Правовое регулирование борьбы с преступлениями международного характера угрожающими национальной безопасности России.

В современных условиях реальную угрозу национальной безопасности России, ее территориальной целостности, конституционным правам и свободам граждан представляет усиление терроризма в различных его формах.

Провоцируя войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, терроризм, приобретающий все более разнообразные формы и угрожающие масштабы, относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности.
Сегодня, когда отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций террористического характера, борьба с терроризмом становится глобальной международной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасности всего мирового сообщества.
Эта задача тем более актуальна в наши дни, когда на общественную жизнь многих государств серьезное влияние оказывает активизация регионального сепаратизма, обострение национальных и конфессиональных противоречий.

В сегодняшнем мире именно религиозный и национальный факторы, проявление религиозной нетерпимости, фанатизма, вооруженные столкновения на религиозной почве во многом определяют состояние и тенденции развития общественно-политической ситуации в некоторых регионах.

По данным исследователей, с середины 60-x до конца XX века численность фундаменталистских течений всех религиозных направлений в мире возросла в три раза. В настоящее время почти четвертая часть всех террористических группировок, действующих в мире, преследуют религиозные цели.

Противодействие и конструктивная профилактика различных видов терроризма имеет для многонациональной России особую актуальность, что обусловлено продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом национального и религиозного экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно это проявляется в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фанатизма и фундаментализма.
Масштабы терроризма, его межгосударственный характер сделали необходимым совершенствование системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе.
Это относится к созданию правовых актов, планированию и осуществлению предупредительных, оперативно-розыскных, политических, экономических и иных мероприятий, а также обеспечению недопустимости и пресечению возбуждения национальной и религиозной вражды.

Проблемы борьбы с терроризмом занимают важное место в законодательстве многих государств.

В некоторых странах кодексы объединений работников прессы обязывают газеты не подвергать дискриминации, как людей, так и группы лиц на основании их расовой и этнической принадлежности, национальности, цвета кожи и вероисповедания, а также избегать необоснованных упоминаний такой принадлежности (Австралия, Австрия, Германия, Норвегия, Великобритания и др.).

В ряде зарубежных стран существуют законы, запрещающие расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности.

Так, законодательство Канады, Франции, Дании и Нидерландов обеспечивают защиту членов религиозных групп наравне с группами, объединяющими признаками которых являются общность расы, этнического происхождения.

По мнению исследователей, опыт применения законов, запрещающих возбуждение религиозной вражды и оскорбления религиозных чувств верующих (в ряде стран эти действия называются hate speech - «враждебная речь») в Канаде, Дании, Франции, Германии и Нидерландах сходен - везде эти законы ориентированы на необходимость защиты человеческого достоинства и активно применяются, предусматривая как уголовную, так и гражданскую ответственность.

Указывается, что hate speech причиняет двойной вред, так как, во-первых, она направлена против отдельных лиц и групп, причиняя психологический и моральный ущерб, а во-вторых, против всего государства, его социальной и нравственной структуры. Такой двойной характер вреда отмечен, например, Верховным судом Канады.

Закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств существует в Канаде, Нидерландах и Великобритании.
Если уголовное законодательство одних стран (Канада и др.) предусматривает необходимость наличия либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий, то в других странах (Франция, Германия, Дания, Нидерланды и др.) допускается осуждение за hate speech независимо от наличия умысла и возможных последствий.

Так, Верховный суд Нидерландов постановил, что факт оскорбления для группы лиц высказываний в их адрес относительно их расы или религии, определяется природой самого высказывания, а не намерением того, кто его публикует.

В Канаде данное правонарушение предусмотрено общим правом, и для привлечения к ответственности за оскорбление религиозных чувств необходимо представить доказательства того, что оно угрожает общественному спокойствию.

В некоторых странах редактор может нести ответственность за публикацию чьих-либо расистских заявлений, даже если он сам не разделяет эти идеи (Норвегия, Швеция).

