Противодействие коррупции в силовых структурах и правоохранительных органах
Исследование сущности коррупции в среде служащих правоохранительной службы, а именно, выявление и анализ коррупциогенных факторов в служебной деятельности служащих правоохранительной службы, причин коррупционного поведения служащих правоохранительной службы показало, насколько многогранны проявления коррупции в органах правоохранительной службы.
В связи с этим, при разработке системы мер и механизмов по противодействию коррупции совершенно необходима четкая методологическая основа, единство отправных положений и ведущих принципов в подходе к противодействию коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
Полагаем, что методологические основы разработки антикоррупционной системы мер и механизмов служебной деятельности служащих правоохранительной службы должны включать:
I. Принципы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
II. Основные формы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
III. Основные направления противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
IV. Методы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы. А реализация любой деятельности связана с необходимостью обоснования принципиальных положений, определяющих и закрепляющих ее основные исходные начала. Система права, ее отдельная отрасль или институт не могут быть созданы надлежащим образом, если законодатель не будет руководствоваться определенными принципами, а учитывая, то что принципы – это не просто провозглашённые положения, а руководство к действию, они должны исполняться повседневно и, безусловно, правоприменителями.
Ввиду этого полагаем, что антикоррупционная система мер и механизмов служебной деятельности служащих правоохранительной службы не может быть эффективной без определения и обоснования принципиальных положений.
Определение совокупности принципов противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы должно быть основано на базовых принципах противодействия коррупции, определенных в ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и дополнено специальными принципами, выведенными с учетом специфики коррупционных проявлений в органах правоохранительной службы.
Основными принципами противодействия коррупции, определенным в Законе № 273-ФЗ, являются:
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер по предупреждению коррупции;
- приоритетного применения мер по предупреждению коррупции;
- сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Учитывая общеправовое значение первых четырех принципов и специальное правовое значение остальных для целей противодействия коррупции в целом в государстве, далее конкретизируем их и выведем из перечисленных принципов специальные принципы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
Первостепенным конституционным принципом деятельности в любой сфере государственного управления является «признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина».
Полагаем, что в целях определения основных направлений противодействия коррупции необходимо учитывать два проявления этого принципа.
1. Противодействие коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы является одной из гарантий обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
2. Меры противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы не должны носить характер исключительных по отношению к конституционным правам человека и гражданина, которые оправдывают достижение результатов противодействия коррупции любыми средствами.
Исходя из этого, полагаем, что первым специальным принципом противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы является принцип соблюдения баланса при разработке и применении антикоррупционных мер, который означает, что антикоррупционные меры должны быть достаточными для обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, но при этом не допускающими существенного нарушения конституционных прав служащих правоохранительной службы и членов их семей.
Принцип законности вытекает и подкрепляет принцип признания, обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина. Как общеправовой принцип он закреплен в Конституции РФ. Ст.15 ч.1 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Ст.15 ч.2 Конституции возлагает обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения. В наиболее общем виде этот принцип представляет собой точное и неуклонное соблюдение, исполнение и применение законов.
Принцип законности в сфере противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы приобретает особое значение, хотя и свойственен всем отраслям права.
В соответствии с данным принципом система антикоррупционных мер, применяемых в служебной деятельности служащих правоохранительной службы, не должна противоречить положениям законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих институт правоохранительной службы Российской Федерации. При реализации мер противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы недопустимо необоснованное (то есть допустимое законом) нарушение норм законодательства РФ.
Исходя из этого, можно сформулировать второй специальный принцип противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы – принцип согласованности антикоррупционных мер с нормами законодательства РФ.
В частности этот принцип обязывает привести в соответствие нормы ведомственного антикоррупционного и иного законодательства.
Третий принцип противодействия коррупции, закрепленный в Законе № 273-ФЗ, «публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предполагает, прежде всего, информационную открытость деятельности органов государственной власти и противодействия коррупционным проявлениям, то есть доступность сведений о состоянии коррупции в органах власти и мерах, принимаемых для ее нейтрализации.
