раздробленности (XII - XIII вв.).

Предпосылки распада, основные тенденции экономического, социального и политического развития основных русских земель (Новгородская республика и Северо-Восточная Русь): общее и различное.

Тема 4. Русь между Западом и Востоком: борьба за независимость в XIII в.

Отражение крестоносной агрессии с Запада (Александр Невский, Довмонт Псковский), установление Ордынского ига, эволюция форм эксплуатации русских земель Ордынскими государствами в XIII - XIV вв.

Тема 5. Формирование централизованного русского государства (конец XIII - середина XV вв.).

Предпосылки и альтернативы объединения, деятельность московских князей и возвышение Москвы как ведущего центра объединения северо-восточных русских земель.

Тема 6. Формирование централизованного русского государства (середина XV - первая треть XVI вв.).

Завершение объединения русских земель, обретение независимости, эволюция государственного устройства и формирование государственной идеологии.

Тема 7. Московская Русь во 2-й половине XVI в.

Эволюция внутриполитического курса Ивана IV Грозного: Реформы "Избранной Рады" и Опричнина. Причины и последствия.

Тема 8. Русь в эпоху Смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.).

Причины и сущность общенационального кризиса, основные этапы его развития, иностранная интервенция и ее преодоление, формирование новой политической системы. Последствия Смуты.

Тема 9. Россия в XVII в.

Основные тенденции и итоги эволюции политического и социально-экономического устройства. Массовые народные протестные движения.

Наши рекомендации