Во Франции неправительственные организации, в чьи задачи входит борьба с расизмом, имеют право возбуждать не только гражданские, но и уголовные дела по фактам расистских выступлений. Большинство дел возбуждается антирасистскими организациями. Они вправе участвовать в возбужденном по их ходатайству деле, наряду с представителем государственного обвинения, и при успешном исходе суд может взыскать в их пользу расходы по ведению дела (в дополнение к штрафам в порядке наказания).

Канада, Германия и Нидерланды не предусматривают столь широких возможностей участия частных организаций в уголовных делах.
Другая черта французской системы - широко используемая возможность взыскания штрафов и возмещения ущерба. Наказание в виде лишения свободы может применяться в случае совершения преступления повторно. На осужденного или лицо, признанное ответственным в гражданском порядке, в особенности за hate speech, может быть возложена обязанность опубликовать за свой счет ответ потерпевшего в ведущих газетах.
Французская система также предоставляет возможность выбора между уголовным делом и гражданским иском, который проще для доказывания и рассматривается быстрее. Санкции в виде возмещения ущерба и высоких штрафов способствуют предотвращению подобного поведения в будущем, обеспечивают компенсации потерпевшему и отражают негативное отношение общества.

В Германии с середины 80-х годов существуют специальные поправки к Конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций. В Основном Законе Федеративной Республики Германии подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения неприкосновенны; государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами; пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, как и права, приобретенные на государственной службе, не зависимы от исповедуемой религии (ст.ст.3, 4, 9, 33).

В Уголовном кодексе ФРГ предусматривается наказание на срок до трех лет лишения свободы или денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, культов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка (ст.ст.130, 166, 167).

В США борьба с различными проявлениями экстремизма объявлена одной из важнейших задач обеспечения внутренней безопасности государства. Вооруженный экстремизм определяется при этом как незаконное использование или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, достижения политических, религиозных или идеологических целей.

В американском законодательстве проблемы «враждебной речи» рассматриваются через призму Первой Поправки к Конституции США, в которой говорится, что Конгресс не должен издавать законов, ограничивающих свободу слова или печати.

В Италии запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной или религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и содействующих им лиц, а также уголовная ответственность за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов.

Законы Индии запрещают оскорбления по религиозному или национальному признаку (hate speech) против какого-либо класса на том основании, что они являются членами религиозной группы или касты, или общины.

В Индии существуют 5 уголовных законов, предусматривающих наказание до 5 лет тюремного заключения за умышленное разжигание межобщинной ненависти.

Кроме того, существуют разные законы, запрещающие hate speech при конкретных обстоятельствах. Например, государство вправе запретить разные организации в интересах предотвращения общественного беспорядка или сохранения государственной целостности (применяется, в основном, против организаций, придерживающихся экстремистских религиозных позиций), подвергать фильмы предварительной цензуре.

Признается преступлением, если кандидат или представитель партии совершает «систематические действия, призывающие к голосованию или воздержанию от голосования по мотивам касты, расы, общины или религии».
Таможенный закон Индии 1962 г. предоставляет правительству право запрещать импорт или экспорт товаров, включая книги и другие издания, если в них содержатся оскорбления по религиозному признаку.
В Конституции Японии подчеркивается, что все люди равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения; свобода мысли и совести не должна нарушаться и гарантируется для всех; ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью; никто не может принуждаться к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях или обрядах; государство и его органы должны воздержаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности (ст.ст.14, 19, 20).

Государство, которое несет главную ответственность за противодействие терроризму, должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для профилактики и борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые действия по защите общества.

Основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму в России, по мнению большинства исследователей, является создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма, разработка и реализация общегосударственной комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты.