Деятельность служащих правоохранительной службы в наибольшей степени находится под пристальным вниманием граждан, именно от результативности деятельности каждого из служащих правоохранительной службы складывается общее впечатление об эффективности института правоохранительной службы в Российской Федерации в целом. В связи с этим, противодействие коррупции в системе правоохранительной службы должно происходить в предельно открытом информационном поле, а отношение служащих правоохранительной службы к коррупционерам в своих рядах должно быть резко нетерпимым, о чем необходимо информировать общественность.
Исходя из этого, полагаем, что третьим специальным принципом противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы должен быть принцип общественного порицания, который предполагает создание нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям как извне, так и внутри системы правоохранительной службы и принцип пропаганды общественного мнения, заключающийся в использовании обратной связи с обществом в целях создания положительного облика служащего правоохранительной службы.
Четвертый общетеоретический принцип противодействия коррупции – принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, является особенно важным в аспекте противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы. При этом необходимо его широкое толкование, а не рассмотрение только в качестве установки для ужесточения уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.
Полагаем, что в развитие указанного принципа следует выделить сразу несколько специальных принципов, на которых должна строиться система противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
Так как коррупционные проявления не всегда носят характер общественно опасных уголовно-наказуемых деяний, то есть преступлений, а зачастую проявляются как различные проступки коррупционного характера, необходимо установить принцип неотвратимости ответственности за коррупционное поведение, который означает, что в независимости от тяжести деяния, содержащего в себе признаки коррупционного поведения должна наступать ответственность.
Кроме того, учитывая, что коррупцию в служебной деятельности служащих правоохранительной службы отличает иерархический характер, как правило, коррупция поражает систему правоохранительной службы по вертикали от высшего звена к низшему, однако, коррупционные деяния совершают нижестоящие звенья при пассивном участии вышестоящих, что приводит к невозможности привлечения к ответственности последних, необходимо закрепление принципа ответственности руководителя за коррупционное поведение его подчиненных и принципа дифференциации ответственности в зависимости от занимаемой должности, которые ориентируют противодействие коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы по вертикали от высшего к низшему звену и тем самым обеспечивают принцип социально-правовой справедливости при привлечении к ответственности.
Следующий принцип, установленный антикоррупционным законодательством Российской Федерации, «комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер по предупреждению коррупции» являясь специально-правовым принципом борьбы с коррупцией должен конкретизироваться в зависимости от сферы жизнедеятельности пораженной коррупцией, а именно, специфике причин ее обуславливающих в этой сфере.
Так, с учетом детерминант коррупции в органах правоохранительной службы в развитие указанного принципа, в качестве специального принципа в сфере противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы следует выделить принцип финансово-экономической и социальной поддержки, сущность которого заключается в пропорциональности применения поощрительных и «негативных» антикоррупционных мер.
Также с точки зрения организационной составляющей борьбы с коррупцией в сфере правоохранительной службы считаем целесообразным закрепление принципа децентрализованного управления системой противодействия коррупции, что означает сочетание горизонтального и вертикального, ведомственного и вневедомственного противодействия коррупции.
Помимо того, в развитие пятого принципа антикоррупционной политики включается сформулированный ранее специальный принцип пропаганды общественного мнения.
Шестой специально-правовой принцип борьбы с коррупцией «приоритетного применения мер по предупреждению коррупции» определяет сущность перспективного направления всей стратегии борьбы с коррупцией. Заблаговременное принятие профилактических мер, связанных с устранением причин и условий, способствующих проявлениям коррупции, позволяет защитить граждан, общество, государство от коррупционных посягательств, которые могут причинить существенный вред общественным отношениям, ценностям, охраняемым законом.
В связи с этим, именно определение принципов противодействия коррупции превентивного характера, должно стать основополагающим для разработки системы мер противодействия коррупции в деятельности служащих правоохранительной службы.
Выработка профилактических мер противодействия коррупции основывается на знаниях о детерминантах коррупции, учитывая выявленные ранее причины и условия распространения коррупции на правоохранительной службе. Можно сформулировать следующие специальные принципы противодействия коррупции в деятельности служащих правоохранительной службы превентивного характера:
- принцип ротации кадров;
- принцип поощрения за антикоррупционное поведение;
- принцип соответствия занимаемой должности.
