К райком вкп (б) тов. мирзояну. письмо г.мусрепова от 7 мая 1934 года
Как известно, сейчас в литературной и театральной среде, среди студенчества идут усильные разговоры (не обсуждение а именно разговоры) о премьере каздрамтеатра – «Хан Кене» Ауезова, по скольку кроме запрещения Наркомпросом постановки этой пьесы нечего не сделано, в смысле обсуждения и исправления её, то естественно не ______ театральной общественности, умалчивание печати, которые недовольство среди, писателей «не кажется, что Наркомпрос и театр сделали большую ошибку, допустили открытую постановку «Хан Кене» без предварительного общественного просмотра. В частности тов. Жургенов и Беков не согласились на мое предложение пропустить пьесу через общественный просмотр. К объявления просмотр превратили в открытую коммерческую постановку: в день постановки я звонил им обоим с этом предложением, но оба они отклонили его. А после постановки тов. Беков утверждал, что руководители Крайкома ВКП(б) остались очень довольным постановки, сделали лишь отдельные легко исправимые замечания. Это его утверждение было мне понятно, по скольку тов. Беков как постановщик всю зиму собрался определить на постановке «Ханкене» т в о р ч е с к и й п у т ь своего театра, что между прочем является тоже некорной установкой для революционного театра, ибо такой творческий путь утвердил бы театр не на революционной советской тематике, а на старой. Драмтеатр больше чем кто либо крутой должен учесть, что он более лучше ставит «Аркалык Батыр» и «Енлик -Кебек», чем «Майдан», «Турксиб» и дрг. _______ революционные пьесы, что было и остается его слабый местой. А вопрос о том, на какой тематике драмтеатр будет определять его творчески путь и будет художественно утверждаться – это вопрос больше принципиальный важности.
Но запрещение (хоть оно временное) постановки «Хан Кене» мотивировано опять таки неправильно. Распоряжение тов. Жургенова просит: «рассмотрев три действия пьесы «Хан Кене», претендующей, как и её понял, на история борьбы казахского народа с русским царизмом и трактовке революционных национальных взаимоотношений киргиз и казахов, я обнаружил следующие важнейшие дефекты, без исправления которых не считаю возможным дальнейшую постановку ее» и т.д.
Бесспорно, что постановку «Хан Кене» нужно было приостановить, исправить ошибку допущения её открытой постановкой без общественного просмотра. Кроме того – это ___ , пьеса нуждается в ремонте, как и чести трактов и событий, относящейся и к движению «Кене Сары», «Хан» Касымова, так и показа действительного отношения казахского народа прежде всего к нему. Но Наркомпрос не понял на какого основного положения надо исходить при исправлении пьесы. Он требует исправление пьесы исходя на кого неправильного положения, что «пьеса претендует на историю борьбы казахского народа царизмом». Это наверное к корне требование. Пьеса построена (правильно) на других рельсах, именно – оно претендует на показ ____________ и его последний отчаянные попытки восстановить уже развалившиеся к тому времени ханства. Исправление пьесы нужно требовать исхода именно из этого ______. Требование те исправления ее ставит себе основной задачей показ борьбы казахского народа царизмом». «Во главе который будет стоять» хан Кене не особенно верно сама по себе, тем более не верно в отношении данной пьесы, которые в этом отношении двухмысленный не имеет. Для показа борьбы казахского народа с царизмом, нужно выбрать не Кене хана, а боле в широкое движение, возглавлявшееся хотя бы Исатаем – Махамбетом, или 1916год.
Очевидно нужно побудить Наркоспросс и Культпроп чтобы они не откладывали обсуждения «Хан Кене». Но обсуждение будет носить неправильный характер, если не будет ясность в постановке вопроса и требований. Поэтому считаю целеобразным установить до обсуждения на каких задач – показ истории борьбы казахского народа _________» или показ___________ ханство и его последнее отчаянный попытки за восстановления своего господства и борьбу народных масс про _____ самых будем исходить при исправлений пьесы.
Я лично настаиваю на ___________
Г.Мусирепов
7 мая 1934 года.
*** *** ***