Политика и власть в глобализирующемся мире
Как и в других областях жизнедеятельности, глобализация влечет за собой принципиальные изменения в области политики, устройства и распределения власти. От того, насколько правильно будет понят смысл этих изменений и проявлена воля к объединенным действиям, в решающей мере зависит способность человечества удерживать под контролем сам процесс глобализации, используя его положительные аспекты и минимизируя негативные последствия, достойно ответить на экономические, социальные, экологические, духовные и иные вызовы ХХI века.
“Сжатие” пространства благодаря революции в области коммуникаций и формированию мирового рынка, необходимость общечеловеческой солидарности перед лицом надвигающихся угроз неуклонно сокращают возможности национальной политики и множат число региональных, континентальных, глобальных проблем. По мере усиления взаимозависимости отдельных обществ эта тенденция не только доминирует во внешней политике государств, но и все больше дает себя знать во внутриполитических вопросах.
Между тем, основой “организационной структуры” мирового сообщества остаются суверенные государства. В условиях этого “двоевластия” остро необходим разумный баланс между национальной и глобальной политикой, оптимальное распределение “обязанностей” между ними, их органичное взаимодействие.
Насколько реально такое сопряжение, удастся ли преодолеть противодействие сил национального и группового эгоизма, использовать открывающийся уникальный шанс формирования демократического мирового порядка?
Опыт последних лет не позволяет однозначно ответить на этот вопрос. Ликвидация раскола мира на два противостоящих военно-политических блока не привела к ожидавшейся демократизации всей системы международных отношений, к устранению гегемонизма или сокращению применения силы. Велик соблазн начать новый тур геополитических игр, передел сфер влияния. Заметно притормозился процесс разоружения, импульс которому дало новое мышление. Вместо одних конфликтов разгорелись другие, не менее кровопролитные. В целом после шага вперед, каким стало прекращение “холодной войны”, было сделано полшага назад.
Все это не дает основания считать, что возможности демократического переустройства международной системы исчерпаны, но свидетельствует о том, что эта задача намного сложнее, чем представлялась десять лет назад политикам, отважившимся за нее взяться. Остается открытым вопрос о том, что придет на смену биполярному миру - новая его версия с заменой Советского Союза какой-то супердержавой, моноцентризм, полицентризм или, наконец, демократическое управление делами мирового сообщества посредством общеприемлемых механизмов и процедур.
Наряду с созданием новой системы международных отношений и перераспределением власти между государствами растущее значение приобретают другие факторы, активно влияющие на формирование миропорядка ХХI века.
1) международные финансовые институты,
2) транснациональные корпорации,
3) мощные информационные комплексы типа “Интернет”,
4) глобальные системы коммуникаций,
5) объединения родственных по духу политических партий и социальных движений, религиозные, культурные, корпоративные объединения –
все эти институты формирующегося глобального гражданского общества могут в перспективе приобрести сильное воздействие на ход мирового развития.
Тем самым формирующейся глобальной системе нужна разумно организованная легитимная власть, выражающая коллективную волю мирового сообщества и обладающая достаточными полномочиями для решения общемировых проблем.