Современные тенденции и инструменты управления акционерными обществами с государственным участием в РФ.
Рассмотрим новые направления, которые появились в управлении акционерными обществами, часть акций которых находится в федеральной собственности, в настоящее время.
Основными задачами государства по управлению открытыми акционерными обществами с государственным участием, Министерство экономического развития считает[141]:
– внедрение института профессиональных директоров и стратегического планирования, содействие развитию инноваций в акционерных обществах;
– повышение качества корпоративного управления в холдинговых структурах (оптимизация их структуры, отчуждение непрофильных активов);
– формирование обоснованной дивидендной политики.
Следует отметить, что Росимуществом разработаны методические указания практически по всем направлениям корпоративного управления: создана методология определения профильности активов госкомпаний; методические рекомендации по организации работы Совета директоров в акционерном обществе; методические рекомендации по организации проверочной деятельности Ревизионных комиссий акционерных обществ с участием Российской Федерации; методические указания по применению ключевых показателей эффективности; методические рекомендации по организации работы корпоративного секретаря в акционерном обществе с государственным участием; методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в АО; методические рекомендации по формированию Положения о вознаграждениях и компенсациях членов Ревизионной комиссии акционерного общества с участием Российской Федерации; методические рекомендации по формированию положения о Ревизионной комиссии; методические рекомендации по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием.
В феврале 2014 г. Правительством РФ была одобрена новая редакция Кодекса корпоративного управления, который внес некоторые изменения в политику корпоративного управления государственных акционерных компаний. Кодекс рекомендовано использовать публичным компаниям с государственным участием.
Следует отметить, что новая редакция Кодекса была разработана по рекомендации Европейской комиссии. В новой редакции Кодекса большая роль отведена расширению роли совета директоров в решении следующих вопросов: в управлении рисками, в контроле над дочерними структурами. Более четко проработаны критерии независимости директоров, увеличена их доля, а комитет по аудиту должен полностью состоять из независимых директоров[142].
С целью повышения качества корпоративного управления Росимущество подготовило методику самооценки качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием, которая была утверждена приказом Росимущества № 306 от 22.08.2014. Эта методика должна помочь провести компаниям самооценку корпоративного управления с точки зрения его соответствия Кодексу корпоративного управления.
Разработана также методика индивидуальной оценки деятельности членов совета директоров, которая должна повысить контроль за деятельностью представителей интересов Российской Федерации в органах управления АО с государственным участием. Будет оцениваться индивидуальная работа каждого члена совета директоров АО.
С целью повышения прозрачности управления компаний с государственным участием создаются единые казначейства головных, дочерних и зависимых организаций. Росимуществом проводится анализ системы управления финансовыми потоками АО с государственным участием, его дочерних и зависимых организаций; разработаны документы, регламентирующие работу системы платежей и рассчетно-кассового обслуживания; предусмотрен механизм отбора кредитных организаций и банков; разработаны меры по контролю за исполнением бюджета, разработаны регламенты по реализации кредитной и финансовой политики, регламент прохождения платежей, утверждено типовое положение о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием[143].
Еще одно направление работы Росимущества – это разработка различного рода программных документов: стратегий, концепций, программ. Акционерные общества с государственным участием разрабатывают долгосрочную программу развития, осуществляют текущее планирование и принимают ключевые показатели эффективности.
В управлении акционерными обществами с государственным участием можно выделить следующие тенденции:
- расширение горизонта планирования;
- целеполагание;
- ведение стратегической политики;
- усиление внутреннего контроля со стороны собственников;
- государство избавляется от небольших пакетов акций;
- продажа непрофильных активов.
РЖД согласовала продажу непрофильных 70 компаний, за которые они должны получить около 100 млрд. руб. Избавляются от непрофильных активов «Газпром» и «Ростехнологии», которые выставили на продажу 1500 объектов недвижимости. В целом государственные корпорации намерены получить продажи непрофильных активов от $2 до 4 млрд.[144]
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.Происходит перенесение идей корпоративного управления из частного сектора в государственный сектор экономики. Возникает противоречие между общественными интересами, которые должны выражать акционерные общества с государственным участием, и их коммерческими интересами.
2.Являясь собственником акций, государство выступает в двух качествах: регулирует с помощью нормативно-правовых актов деятельность АО и управляет акциями и государственными компаниями в качестве собственника. Поэтому управление основывается как на корпоративном, так и на административном праве.
3.С целью повышения эффективности управления внедряются система стратегического планирования, институт профессиональных управляющих, система показателей эффективности, аудит, принципы, заложенные в Кодексе корпоративного управления и др.
Управление акционерными обществами с государственным участием крайне бюрократизировано, что проявляется в принятии различного рода регламентов, стандартов, методических рекомендаций и методик практически по каждому направлению.