Основы теории национальной безопасности

ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

специализация – уголовно – правовая квалификация – «Юрист» (очная и заочная)

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ

Тема № 6: Конституционно-правовая основа обеспечения национальной безопасности России, в условиях чрезвычайных ситуаций

Время – 2 часа

обсуждено и одобрено на заседании кафедры ТСиОП Протокол № 1 от 25.01.2016 Подготовил: Профессор кафедры ТСиОП   Н.И. Костюченко  

Симферополь – 2016

ПЛАН:

Введение

1. Понятие и признаки правового режима чрезвычайного положения

Вывод по вопросу

2. Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вывод по вопросу

3. Правовое обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций социально-политического характера.

Вывод по вопросу

Заключение.

Перечень рекомендуемой литературы

Введение

Анализ развития природных опасностей сегодня позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на научно–технический прогресс, защищенность людей и материальной сферы от грозных явлений и процессов природы не повышается. Ежегодный прирост числа погибших от природных катастроф в мире составляет 4,3 %, пострадавших – 8,6 %, а величины материального ущерба – 10,4 %.

Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро–и взрывоопасных технологий и производств. Таких производств только в России насчитывается около 45 тыс. Возможность возникновения аварий на них в настоящее время усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением необходимых ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

Место проведения: аудитория

Методика проведения: объяснительно-иллюстративная

Основное содержание темы: Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций социально-политического характера. Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Правовой режим чрезвычайного положения.

Основные термины и понятия:«конституционная безопасность», «национальная безопасность», «личная безопасность», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайное положение».

Цели занятия:

1. Дидактическая – Закрепление и углубление теоретических знаний об правовой основе обеспечения национальной безопасности.

2. Методическая – Умение анализировать отдельные проблемы, выделять общее и особенное, выдвигать собственную аргументированную точку зрения по различным вопросам.

3. Воспитательная – Формирование правосознания юриста.

План проведения лекционного занятия

№ п/п Разделы плана и учебные вопросы Время
1. Введение - проверить наличие курсантов, готовность к занятиям; - объявить тему, цели, учебные вопросы и порядок их отработки. 5 мин.
2. Основная часть
2.1 Первый вопрос: Понятие и признаки правового режима чрезвычайного положения   30 мин.
2.2 Второй вопрос: Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 30 мин.
2.3 Третий вопрос: Правовое обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций социально-политического характера.   20 мин.
  Заключение - напомнить тему, цели занятия и как они достигнуты; - ответить на возникшие вопросы; - дать задание на самостоятельную работу. 5 мин.

Радиационно опасные объекты

В России действует 10 атомных электростанций (АЭС), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно–исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30–километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность для населения представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.

Химически опасные объекты

В Российской Федерации функционирует более 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Более 50 % из них используют аммиак, около 35 % – хлор, 5 % – соляную кислоту. На отдельных объектах одновременно может находиться до нескольких тысяч АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях страны достигает 700 тыс. т. Многие из этих предприятий располагаются в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек или вблизи них. Это прежде всего предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Газо–и нефтепроводы

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Большая часть магистральных газопроводов, нефтепроводов и неф–тепродуктопроводов введена в строй в 60—70–е гг. прошлого века. Поэтому сегодня доля нефтепроводов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 73 %, из них значительная часть эксплуатируется более 30 лет. Из этого следует, что существующая сеть нефтепроводов в значительной степени выработала свой ресурс и требует серьезной реконструкции. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), брак строительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).

Транспорт

Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрд пассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.

Гидротехнические сооружения

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. Они расположены, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и все являются объектами повышенного риска. Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Заключение

Разновидностями опасных и чрезвычайных ситуаций являются опасные и чрезвычайные ситуации социального происхождения, которые по своим разрушительным последствиям не уступают, а порой и превосходят природные, техногенные, экологические и иные катаклизмы. Это обусловлено причинами, связанными с деятельностью человека и социума, которые придают этим катастрофическим явлениям и процессам осознанный, изощренный и целенаправленный характер. Знание сущностных характеристик и классификации этих социальных аномалий служит теоретической и методологической основой для анализа возможности их возникновения на территории России и ее регионов.

Предложенный анализ последствий социальных катаклизмов позволяет дать лишь приблизительный прогноз потенциальных опасностей и угроз, которые при определенных условиях могут стать реальностью, если наше государство, общество, конкретные люди, ответственные за безопасность, окажутся неспособными противостоять им. Для локализации возможных ЧС социальной направленности в масштабах как страны, так и регионов огромное значение имеет профилактическая работа, а также противодействие криминальным и экстремистским элементам со стороны правоохранительных органов и надежное обеспечение обороноспособности государства как гарантия от внешних угроз. Сегодня Россия постепенно начинает выходить из кризиса, но до полного благополучия еще далеко.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

специализация – уголовно – правовая квалификация – «Юрист» (очная и заочная)

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ

Наши рекомендации