Обеспечение безопасности в духовной сфере – основа сохранения духовного потенциала России

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека. Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума (политическая, экономическая, социальная), духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. (Слайд 2)

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все - таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные ценности. (Слайд 3)

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

идеи, теории, образы и духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов;

сам человек как существо духовное.

В духовных ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и т.д. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Особо необходимо отметить, что духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Таким образом, духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и религию, науку и философию, искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности, как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей, к которым стремится личность: истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания; добро - общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу; красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Сущность и содержание духовной безопасности

В широком планедуховную безопасность можно определить как, (Слайд 4)

систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового социально-нравственного развития.

систему условий, позволяющих обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. «Упадок нравов - это погибель государства, как политического целого», - свидетельствовал в свое время Наполеон.

специфическую составную часть национальной безопасности, «включенную» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и государства, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни.

Со всеми подсистемами национальной безопасности «духовная безопасность» функционально взаимодействует, пронизывая их, ибо духовные факторы нашей жизнедеятельности мотивируют социум, интегрируют все социальные проекты, определяют национальную идентичность. Какие это подсистемы? Общественная и социальная безопасность, безопасность политической сферы и военная безопасность, безопасность информационной сферы и безопасность экономической сферы, другие виды безопасности. Например,

В Доктрине информационной безопасностиРоссийской Федерации есть раздел «Сфера духовной жизни», где указывается на наиболее опасные с позиции информационной безопасности явления. Это нарушение общественной стабильности, нанесение вреда жизни и здоровью граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, и деструктивные секты.

В Военной доктрине Российской Федерации обращается внимание на религиозный экстремизм, на противоправную деятельность религиозных организаций и движений, в общем, структур, направленных на нарушение единства и территориальной целостности нашего государства. Особо надо отметить значимость государственно-патриотического воспитания в армии и других силовых структурах, роль духовно-морального фактора в современном военном строительстве.

Если говорить об общественной и социальной безопасности, то создание и поддержание безопасных условий жизни людей в обществе, взаимоотношений между социальными группами. А в триаду «человек - общество - государство» заложено функционирование фундаментальных основ жизни социума, определяющих общественную стабильность его развития.

В узком планедуховная безопасность это: (Слайд 5)

способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную нравственность и духовность;

состояние защищенности жизненно важных духовно-нравственных интересов и потребностей личности, общества и государства;

система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного развития.

Объектом духовной безопасностиличности является ее духовный облик, который включает в себя духовно-нравственные качества и смысложизненные установки и идентификации.

Объектом духовной безопасностиобщества является массовое сознание, которое включает в себя духовную атмосферу, морально-этические представления и принципы, и национальное самосознание.

Объектом духовной безопасностигосударства является специализированное сознание, которое включает в себя национальную идею, идеологию, цели, идеалы, а также духовно-нравственные качества и правосознание власти.

Таким образом, духовная безопасность предполагает сохранение фундаментальных духовных, нравственных ценностей и традиций, воспитание способностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы, исходя из своих национальных интересов.

Определившись с объектом духовной безопасности, рассмотрим основные угрозы для них и пути их парирования.

Реальными угрозами духовной безопасности России в начале XXI века являются: (Слайд 6-7)

усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни от зарубежных информационных структур, манипулирование информацией (дезинформация, искажение информации);

социокультурный раскол и кризис межпоколенческих отношений, что выражается в девальвации и забвении отечественных культурный ценностей, накопленного социокультурного опыта и массовизации сознания молодого поколения;

пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;

институциональный кризис и слабость социализационной системы общества, неспособной противостоять деструктивным тенденциям в обществе и негативному влиянию СМИ;

отсутствие единой идеологии, способной сплотить разобщенное и расколотое российское общество, распространение нетрадиционных религиозных организаций, экстремизм в молодёжной среде;

демографический кризис и негативные явления в сфере семейно-брачных отношений, способствующие ухудшению социального самочувствия молодого поколения и его девиации, снижение уровня образованности, воспитанности и духовности;

рост социального неравенства и социальной поляризации; как следствие, криминализация российского общества и сознания россиян; снижение их жизненного тонуса, социального самочувствия, интеллектуального и социального потенциала.

Пути укрепления духовной безопасности современного Российского общества: (Слайд 8)

защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни;

сохранение культурного достояния всех народов России;

формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения;

проведение работы по формированию единого культурного и информационного пространства с активным участием в ней государственных патриотически ориентированных средств массовой информации;

введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления;

противодействие негативному влиянию нетрадиционных религиозных организаций;

выработка форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитание патриотизма и гражданской ответственности за судьбу Родины;

повышение правовой культуры граждан в интересах противодействия нарушению конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни и другие.

Таким образом, духовная безопасность это смысловое ядро национальной безопасности, буфер всех негативных трендов, так или иначе связанных с духовной сферой.

Наши рекомендации