Эта программа должна основываться на следующих основополагающих принципах и стратегических установках:

уяснение содержания террористической деятельности (ее субъектов, целей, задач, средств, а также типологии современного терроризма, его причин, социальной базы, специфики и форм подготовки и проведения террористических операций);

нормативно-правовое обеспечение антитеррористических действий;
анализ и учет зарубежного опыта борьбы с терроризмом, различных моделей антитеррористической деятельности по предупреждению и пресечению терроризма;

преимущество превентивных мероприятий, позволяющих осуществлять выявление намерений проведения террористических акций, оперативное пресечение террористических действий на стадии их реализации, обеспечение правомочий и ресурсов;

централизация руководства всеми антитеррористическими действиями, обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней;

всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий;

воспитательно-идеологическое дифференцированное воздействие на население, террористов, субъектов их поддержки и противников, всестороннее информационно-психологическое обеспечение антитеррористической деятельности;

обеспечение взаимодействия и координации действий антитеррористических сил в международном, межгосударственном масштабе;

неуклонное обеспечение неотвратимости наказания за террористические преступления в соответствии с законом.
В научной литературе указывается, что эффективная борьба с терроризмом предполагает искоренение и нейтрализацию факторов, устранение социально-экономических и политических условий, которые непосредственно способствуют его возникновению и развитию.
В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» подчеркивается, что одной из важнейших целей борьбы с терроризмом в Российской Федерации является выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности (ст.5).

По мнению большинства исследователей, терроризм - исторически и социально обусловленное явление. Его появление и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера.

Основными причинами распространения и активизации терроризма в той или иной стране являются длительные периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, усилением социальных противоречий, растущей преступностью, а с другой - низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения.

Применительно к российской ситуации в научной литературе называют комплекс разнообразных причин усиления терроризма, который включает в себя:

распад единого государства и усиление сепаратизма и национализма;

глубокий системный кризис, обусловленный объективными трудностями перехода к рынку и охвативший все сферы жизни общества, следствием чего является ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение доли маргинализированных и люмпенизированных слоев, нарастание социальной напряженности в обществе;

усиление борьбы за власть политических партий и общественных объединений;

недостаточная работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан, в том числе, прав религиозных и этнических меньшинств;

слабость демократических институтов, неотработанность антиэкстремистской правоприменительной практики;

отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющаяся «прозрачность» ее границ, нерешенность проблем мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев;

эскалация терроризма и политического насилия в зарубежных странах, что не может не влиять на ситуацию в России;

деятельность зарубежных религиозных мессионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий;

рост тенденций к разрешению возникших противоречий и конфликтов силовыми способами, наличие в стране нелегального «рынка» оружия и относительная легкость его приобретения;

усиление социальных противоречий под влиянием растущей криминализации общества, политизация уголовной преступности, национальная окрашенность ряда криминальных группировок;

действие на территории России и за ее пределами террористических организаций, наносящих ущерб ее безопасности;

снижение эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, крушение привычных мировоззренческих идеологических и духовных ориентиров;

падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений, низкий уровень политической культуры в обществе, правовой нигилизм граждан и др.

Поскольку одной из причин обострения экстремизма является нерешенность социальных, в том числе национальных и религиозных проблем, особенно тех, которые имеют для данной национально-этнической группы бытийное значение и связаны с ее самооценкой и самореализацией, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями, для сокращения социальной базы терроризма требуется создание условий для их решения.

Важнейшим, жизненно важным направлением является также разработка и реализация эффективных мер по сокращению социальной базы терроризма за счет проведения информационно-политических мероприятий, выявления и ликвидации центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений.

Эта деятельность включает в себя:

повышение общеобразовательного уровня граждан, развитие культуры, образования отдельных социальных групп, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры;

усиление пропагандистской работы среди населения, разъяснение сути антитеррористических идей;

создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия и исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом;

обеспечение системы мер, направленных на противодействие пропаганде экстремистской идеологии, насилия в средствах массовой информации, усиление контрпропаганды, переориентации СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и др.

Приоритетной задачей государства в борьбе с терроризмом является совершенствование эффективных правовых механизмов пресечения и профилактики различных видов терроризма, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы о недопустимости и запрете возбуждения религиозной, национальной вражды с учетом международного опыта законодательного регулирования противодействию терроризму.

Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия.

Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.

Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.

Наши рекомендации