Предупреждение коррупционных проявлений не может достичь должного уровня, если система превентивных мер будет замкнута системой правоохранительной службы, в связи с этим особое значение приобретает принцип взаимодействия с институтами государственной власти и гражданского общества.
Итак, помимо законодательно закрепленных принципов противодействия коррупции, при разработке проекта антикоррупционной программы следует руководствоваться следующими основополагающими началами:
1) Принцип соблюдения баланса при разработке и применении антикоррупционных мер;
2) Принцип согласованности антикоррупционных мер с нормами законодательства РФ;
3) Принцип общественного порицания;
4) Принцип пропаганды общественного мнения;
5) Принцип неотвратимости ответственности за коррупционное поведение;
6) Принцип ответственности руководителя за коррупционное поведение его подчиненных и принципа дифференциации ответственности в зависимости от занимаемой должности;
7) Принцип социально-правовой справедливости при привлечении к ответственности;
8) Принцип финансово-экономической и социальной поддержки;
9) Принцип децентрализованного управления системой противодействия коррупции;
10) Принцип ротации кадров;
11) Принцип поощрения за антикоррупционное поведение;
12) Принцип соответствия занимаемой должности;
13) Принцип взаимодействия с институтами государственной власти и гражданского общества.
Указанные принципы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы могут быть реализованы посредством различных форм.
Законотворческая форма имеет первостепенное значение, так как от качества проработки нормативной правовой базы противодействия коррупции и увязки ее с законодательной базой, регламентирующей деятельность служащих правоохранительной службы, зависит эффективность применения антикоррупционных норм. Обличение антикоррупционных мер в нормы права позволяет значительно повысить ответственность за их реализацию, поэтому посредством законотворческой формы, «лозунги» противодействия коррупции становятся обязанностью к действию.
Однако законодательное закрепление мер противодействия коррупции не может являться гарантией их реализации на практике, препятствием к тому может быть отсутствие или несовершенство механизма правоприменения. Поэтому существенное значение для достижения целей противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы имеет правоприменительная форма. Разработка, апробирование и мониторинг различных мер противодействия коррупции способствует коррекции антикоррупционного законодательства и устранению декларативности некоторых антикоррупционных правовых норм путем выработки рекомендаций и закрепления механизмов их применения в российских реалиях. Очень важно, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение.
Государственное принуждение в сфере противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы реализуется путем установления запретов и ответственности за их нарушение. Однако в некоторых случаях правоприменение может быть противоречащим смыслу антикоррупционной нормы закона, в этом случае особое значение приобретает судебная форма противодействия коррупции в органах правоохранительной службы, которая предполагает, во-первых, недопущение принятия антикоррупционных мер, противоречащих действующему законодательству, во-вторых, охрану от неправильных актов применения антикоррупционных мер, и, в-третьих, гарантию презумпции невиновности в коррупционных преступлениях.
Рассмотренные формы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы дают лишь общую модель построения этой системы, конкретизирована же она может быть только путем определения основных направлений и методов противодействия коррупции в органах правоохранительной службы.
При определении основных направлений борьбы с коррупцией в служебной деятельности органов правоохранительной службы необходимо ориентироваться на меры противодействия коррупции, вытекающие из норм:
1) федерального пакета антикоррупционного законодательства;
2) законодательства, регламентирующего государственную службу в Российской Федерации;
3) законодательства, регламентирующего правоохранительную службу в Российской Федерации.
Исходя из анализа соответствующих норм указанного законодательства, основываясь на особенностях коррупционных проявлений, связанных с правоохранительной деятельностью, можно представить комплекс методов противодействия коррупции в системе правоохранительной службы, объединив их по основным направлениям.
При этом, при выстраивании системы предполагается соблюсти некую иерархичность по приоритетам направлений противодействия коррупции в системе правоохранительной службы, в зависимости от специфики коррупционных факторов и причин в этой сфере жизнедеятельности.
Направление I. Предупреждение коррупционных проявлений
Противодействие коррупции в системе правоохранительной службы не может быть сведено только к выявлению и наказанию виновных за уже совершенные коррупционные деяния. Прежде всего, необходимо обеспечить осуществление системы мер упреждающего характера.
