Кадастровая оценка земельных ресурсов.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Проводится она не реже одного раза в пять лет. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр[119].
Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и включает совокупность следующих действий:
· принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
· формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
· отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
· определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости (в том числе процедуру ознакомления с проектом отчета об определении кадастровой стоимости);
· экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
· утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
· внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" был утвержден порядок проведения кадастровой оценки земель.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Росреестром также принята дорожная карта «Совершенствование оценочной деятельности»[120], которая предусматривает меры, направленные на совершенствование государственного регулирования оценочной деятельности, повышение эффективности саморегулирования в указанной сфере, в частности деятельности Национального совета по оценочной деятельности.
Цели «дорожной карты» достигаются за счет:
– разработки и внесения изменений в федеральные стандарты оценки с учетом международных стандартов оценки;
– развития баз данных, содержащих сведения о характеристиках объектов оценки, уточнения порядка применения имущественной ответственности юридических лиц, заключивших договор о проведении оценки, дисциплинарной ответственности оценщиков, а также установления дисциплинарной ответственности в отношении экспертов саморегулируемых организаций оценщиков;
– повышения требований к членству в саморегулируемых организациях оценщиков, в том числе в части квалификации и опыта работы в области оценочной деятельности;
– совершенствования процедур проведения государственной кадастровой оценки и порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установления дополнительных требований к исполнителям работ по определению кадастровой стоимости;
– уточнения полномочий органов государственного и негосударственного регулирования оценочной деятельности, в том числе в части проведения единого квалификационного экзамена для претендентов на членство в экспертных советах саморегулируемых организаций оценщиков, а также порядка создания и функционирования Национального совета по оценочной деятельности.
8. Проблемы в управлении земельными ресурсами на государственном и муниципальном уровне.
По мнению некоторых ученых в настоящее время российская земля используется не по-хозяйски. Обладая огромными земельными ресурсами, Россия не в полной мере использует их потенциал.
Существуют серьезные проблемы: увеличение неиспользуемых в сельскохозяйственном обороте земель до 5 млн. га; выведение из оборота за 1995-2014 гг. 2,5 млн. земельных участков продуктивных земель за счет изменения категории земель; потеря достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения; несоблюдение собственниками, землевладельцами и землепользователями, включая арендаторов земель, ограничений и обременений прав в использовании земель, что приводит к продолжению процессов деградации; занижение арендных платежей за используемые земельные участки и выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности под объектами недвижимости;[121] отсутствие должного порядка в градостроительных документах; не в полной мере выполняются мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв; неполное вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков. Например, в г. Томске в 2014 г. в хозяйственный оборот вовлечено только 38,85 % земельных участков.[122]
Внесенные поправки в Земельный кодекс РФ позволяют безвозмездно передавать федеральные земли муниципалитетам. Речь идет о неиспользуемых участках или используемых не по назначению. Муниципалитеты смогут претендовать и на участки, которые сданы в аренду. Передаче не будут подлежать участки с государственной недвижимостью, в границах особых экономических зон, зарезервированные для государственных нужд и лесного фонда. Для получения участка муниципалитеты должны разработать территориальные планы, провести градостроительное зонирование и отправить заявление федеральному собственнику.