Предупреждение коррупционных проявлений в системе правоохранительной службы должно осуществляться путем разработки мер противодействия коррупции на среднесрочную и долгосрочную перспективы на основе сочетания методов противодействия коррупции, которые будут раскрыты нами по следующим направлениям.
Направление II. Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции
Проблему несовершенства законодательства, как фактора, способствующего распространению коррупции, необходимо учитывать в двух аспектах, во-первых, несовершенство законодательства выражается в пробелах законодательного регулирования некоторых правоотношений и, во-вторых, в усложненных и неоднозначных по толкованию нормах. Исходя из этого, методами противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы по данному направлению должны быть:
- разработка и принятие ведомственных нормативных правовых актов, исполнение которых минимизирует возможность появления коррупции;
- обеспечение антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов;
- закрепление обязательного участия представителей правоохранительной службы в качестве экспертов в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, составляющих правовую базу деятельности служащих правоохранительной службы;
- устранение норм, допускающих неоднозначное толкование и дающих служащему правоохранительной службы право самостоятельного толкования нормы;
- устранение норм, предусматривающих возможность наложения альтернативной санкции за правонарушение;
- исключение и недопущение замены прямых норм отсылочными к подзаконным ведомственным актам, обсуждение которых ведется в закрытом режиме;
- разработка и внедрение на основе антикоррупционной программы в правоохранительных органах отдельных программ противодействия коррупции в органах правоохранительной службы с учетом особенностей выполняемых ими функций.
Направление III. Социально-экономическое обеспечение противодействия коррупции.
Наиболее мощным фактором препятствия уровню коррумпированности служащих правоохранительной службы являются экономические причины и условия ее распространения. История борьбы с коррупцией в России и зарубежных странах показывает, что какими бы жесткими не были меры борьбы с коррупцией, без должного их подкрепления поощрительными мерами они малоэффективны. В связи с этим, группа методов противодействия коррупции в системе правоохранительной службы, как наименее социально и экономически защищенного вида государственной службы, социально-экономического характера приобретает особое значение в механизме противодействия коррупции.
Полагаем, что методами социально-экономического регулирования процесса противодействия коррупции в служебной деятельности органов правоохранительной службы должны быть следующие:
- внедрение реального обеспечения социальных гарантий служащих правоохранительной службы, закрепленных законодательством;
- создание условий, стимулирующих антикоррупционное поведение служащих правоохранительной службы;
- разработка и внедрение системы стимулирования деятельности служащих правоохранительной службы с учетом экономического потенциала коррупциогенности замещаемой ими должности правоохранительной службы;
- снятие абсолютного запрета на занятие любой иной деятельностью, кроме педагогической, научной или творческой для всех должностей правоохранительной службы;
- создание наиболее приемлемых условий для труда, отдыха, перспектив служебного роста служащего правоохранительной службы;
- введение учета экономического потенциала коррупциогенности должности служащего правоохранительной службы при назначении надбавок за сложность, напряженность и особые условия его деятельности.
Полагаем, что формирование системы адекватного вознаграждения служащих правоохранительной службы создает благоприятные условия для адекватной оценки качества работы каждого сотрудника. Это позволит также восстановить социальный престиж правоохранительной службы, обеспечить реальную профессионализацию сотрудников, соответствие качества всего личного состава современным требованиям.
Вместе с тем, само по себе должное социально-экономическое обеспечение не является гарантией антикоррупционного поведения служащего правоохранительной службы. Стимулирование обязательно должно сочетаться с комплексом запретительных мер. В связи с этим четвертым направлением антикоррупционной политики в системе служебной деятельности служащих правоохранительной службы является административно-правовое.
Направление IV. Административно-правовое обеспечение противодействия коррупции.
Здесь речь в первую очередь идет об установлении ряда административно-правовых запретов для служащих правоохранительной службы. Административно-правовой запрет представляет наиболее жесткую форму правового регулирования, что обеспечивается государственным принуждением и тем, что за его нарушение применяются меры юридической ответственности. Административно-правовые запреты - наиболее развитый механизм противодействия коррупции в органах правоохранительной службы, законодательные нормы, фиксирующие ряд административных запретов в системе правоохранительной службы, действуют продолжительное время во всех органах правоохранительной службы. В некоторых случаях нормы, фиксирующие административный запрет, содержатся непосредственно в ведомственных нормативных правовых актах, в других законодатель ссылается на общегосударственные запреты, распространяемые на все виды государственной службы.
Таким образом, в настоящее время отсутствует единый подход к сущности и содержанию административно-правовых запретов для служащих правоохранительной службы в целом.
Исходя из этого полагаем необходимым определить следующие методы административно-правового обеспечения противодействия коррупции в системе служебной деятельности служащих правоохранительной службы:
- разработка единых подходов к системе административно-правовых запретов в деятельности служащих правоохранительной службы в различных органах правоохранительной службы;
- классификация и утверждение перечня должностей правоохранительной службы в зависимости от потенциала коррупциогенности;
- разработка системы административно-правовых запретов для служащих правоохранительной службы с учетом потенциала коррупциогенности замещаемой ими должности (чем ниже потенциал коррупциогенности, тем меньше круг административно-правовых запретов и наоборот);
- обеспечение баланса между системой административно-правовых запретов и социально-экономических гарантий служащего правоохранительной службы (например, административно-правовой запрет на занятие иной деятельностью, кроме служебной, должен компенсироваться достойным денежным довольствием служащего правоохранительной службы; обязанность членов семьи служащего предоставлять сведения о своих доходах должна компенсироваться распространением на них ряда социальных льгот и прочее);
- введение персональной ответственности руководителей за коррупционное поведение подчиненных;
- разработка и внедрение механизмов дифференциации ответственности за антикоррупционное поведение служащего правоохранительной службы, в зависимости от потенциала коррупциогенности должности служащего правоохранительной службы;
- разработка и внедрение в практику механизма избежания конфликтов интересов на потенциально коррупциогенных должностях служащего правоохранительной службы, включающих порядок отстранения служащего от принятия решений по вопросам, представляющим потенциальную или реальную опасность возникновения конфликта с личными интересами данного служащего.
Введение и ужесточение ряда административно-правовых запретов для служащих правоохранительной службы должно сопровождаться соответствующим совершенствованием механизмов подготовки, отбора кандидатов на должности правоохранительной службы, а также замещения вакантных должностей действующими служащими правоохранительной службы. Все это составляет меры пятого направления противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
Направление V. Организационно-кадровое обеспечение противодействия коррупции
Совершенствование кадровой политики является важным направлением противодействия коррупции в органах правоохранительной службы, особое значение меры кадровой политики имеют в системе профилактики коррупционных явлений, ведь кадровая политика распространяется в том числе и на дослужебные правоотношения и во многом от ее продуманности зависит преодоление субъективных факторов коррупции в системе служащих правоохранительной службы.
В связи с этим, полагаем, что для реализации организационно-кадрового направления противодействия коррупции необходима следующая совокупность методов:
- внедрение систем профессионального отбора и расстановки кадров на должности правоохранительной службы на основании антикоррупционных критериев;
- разработка комплекса мер по формированию современного кадрового резерва для замещения вышестоящих должностей служащими из числа тех, которые имеют антикоррупционную репутацию;
- внедрение в практику кадровой работы положения, согласно которому длительное, безупречное, эффективное и антикоррупционное исполнение служащим правоохранительной службы своих служебных обязанностей в обязательном порядке учитывается при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему специального звания или при поощрении;
- установление в качестве оснований для увольнения служащего с должности правоохранительной службы нарушения им антикоррупционных административно-правовых запретов;
- закрепление обязательной ротации кадров на должностях правоохранительной службы с периодичностью в зависимости от потенциала коррупциогенности должности служащего правоохранительной службы;
- унификация различных методов и процедур проверки кандидатов на службу;
- проверки служащих, проходящих службу;
- установление обязательного учета при отборе кадров мотивации к службе в органах правоохранительной службы.
Принятие кадровых решений, основанных на объективном, всестороннем и тщательном подходе, во многом могут способствовать сокращению возможности назначения на соответствующие должности лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям и склонных к совершению правонарушений коррупционной направленности.
Взаимосвязано с мерами организационно-кадрового направления шестое направление противодействия коррупции в системе правоохранительной службы.
Направление VI. Морально-этическое обеспечение противодействия коррупции
Результаты качественного отбора кандидатов на правоохранительную службу и дальнейшая их служебная деятельность в соответствии с принципами антикоррупционных стандартов во многом зависят от соответствия поведения служащих правоохранительной службы морально-этическим нормам. В этой связи при выстраивании системы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы необходимо следовать посредством следующих методов:
- разработка и внедрение четких поведенческих стандартов служащих правоохранительной службы и определении дисциплинарных взысканий за их нарушение;
- правовое воспитание государственных служащих в рамках профессионального образования;
- внедрение механизма внеочередной аттестации служащего правоохранительной службы при выявлении его аморального поведения или совершения им неэтичных поступков.
- внедрение механизмов идентификации психологической склонности к коррупции кандидатов на правоохранительную службу или на замещение вакантных должностей из числа действующих служащих правоохранительной службы в системе подбора и расстановки кадров, основными элементами которого являются: блок выявления мотиваций к коррупционным действиям; модель коррупционного поведения служащего правоохранительной службы и блок оценки коррупциогенности внешних и внутренних условий причин и факторов личности, способствующих развитию коррупционных наклонностей у служащего правоохранительной службы.
В разработке системы мер антикоррупционной направленности в целях эффективной работы правоохранительной системы важно не только создание и внедрение внутренних антикоррупционных параметров. Учитывая тот фактор, что коррупция – это социальное явление, поразившее все сферы государственного управления и оказывающее влияние на взаимоотношение государства практически с каждым его гражданином и институтами гражданского общества, противодействие ей не возможно без участия указанных субъектов, а потому нами выделяется следующее направление противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
Направление VII. Социально-общественное обеспечение противодействия коррупции
Социальная составляющая коррупции и её общественная опасность диктуют необходимость не только разработки эффективных механизмов противодействия рассматриваемой противоправной деятельности и форм общественного контроля над субъектами коррупционной деятельности, но и механизмов, распространяющих свое воздействие на потенциальных «жертв» коррупции служащих правоохранительной службы.
Таким образом, полагаем необходимым дополнить систему методов противодействия коррупции среди служащих правоохранительной службы следующими:
- разработка эффективных форм общественного контроля, в том числе путем активной демонстрации общественности через средства массовой информации всех выявленных фактов должностных нарушений;
- правовое воспитание и обучение населения на основе формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции у населения;
- внедрение антикоррупционных передач правового просвещения граждан (недопущение создания и пропагандирования отрицательного образа служащих правоохранительной службы через средства массовой информации);
- распространение взаимодействия с общественными организациями антикоррупционной направленности;
- осуществление обратной связи с гражданами, иными институтами гражданского общества;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов правоохранительной службы, в том числе через средства массовой информации;
- совершенствование практики деятельности специальных бюро жалоб, которые бы своевременно реагировали на письма и заявления граждан по поводу грубости, невнимательности или бездействия, а также незаконных действий и недостойного поведения служащих правоохранительной службы;
- пропаганда положительных сторон деятельности служащих правоохранительной службы, направленная на укрепление уверенности граждан, что основной целью деятельности служащих правоохранительной службы является защита прав и интересов граждан;
- пропаганда рекомендаций гражданам в случае допущения в отношении них нарушения закона со стороны служащего правоохранительной службы;
- развитие системы мер по реальному и адекватному стимулированию лиц, оказывающих помощь в выявлении и пресечении коррупционных действий служащих правоохранительной службы, чье поведение и образ жизни не совместимы с профессиональным долгом;
- пропаганда утверждения о том, что в коррупционных отношениях, возникающих в правоохранительной среде, всегда участвуют два субъекта: служащий правоохранительной службы и гражданин, а потому развитие коррупционных явлений зависит от поведения обоих.
Вывод по вопросу. Таким образом, представленные методологические основы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы, включающие в себя представления о принципах, формах, направлениях и методах создания и функционирования системы противодействия коррупции в органах правоохранительной службы, должны быть учтены при обосновании проекта антикоррупционной программы противодействия коррупции в системе правоохранительной службы.